Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Первый поезд – в Феодосии. Как это было… (продолжение)

Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было… (продолжение)

Общий вид построенной развитой сети пристанционных путей на станции Феодосия-город. Почтовая карточка из коллекции Н.Драгина

Олег ОЛЬХОВАТСКИЙ

Продолжение. Начало по ссылке

Открытие Джанкой-Феодосийской железной дороги

(От нашего корреспондента)

«3-го августа, в 5 час. пополудни, состоялось торжество освящения и открытия Джанкой-Феодосийской железной дороги. В 4 ч. 20 мин. к дебаркадеру станции Феодосия подошел поезд, на котором прибыли железнодорожное начальство, строители дороги и многие другие лица. Тотчас по прибытия поезда преступлено было к торжеству освящения в присутствии председателя комиссии по приему дороги инженера г. Шиловского, строителя дорога инженера Н.П.Межанинова, управляющего Лоз.-Сев. жел. дор. Н.А.Ренкуля, инженеров: Е.М.Подруцкого, Л.М.Бошняк, г. Поплавского, заведующего дорогой Н.Т.Щепетова, начальника движения Н.Н.Оболенского, начальника телеграфа К.А.Кайиль, строителя порта инженера Пеля, всех военных и гражданских чинов, почетных граждан г.Феодосии, всех железнодорожных служащих и при стечении громадной толпы публики.
Молебствие совершено было духовенством соборным и греческой церкви; по окончании освящения воды пред началом благодарственного молебствия настоятелем Феодосийского собора отцом Афанасием Иваницким произнесено было приличное случаю слово. При провозглашении «многие лета» Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, мимо дебаркадера плавно прошел расцвеченный флагами локомотив, украшенный громадным венком с букетами «Ф.Д.», вследствие разложенных ранее на рельсах петард пение «многие лета» сопровождалось взрывами этих петард.
По окончании благодарственного молебствия г. строитель дороги Н.П.Межанинов принимал поздравления, сопровождавшиеся дружескими и радостными поцелуями. Затем гости были приглашены в зал 1-го класса, где им было предложено шампанское и фрукты. Первый тост был провозглашен Н.П.Межаниновым за здоровье Государя Императора, сопровождавшийся громкими долго не смолкавшими «Ура»! Причем хор певчих троекратно пропел народный гимн «Боже, Царя храни». Второй тост был провозглашен за здоровье Государыни Императрицы и Наследника Цесаревича, покрытый не менее одушевленным «Ура» при пении народного гимна.
Затем пили за здоровье строителей дороги, членов приёмочной комиссии, присутствовавшего на освящении почётного старейшего гражданина гор. Феодосии И.К.Айвазовского и многих других.
Об открытии дороги отправлены были телеграммы: господину министру путей сообщения, директору департамента железных дорог и председателю Общ. съезда ж. д., а городом – господам министру внутренних дел и начальнику губернии.
Около 7 час. вечера поезд, переполненный начальствующими лицами и массой публики, отправился обратно в город и остановился около Айвазовского бульвара. С 3-х часов дня город и бульвар были разукрашены флагами, а вечером бульвар был иллюминован.

Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было… (продолжение)
Бывший дом генерала П.С.Котляревского, где с 1891 года располагалось управление строительством (Феодосия, дача Рукавишникова). Фото из коллекции Н.Драгина


Накануне по случаю этого торжества, так как дорога должна была открыться 2-го числа, состоялся обед в зале Европейской гостиницы. Гостей принимали гг. И.В.Дуранте, А.С.Граматиков, Алтунджи и д-р Туржанский.
Первый тост был провозглашен И.К.Айвазовским за здоровье Государя Императора, сопровождавшийся при звуках троекратно повторенного народного гимна, долгим несмолкаемым «Ура».
Второй тост был провозглашен им же за здоровье Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича, докрытый тем же торжествующим кликом.
Затем директором местной мужской гимназии была прочтена телеграмма г. Таврического губернатора, полученная на имя И.К.Айвазовского, приблизительно следующего содержания:
«Экстренные и срочные дела не дали мне возможности воспользоваться любезным приглашением граждан гор. Феодосия, прошу ваше превосходительство передать им мою искреннюю благодарность».
По прочтении телеграммы г. Виноградов произнес тост за здоровье губернатора, принятый горячо всеми присутствующими.
И.К.Айвазовский пил за здоровье строителя дороги Н.П.Межанинова, пожелав ему еще многие тысячи вёрст выстроить на благо нашей родины.
И.В.Дуранте сказал приблизительно следующее: только 29-го сентября прошлого года мы встретили первый, так называемый сквозной поезд, и не прошло еще полного года, как мы уже празднуем канун открытия Джанкой-Феодосийской жел. дороги. Столь быстрым осуществлением нашей заветной мечты мы обязаны присутствующему здесь незабвенному Николаю Павловичу Межанинову, который своей энергичной и разумной деятельностью, достигнув в столь короткий промежуток времени цели, так блистательно сумел согласовать интересы казны с интересами частных лиц. Несмотря на то, что ни одно разумное желание частных лиц не оставлено им без внимания, Николаю Павловичу удалось как нельзя лучше выполнить все требования технике, что, бессомненно, будет отмечено комиссией по приемке дороги. Теперь на долю Николая Павловича выпадает еще более трудная задача: ему предстоит отправиться на Дальний Восток, чтобы содействовать по соединению этой окраины, на которую теперь обращены взоры всех друзей России и к которой с таким трепетом относятся наши враги, – с общей железнодорожной сетью. Пожелаем ему поэтому самое драгоценное, что необходимо для выполнения предстоящей ему высокой миссии – здоровья. Я прошу вас, господа, выпить тост за здоровье Николая Павловича
Межанинова!
Громкое «Ура» было ответом на пожелание.
Директор гимназии г. Виноградов приподнял завесу исторического прошлого «некогда славной Каффы». Как свидетельствует история, говорил г. Виноградов, одним из лучших центров древних греческих колоний на Южном берегу Крыма была нынешняя Феодосия, достигшая своего апогея во время владычества генуэзцев. Но впоследствии другие, более богатые путями сообщения порты выдвинулись вперед и значение древней Каффы стало падать, и затем и окончательно пала. Теперь Феодосии дается то, отсутствие чего так гибельно отозвалось на ее могуществе в коммерческом значении. Железная дорога соединит Феодосию с дальними окраинами Севера, Востока и Запада, а будущий порт даст ей возможность возобновить свои прежние сношения с Блистательной Портой, древней Византией, до туманного Альбиона включительно. Богатый Кавказ пришлет нам свои произведения. Какое положение займет в будущем Феодосия и насколько разовьется ее торговля теперь предсказать трудно. Во всяком случае город этот займет при Черном море свое первоначальное значение. Город наш должен теперь праздновать полную победу, которую он одержал в произошедшей борьбе, исходом которой были заинтересованы лучшие умы и по поводу которой возгорелась горячая полемика на столбцах как столичной, так и провинциальной прессы. Пью за процветание родного города Феодосия!
В ответ на настоящий тост подполковник Шидловский сказал, что оратор выразил мнение, что теперь трудно решить, какое положение займет в будущем Феодосия и насколько разовьется ее торговля. Между тем историческая завеса, приподнятая оратором, бросает достаточный свет на этот вопрос и решается в утвердительном смысле. Стоит только вспомнить, что во время владычества генуэзцев Феодосия насчитывала до 100 тыс. жителей. Кроме того, при обсуждении вопроса в правительственных сферах, где быть коммерческому порту – в Севастополе или в Феодосии, вопрос этот был достаточно обработан и решен в пользу Феодосии только благодаря ее счастливым условиям. Верховная власть, разграничившая значение этих городов, оставила многострадальному Севастополю его историческое значение: быть военным портом, Феодосии – коммерческим. Вот почему враждовавшие до сих пор города должны дружески протянуть друг другу руку и Севастополь своим грозным могуществом должен охранять мирное процветание Феодосии. Я вновь приглашаю вас, господа, выпить за процветание Феодосии!
Н.П.Межанинов сказал, что ему не впервые приходится присутствовать при открытии и постройке железных дорог. Но нигде он не встречал столько сочувствия со стороны общества, сколько в Феодосии. Многие так близко интересовались постройкой, так внимательно относилось к работам, что советами некоторых мы даже пользовались; скажу больше, на некоторых смотрели даже как на наших инспекторов. Уезжая отсюда, я уношу с собой самое приятное впечатление о тех добрых и гостеприимных отношениях, какие я и все мои сотрудники встречали со стороны граждан. Позвольте мне выпить тост за старейшего из местных граждан глубокоуважаемого гражданина И.К.Айвазовского. Дай Бог ему увидеть плоды столь желанной для него дороги. Пью за здоровье Ивана Константиновича!
И.В.Дуранте предложил тост за здоровье заведующего дорогой инженера Щепетова, высказав надежду, что добрые отношения, установившиеся между обществом и Межаниновым, будут сохранены и г. Щепетовым.
В ответ на означенный тост г. Щепетов обещал, что им будут приняты все зависящие от него меры для удовлетворения желания граждан, что он вполне надеется на сохранение этих добрых отношений.
Кроме этих, были произнесены еще много спичей и тостов «за здоровье рабочих, трудами коих сооружена дорога», строителей порта и др.».

Окончание

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять