Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Первый поезд – в Феодосии. Как это было… (окончание)

Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было… (окончание)

Строительство железобетонного пешеходного перехода (виадука) над железнодорожными путями станции Феодосия-город. Фото из коллекции С.Джумука

Олег ОЛЬХОВАТСКИЙ

Продолжение. Начало по ссылке

Приводим меню обеда


«Так как весь путь от Джанкоя до Феодосии был разделен на пять перегонов со станциями Калай, Сейтлер, Ички, Ислам-Терек, то кулинары всех станций, включая Джанкой и Феодосию, готовили для праздничного обеда свое фирменное блюдо:
1) Суп протопьер. Пирожки попурри (Джанкой);
2) Салат-де-волей, или Майонез из осетрины (Калай);
3) Филей с гарниром, Соус шампанион и пожарские котлеты (Сейтлер);
4) Пунш Глясе (Ички);
5) Жаркое: дичь разная и цыплята (Ислам-Терек);
6) Крем жеслерод с моседуаном (Феодосия).
Кофе, чай и фрукты.
Меню украшено фотографическим снимком вокзала станции Феодосия.
Во время обеда играл хор военной музыки Виленского полка; обед окончился в 9 часов вечера».

«Крымский вестник»,
суббота, 8 августа 1892 г.

Событие огромного значения, конечно же, кроме торжественных церемоний, предполагало и праздничную трапезу, интересную саму по себе.
А вот как в московской прессе отозвались на открытие железной дороги и связанные с этим событием необычные моменты.


Открытие Феодосийской железной дороги

«Мы будем говорить не о торжествах, сопровождавших открытие Джанкой-Феодосийской ветви, так как они не отличались от общего типа подобных торжеств, со спичами, тостами, здравицами, речами и пожеланиями, но о том значении, которое приносит новая дорога для своего края, хотя не можем не отметить виртуозной игры случая, характерно завершившей тридцатилетнюю историю вопроса о проведении феодосийской ветви.
Неоднократно этот вопрос обострялся до того, что являлось сомнение быть или не быть Феодосийской дороге; но вот она построена, закончена, и 2 августа объявлено официальное ее открытие: со всех сторон съехались почетные гости, феодосийцы, полные торжественного ликования, разукрасили флагами свои дома; на станции Джанкой приготовили расцвеченный праздничный поезд, в Феодосию прилетели торжественные телеграммы, но феодосийцев, – такова, знать, их обманчивая прихотливая судьба, – ждало еще одно разочарование: день 1 августа прошел, а открытия не последовало, так как министерская депеша о разрешении открыть дорогу получена была лишь в час ночи под 3 августа. Вследствие этого празднество открытия поневоле потеряло много блеска и торжественности. Между прочим, обед в честь строителей дороги, предполагавшийся после открытия, пришлось volens noles сервировать до открытия. Но, как бы то ни было, дорога открыта, стала уже фактом, а не предположением.

Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было… (окончание)
Источник железнодорожного водопровода в 14 верстах от Феодосии.
Слева – здание над источником, посередине – водосборный бассейн,
справа – домик сторожа. Почтовая карточка из коллекции Б.Яремко


Что же принес с собою этот факт? Нет сомнения, что каждый новый путь содействует развитию местных экономических интересов. В этом отношении новая дорога является очень желательною, как открывающая более короткий экспортный путь для грузов северных уездов Таврической губернии и прилегающих местностей Екатеринославской губернии. Этим-то и объясняется возбуждение ходатайств перед правительством о проведении ныне оконченной дороги со стороны земств Мелитопольского, Феодосийского, Александровского, Екатеринославского и Павлоградского уездов. Главным образом новый путь должен оживить Феодосию – ту пустынную ныне местность, через которую он пролегает. Но для остального Крыма Джанкой-Феодосийская железная дорога не только не может принести пользы, но прямо посягает на его экономические интересы.
До сих пор почтовый тракт шел из Феодосии в Симферополь, помимо целого ряда богатых селений, еще чрез два города: Карасу-базар и Старый Крым, причем последний был включен в почтовую линию, с целью оказать ему содействие в экономическом развитии, лишь два года назад. Нет сомнения, что с проведением отошедшей в сторону Джанкой-Феодосийской дороги вся эта местность отдается в жертву экономическому запустению и оскудению.
Что касается самой постройки Джанкой-Феодосийской дороги, то она служит прекрасною иллюстрацией выгодности постройки дороги средствами казны. При замечательной дешевизне, постройка отличалась также и скоростью: работы были начаты 12 марта 1891 года, к осени того же года дорога была закончена вчерне и открыто грузовое движение, а теперь началось и официально правильное. Протяжение дороги 110,63 версты (118 км), разделенных на пять перегонов со станциями: Калай, Сейтлер, Ички, Илам-Терек и Феодосия. Строителем дороги был инженер Министерства путей сообщения Меженинов, уже раньше приобревший себе известность изысканиями по проведению Сибирской железной дороги в пределах Томской, Енисейской и Иркутской губерний.
Удачная и скорая постройка средствами казны Джанкой-Феодосийской дороги невольно наводит на мысль о целесообразности постройки на средства Государственного казначейства другой крымской ветви – Евпаторийско-Биюк-Онжарской, тем более что эта ветвь по своему предполагаемому протяжению почти в два раза короче только-что открытой Феодосийской дороги, по своему же практическому и экономическому значению она даже важнее этой последней».

«Московские ведомости», №221, 11 августа 1892 г.

В заключение добавим, что до декабря 2014 года феодосийская железнодорожная станция работала с большим напряжением – принимала и отправляла пассажирские поезда дальнего следования во многие регионы Советского Союза, а после 1992 года и России. В разгар курортного сезона курсировали дополнительные составы в киевском, московском, харьковском и минском направлениях.
Украинская железнодорожная блокада оборвала эти связи. Феодосия стала обслуживать только местные направления – до станций Азовской, Армянска, Владиславовки и Керчи.
После открытия Крымского моста, с 1 мая 2021 года возобновили движение поезда дальнего следования. Именно 1 мая 2021 года стало новой датой в отсчёте истории Феодосийской железной дороги – на станцию Феодосия прибыл поезд Москва-Феодосия № 163/164, который теперь, правда пока сезонно, курсирует через каждые 3 дня. Время в пути 28 часов.
Жаль, что торжества по этому поводу особого не было. Да и обеда праздничного тоже…

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять