Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Тридцать тысяч миль вокруг света под парусами

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами
Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива Ии Лысенко

Феодосийка – участница кругосветки на яхте «Елизавета»

В 2019 году, незадолго до начала пандемии, команда россиян под руководством бывшего полярника Алексея Логинова отправилась на яхте «Елизавета» в кругосветное плавание.

Корреспонденту «Победы» удалось встретиться с путешественницей и участницей кругосветной экспедиции на этой парусной яхте. В составе экипажа феодосийка Ия Лысенко прошла сложный этап через ревущие сороковые и пятидесятые широты по чилийским фьордам в Патагонии и пересекла Тихий океан. О сбывшихся мечтах, неожиданностях океана, ярких впечатления необыкновенной кругосветки – в эксклюзивном интервью с увлеченной путешественницей.
Экспедиция была разделена на несколько этапов. Первый этап – от Красноярска до Питера по Енисею, северным морям и Беломорско-Балтийскому каналу. На первом этапе «Елизавета» по реке Енисей вышла на Северный морской путь, дошла до Беломорско-Балтийского канала, далее – через Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро, а по Неве в августе 2017 года пришвартовалась в Санкт-Петербурге. За 46 суток было пройдено 3162 морские мили (около 5860 км). С августа 2019 года судно обошло Европу, совершило трансатлантический переход, прошло Латинскую Америку и прибыло в Антарктиду.
Во время этого этапа кругосветки в Тихом океане никто из членов экипажа и предположить не мог, в какой ситуации они окажутся. К этому моменту стальная яхта уже прошла и Арктику, и Антарктику. Поэтому, казалось, что самое сложное уже позади… Режиссёр Наталья Кадырова, став полноценным членом команды, сняла фильм, в котором запечатлела хронику путешествия: от первых трудностей, связанных с невозможностью зайти в порты по пути следования, до подстерегающих в открытом море опасностей и решающего марш-броска от острова Фиджи к Камчатке.

Стальная «Елизавета»


В экспериментальном цехе одного из оборонных предприятий в своё время изготовили корпус из специальной судовой стали. Когда завод распался, местные предприниматели корпус спасли, изготовив из него большой парусник-крейсер.
Судно назвали «Елизавета» – в честь дочери одного из энтузиастов. Поначалу яхта ходила по Красноярскому водохранилищу, затем её выкупили полярники и подготовили к экспедиции. По морским меркам она небольшая: всего 20 метров в длину и чуть больше, чем три с половиной, в ширину. Но из-за основного преимущества, стального корпуса, лодка может пройти через лед. Можно было, конечно, пройти кругосветку, не отклоняясь от экватора, в комфортных условиях, как это делают многие путешественники, но эту экспедицию решили идти в экстремальных условиях через Северный морской путь и через Антарктиду. Так яхта преодолела переход из Красноярска по Енисею через Северный Ледовитый океан, прошла через Арктику. Затем, через Балтику, спустилась к Лиссабону, пересекла Атлантику, зашла в Рио-де-Жанейро и вдоль Аргентины, через пролив Дрейка, пришла в Антарктиду, потом поднялась в Чили. Здесь-то экспедицию и застала эпидемия коронавируса… На восемь месяцев члены экипажа оставили лодку и улетели домой, но, как только южноамериканская страна снова открыла въезд для туристов, уже в новом составе семи человек продолжила свой путь. Как раз в это время в команду и попала наша героиня Ия Лысенко.

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами

Страсть к путешествиям


Непреодолимое желание познать мир, постоянно открывая что-то новое вокруг себя и в себе самой, – все это заложено в нашей героине её родителями Борисом и Татьяной Лысенко, ветеранами нашего туристского клуба «Кара-Даг». За свою более чем полувековую историю феодосийский турклуб – один из старейших на территории бывшего Советского Союза – вырастил не одно поколение ребят, увлеченных краеведением и спортивным туризмом.
История клуба изобилует славными страницами. За прошедшие десятилетия команды «Кара-Дага» много раз становились обладателями призовых мест на областных, республиканских и всесоюзных соревнованиях. Спелеологам турклуба принадлежит честь открытия нескольких пещер, в том числе и самой глубокой в Крыму – шахты Солдатской. На базе клуба, как и раньше, осуществляется подготовка туристов на занятиях начальной туристской подготовки – курсах организаторов спортивного туризма. В клубе существуют секции пешеходного туризма, горного туризма, спелеотуризма, спортивного ориентирования, лыжного и водного туризма. Члены турклуба постоянно проводят не только «Звездные походы» по местам боевой славы, но и походы выходного дня, многодневные походы, организуют спелеологические экспедиции. Клубом «Кара-Даг» ежегодно в июне проводится городской слет туристов, соревнования по технике горного, пешеходного и спелеотуризма. Через турклуб «Кара-Даг» прошло не одно поколение феодосийцев. Карадаговцы приводили с собой в клуб своих детей, которые вырастали и приводили сюда уже своих детей. Так появлялись целые туристские династии.
Палатка… Дым костра… Горы… Леса… Пещеры… Звезды над головой в ночном небе… Красоты природы, а рядом – надежные друзья. Всё это Ия впитывала буквально с молоком матери. Борис и Татьяна Лысенко маленькую Ию начали таскать с собой по горам и туристским тропам еще в семимесячном возрасте. С тех пор она навсегда полюбила Крымские горы и, как признается сама, уже во взрослом возрасте, путешествуя по миру автостопом, всегда искала в горных вершинах далеких стран знакомые очертания Кара-Дага, Эчки-Дага, Ай-Петри и Демерджи…

Гидростоп


Что это было – волшебная воля судьбы и доказательство, что ничего невозможного в этом мире не бывает? Подтверждение того, что всегда надо мечтать, и все мечты сбудутся? В это время девушка полтора года автостопом путешествовала по Южной Америке и мечтала пройти на яхте хоть какой-то отрезок пути. Вообще, эта мечта у нее была с детства. Удивительным образом на этом жизненном отрезке у путешественницы случился «гидростоп».
– В Патагонии должна была встретиться с одним человеком, с которым планировали путешествие по горам. Он мне сказал, что экипаж яхты набирает команду, нужны два человека. Написала, что путешественница, живу в палатке, спартанский быт не пугает. Умею готовить, фотографировать, мыть палубы. А выбрали нас не поэтому. Человек должен быть открытым и готовым ко всему, спокойно принимать любые сложности. Так я и попала в команду, – вспоминает Ия.


В обновлённом составе команда вернулась на борт, чтобы завершить кругосветку, проплыв по Тихому океану и вернувшись в Красноярск через восточную часть Арктики. Сначала шли по чилийским фьордам. Ия научилась рыбачить, бросать якорь, управлять яхтой, ставить паруса.
– Это бесподобное путешествие, которое учит тебя не только физическим навыкам, но и морали. Семь человек, абсолютно разные личности разных социальных классов, мировоззрений, характеров, оказались на одном борту. Мы были лишены возможности быть наедине с собой, выходить с яхты на сушу. Все делать надо было вместе: готовить, управлять лодкой. Работы было очень много. Свободное время, если и выдавалось, проводили за чтением книг. По очереди готовили еду, но чаще всех стоял у плиты Павел, – рассказала путешественница.
Для себя Ия первоначально решила: как только придет осознание, что она не захочет расставаться с другими членами экипажа, значит, в этот момент они стали ее семьей. Это и произошло через три месяца, а через четыре им пришлось расстаться. И на Камчатку они шли уже вчетвером.
Экспедиция по Тихому океану вместо четырех месяцев длилась семь. Этап Тихого океана проходил через острова французской Полинезии, Пасхи, Робинзона Крузо, от Фиджи вдоль Курил, по Охотскому морю дошли до Камчатки, и занял 7 месяцев. Штиль – это самое страшное для яхты под парусом. Сколько судов и моряков погибали, попав в плен штиля, когда на борту не оставалось воды и еды!
– Были моменты, когда у нас не работал двигатель. Тогда наши бравые ребята чинили его. В это время остальные молились, чтобы у нас был ровный киль, когда лодка идет без крена. Только тогда можно увидеть, как работает двигатель. Мы экономили топливо постоянно. Старались даже в самый штиль выкарабкаться и пройти на одном-двух узлах, – вспоминает Ия Лысенко.

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами

Остров Робинзона


Остров, на который когда-то с корабля высадили моряка со вздорным характером, был первым местом, куда собиралась высадиться команда. На мой вопрос, какое самое красивое место, где удалось побывать во время экспедиции, Ия назвала именно этот остров.
– Из всех островов он был самый необыкновенный. Большая часть островов были атоллы, рифы из-под воды. А горную местность видели довольно редко. Поскольку я жительница Крыма, родилась в Феодосии, для меня горы – это неотъемлемая часть моей жизни. И когда я увидела остров Робинзона Крузо, это настолько было фантастически! Такие красивые облака, пейзажи, закаты и восходы… Как нарисованные на картинах, воплощение великолепия. Немного похожие на крымские. Ведь наш Крым – это весь мир в миниатюре, – рассказала она.
Во время одного из редких звонков домой Ия в разговоре с отцом поделилась своими впечатлениями об океане.
– Он такой разный, в нем нет ничего. То он абсолютно тихий, спокойный и гладкий, то бывает – бушующий, заливающий каюту и всех нас. Папа напомнил мне слова Высоцкого: «Кто в океане видит только воду, тот на земле не замечает гор», которые запали мне в душу надолго. Потом каждый мой выход на палубу, смотря на океан, всегда думала, как здорово, что в океане я вижу не только воду.
– «Добро пожаловать на остров Робинзона Крузо, но вы не можете выйти на берег, вам надо пройти 14-дневный карантин! – прозвучали из рупора неожиданные слова береговой охраны острова. И никакие доводы о пройденных тестах и карантинных мерах не помогли. – На острове нет случаев ковида, но наш остров очень боится ковида», – был ответ. И яхте пришлось двинулась дальше. Острова в этой части океана встречаются редко, до следующего острова Пасхи идти около трех недель.

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами

«Иди в свой страх»


Шквал – резкое усиление ветра, причем с резким изменением направления. Чуть зазевался, и ветер может сломать мачту, разорвать парус или даже опрокинуть яхту на бок. Поэтому паруса надо убрать до того, как начнется шквал. Команда успешно преодолела пролив Дрейка, который называют кладбищем кораблей из-за сумасшедших ветров… Прошли дважды при ветрах до 21 м/с и волнах с трехэтажный дом. В чилийских фьордах пришлось четыре дня стоять против ветра только для того, чтобы яхту не сдуло.
Слушая этот рассказ, нельзя было не спросить, а когда был самый страшный момент в путешествии.
– Не было страшно. Когда изначально зашла на лодку, увидела капитана и старпома, членов экипажа, поняла, что с ними мне ничего не страшно. Это такие люди с золотыми руками. Они могут и двигатель починить, и заклепать лодку, если что-то пробито. И нырнуть в четырехградусную воду. О страхе вообще не думала. Если что-то страшно, иди в свой страх, – ответила Ия.
Через неполадки, непогоду, ветра и шторма яхта шла на остров Пасхи два месяца. Но здесь команду также ждало разочарование. На федеральном уровне Чили была открыта, но местные власти решили не пускать туристов на острова. «Если сюда попадет ковид, медицина острова не справится с напастью», – ответили по связи с берега, решив передать продовольствие и топливо на борт яхты прямо в море. А вскоре после того, как путешественники вышли из Чили, страна вновь закрыла свои границы. У команды не осталось никаких иллюзий пришвартоваться в порту одного из островов. Почти все государства Тихоокеанского региона закрылись из-за ковида. Яхта отправилась вдоль необитаемых островов, на которых команде пришлось добывать еду: кокосы и рыбу. К островам подходили на надувной лодке, при этом самое страшное было пройти береговые волны. Во время одной из высадки на берег чуть не погиб член экипажа, которого закрутило и унесло в море сильное течение. К счастью, его удалось спасти.

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами

«В помощи отказать!»


Единственной открытой страной в океане была Фиджи. Идти до нее около трех недель, а топливо уже давно было на исходе, так же как вода и продукты. Но команда научилась собирать дождевую воду из паруса. После обильного дождя за один день набиралось целых пятьдесят литров питьевой воды! Вот только дожди в это время были здесь редкой удачей. Чтобы укрыться от жары, яхту «нарядили» в пальмовые ветви. Воду использовали только для питья и приготовления пищи, а для купания и стирки одежды использовали морскую воду. Основным блюдом на завтрак, обед и ужин были макароны. И даже каждая луковица была на счету. А спустя несколько дней обнаружили, что и последнего не осталось: залитые водой после шторма макароны сгнили. Это заблуждение, что в океане можно везде поймать рыбу. Ловится она лишь на отмелях, но подойти на яхте к атоллам сложно. К счастью, все же на следующий день экипажу посчастливилось поймать рыбу.
По морскому праву судно может на 48 часов остановиться в любом порту для пополнения запасов, продовольствия, воды и топлива. Если судну нужна помощь, оно вправе зайти в любой порт и попросить помощи. Для экипажа «Елизаветы» это был как раз тот случай на пути к Фиджи. И путешественники попросили помощи у портовых служб государства Самоа. «Мы четыре месяца в море. Нам нужны вода, топливо и еда!» С рыболовного судна неподалеку по рации раздается: «Мы понимаем, но границы закрыты». А через сутки портовая служба ответила официально: «В вашей просьбе отказали».
– Спасибо за гостеприимство, – был сдержанный ответ капитана «Елизаветы».

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами

Радость и беда на Фиджи


И только на Фиджи участникам экспедиции были рады, здесь им удалось пополнить запасы. На мой вопрос о самом позитивном моменте экспедиции, Ия ответила, что это как раз и был факт, когда команду пустили на остров.
– Мы так радовались и обнимались! Нам, наконец-то, привезли кусок мяса. У нас же вообще ничего не оставалось, только килограмм замороженной барракуды да последняя пачка макарон. Это было такое счастье, что нас пустили.
Но на Фиджи экипаж ожидало страшное испытание: от сердечной недостаточности скоропостижно умер самый пожилой член команды, он уснул и не проснулся. Из-за оформления всех необходимых документов и того, что длительное время невозможно было получить урну с прахом покойного, команде пришлось задержаться здесь на полтора месяца. С Фиджи «Елизавета» прямым курсом двинулась к российским берегам, на Камчатку. Впереди – десять тысяч километров и полтора месяца в океане. Причем по пути нет ни одного открытого государства, куда лодка может зайти. Курс от Фиджи до Южно-Курильска яхта преодолела за 36 дней под парусами.
Как говорит капитан Алексей Логинов, изначально цель экспедиции была сделать парусную кругосветку через экстремальные участки Арктики и Антарктики, но не это стало главным.
– Главное – это сама жизнь, а жизнь – это путь, который ты идешь все время, – уверен капитан яхты.

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами
Путешественница со своими родителями – ветеранами феодосийского туризма Татьяной и Борисом Лысенко

Кит-мечта


Еще путешествуя по Патагонии, Ия загадала желание когда-нибудь в океане увидеть кита. Однажды она, уже будучи членом команды, услышала крик одного из друзей: «Ия, иди скорее. Кит!» Но, выскочив на палубу, увидела, что похожим на кита оказалось облачко на горизонте. Вместе с командой посмеялись придуманному розыгрышу. А чуть позже мечта девушки сбылась. При выходе из Чили в Охотском море с восторгом Ия увидела, как гигант морских глубин показал мощную спину, выпустил красивый фонтан и, продемонстрировав рельефный хвост, ушел в недра океана.
– Это была фантастика! Я не думала, что вот так – раз, и мечта сбудется. Хочется сказать молодежи, что не нужно ничего бояться. В мире есть столько открытых путей и добрых людей! – улыбается путешественница.
Участие феодосийки в кругосветном путешествии на яхте – это по-настоящему сенсация для нашего небольшого городка. Но надо знать характер Ии, её легкость на подъём, её неудержимое желание открывать что-то новое для себя, чтобы понять: рано или поздно это должно было произойти!
А сколько еще нехоженых путей, новых дорог и удивительных открытий впереди! Добрых попутных ветров тебе! И, конечно же, – удачи!

Тридцать  тысяч  миль  вокруг  света  под  парусами
Автограф для газеты «Победа»

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять