Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Первый поезд – в Феодосии. Как это было…

Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было…

Здание Большого вокзала на Сарыголи. Вид со стороны железной дороги. Фото из коллекции Н.Драгина

Олег ОЛЬХОВАТСКИЙ, Олег ОЛЬХОВАТСКИЙ

3 августа (по ст. стилю) 2021 года, совершенно незаметно для жителей Феодосии, а тем более для многочисленных летних гостей города, проскочила очень примечательная дата – 129-летие со дня открытия Джанкойско-Феодосийской железной дороги! Да, это дата, конечно, не юбилейная, но весьма значительная. Ведь тогда, в 1892-м, это было очень знаменательное, точнее – ключевое событие в истории нашего города!

Оторванный своей дальней окраинностью от остальной России, древний, когда-то процветавший торговый город вновь становился частью современного на тот период огромного хозяйственного организма великой Российской Империи. Нет сомнения, что это был один из самых счастливых дней для феодосийцев! И пусть сначала поезда доходили лишь до станции Феодосия, переименованной в 1907 году в станцию Сарыголь – по названию слободы, на территории которой и находилась станция. (В настоящее время, как, наверное, всем известно, – это станция Айвазовская). И ничего, что пришлось пару лет терпеть некоторые неудобства, так как пассажиры, особенно с багажом, испытывали большие затруднения, добираясь от главной станции, находящейся в двух с половиной вёрстах от Феодосии.
Уже весной 1894 года устройство развитой сети пристанционных путей и строительства сопутствующих строений в районе строящегося порта были, в общем, завершены, что дало возможность торжественно открыть пассажирскую станцию Феодосия-город, сначала с деревянной платформой с навесом, а затем и с временным деревянным вокзалом.
Отметим также, что при строительстве новой портовой территории была сделана значительная искусственная насыпь, полностью изменившая линию берега в этом районе и уничтожившая большой участок прекрасного песчаного пляжа. И не одно поколение феодосийцев безосновательно обвиняло в его гибели И.К.Айвазовского, якобы разрешившего тянуть дорогу именно этим путём.
Фактически же жажда получения железной дороги так охватила всех феодосийцев, а боязнь снова утерять ее была до того сильна, что Городская Дума в постановлении 13 февраля 1891 г. отчуждила для нужд дороги все свободные городские земли. В результате лучшая часть пляжа, в количестве 99 десятин, оказалась в полной собственности дороги, и только после 25-летней борьбы городу в 1916 г. удалось получить обратно всю береговую полосу.

Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было…
Здание Большого вокзала на Сарыголи. Лицевой фасад. Фото из коллекции Н.Драгина


Теперь в Феодосии стало два вокзала – «Большой», отстоявший от города в 2,5 версты, и «Городской». Проезд до Большого вокзала стоил во II классе 13 коп., в III – 7 копеек. Ветка эта была городская, и дальше не шла, поэтому с багажом удобнее было отправляться на Большой вокзал. При следовании в Феодосию поезд останавливался не у Большого, а у Городского вокзала, причем взималась вышеуказанная плата в 13 и 7 копеек. Деревянное здание железнодорожного вокзала простояло до 1914 года. В том году было построено из белого камня-известняка оригинальное здание вокзала по проекту петербургского архитектора П.И.Чернышёва. Полукруглая ротонда из тесаного естественного камня оригинально подчеркивала его центральный вход. К глубокому сожалению, прекрасное здание вокзала не пережило Великую Отечественную войну. По неподтвержденным данным, оно было разрушено в период Керченско-Феодосийского десанта и последующими за ним боевыми действиями по захвату гитлеровцами Феодосии в январе 1942 года. Современное здание вокзала было построено по проекту днепропетровского архитектора М.И.Зарайского в 1956 году.
Завершил привокзальные постройки виадук, построенный в 1916 году и начинавшийся, согласно старой карте, на Приморской улице, проходящий над привокзальными железнодорожными путями и опускавшийся на территорию порта за широким молом. Виадук также был разрушен во время войны. И позже не восстанавливался.
Учитывая слабую обеспеченность Феодосии пресной водой, одновременно с началом строительства железной дороги началось строительство и водопроводной линии, к тому же не связанной с городской. Для этого в шестнадцати километрах от города в имении Ак-Мелез, ныне село Отважное, построили бетонный резервуар для вод источника Кошка-Чокрак. От него протянули водопровод к водонапорной башне железной дороги. Вода из источника обеспечивала станции Сарыголь, Феодосия-город, ею заправляли паровозы, водой снабжались приходящие в порт пароходы, за воду платили валютой. Управление строительством железной дороги помещалось в Феодосии в имении Рукавишникова, в особняке, ранее принадлежавшем герою Кавказской войны генералу П.С.Котляревскому.
К моменту открытия движения на станции Феодосия были построены следующие сооружения: 1. Пассажирское здание; 2. Три жилых дома: один двухэтажный, сохранившийся до наших дней, два – одноэтажные; 3. Ледник; 4. Паровозное здание и кузница тяги; 5. Водоёмное здание; 6. Баня; 7. Товарная платформа; 8. Портовая ветвь.
Приводим заметку в феодосийской газете о торжественной церемонии открытия железной дороги и связанных с этим интересных событиях. Старая орфография и пунктуация текста частично сохранены.

Продолжение

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять