Художник  К.Ф.Богаевский  –  воплощение  мастерства!Феодосийцы на мемориальной акции у могилы К.Ф.Богаевского (в центре A.А.Касаткина)

Феодосия. Блаженное затишье крошечного городка, древняя земля, где родился Константин Фёдорович Богаевский 150 лет назад, а именно – 24 января 1872 г. Творчество Айвазовского, его слава переполняли Феодосию и были атмосферой, которой Костенька дышал с детства. Блеск ослепительной кисти Айвазовского, вся красноречивая романтизация моря была атмосферой, окружавшей мальчика ореолом великого творчества певца моря.

С 1880г. начались занятия подрастающего Константина в Феодосийской классической гимназии, где преподавал известный феодосийский художник-маринист Адольф Иванович Фесслер. С третьего класса гимназии Богаевский уже регулярно брал у него приватные уроки. Именно его позже он назвал своим первым и единственным учителем в детстве. Со временем Фесслер лично представил своего ученика знаменитому И.К.Айвазовскому. Очарование неискушенного юноши от работы мэтра несколько развеялось после того, как было скучно копировать подростку его рисунки, его работы, и он перестал посещать Айвазовского.
В 1881 году Богаевские переехали под Ялту, а девятилетний Константин остался жить в семье И.Е.Шмитта, обрусевшего бездетного немца. Он и его жена стали мальчику вторыми родителями. Они создали семейные поощрения занятием искусством, была любовь и забота об одаренном юноше. В 1891 году Константин Богаевский был зачислен в Императорскую Академию Художеств, в начальный класс.
Три года занятий в гипсовых классах… и полный провал в работе с живой натурой привели к отчислению из Академии – «за неспособностью» молодого художника. А самом деле, он чувствовал, что не вправе открывать то, что сокрыто Создателем; был глубоко религиозен, как вспоминала много позже его супруга.
В 1894 г. творческие задатки молодого художника оценил А.И.Куинджи. Несмотря на то, что он был всего лишь вольнослушателем, пользовался уважением товарищей – избран старостой. Профессор освободил Константина от рисования натурщиков… По окончании Академии в 1898 г. Богаевский вернулся в родную Феодосию.

Художник  К.Ф.Богаевский  –  воплощение  мастерства!
М.А.Волошин и К.Ф.Богаевский в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле. 1920-е гг.

1900-1904 годы – время регулярных поездок по Крыму, из которых маэстро возвращался с полным объемом набросков, рисунков и этюдов, демонстрирующих решение определенных творческих задач.
В 1903-м состоялось знакомство художника с М.А.Волошиным, К.В.Кандауровым. В 1904 г. учениками Куинджи и Репина было создано «Новое общество художников», в которое вошел и Константин Фёдорович. Шесть последующих лет крымский художник выставлял свои работы на выставках Товарищества московских художников, Товарищества южнорусских художников, других творческих союзов и обществ.
1906 г. – женитьба на Жозефине Густавовне Дуранте, с которой его связывала многолетняя дружба и общность жизненных ценностей.
Ежегодно в картинной галерее И.К.Айвазовского открывались выставки произведений художника, приуроченные к очередной годовщине со дня рождения Богаевского. Наступивший 2022-й – исключение: в галерее идут реставрация и большой ремонт.
Кто же такой этот Художник – небольшого роста, стройный, подвижный, малоразговорчивый? Мастерскую он сам себе оборудовал из прежнего хлебного амбара. Это было высокое, просторное каменное здание, в котором Богаевский сделал большое окно в потолке для большего света. Мастерская располагалась в полусотне метров от дома Богаевских. Она была и концертным залом, и храмом искусств. В ней часто выступали приезжавшие на отдых в Феодосию актеры, поэты, писатели. Сам художник любил писать картины, слушая игру на рояле своей жены и обладая тонким музыкальным слухом. Константина Фёдоровича часто навещали друзья. Он очень дорожил дружбой с Волошиным, с Крыловым и Кандауровым.
Прежде всего Богаевский – это мастер живописного героико-романтического пейзажа. Он был интересным собеседником, начитанным, эрудированным, знал иностранные языки, был одним из основоположников советского индустриального пейзажа. Большую часть жизни прожил в Феодосии. Пейзаж Юго-Восточного Крыма – земли, хранящей в себе следы прошедших эпох, – главная тема его творчества.
По праву памяти, отмечая большой юбилей К.Ф.Богаевского, надо обязательно освежить свои познания в сфере творчества этого Художника с большой буквы: посетить Литературно-мемориальный музей А.С.Грина, где уже открылась выставка «Современные художники Крыма», посвященная именно 150-летию со дня рождения Константина Фёдоровича, перечитать сборник статей «Константин Богаевский. Страницы памяти», составленный и изданный А.А.Касаткиной. Ведь в каждой библиотеке города вы его обязательно найдёте.

Художник  К.Ф.Богаевский  –  воплощение  мастерства!

В долгие зимние вечера Богаевский работал за своим рабочим столом над эскизами. При этом – всегда интересные разговоры или беседы с высокообразованной супругой. Она любила художественную литературу, интересовалась искусством, была очень гостеприимной, заботливой и доброй к мужу, который фактически жил за счёт продажи своих картин. Он устраивал выставки не только в Москве и Петербурге, но и в ряде стран Запада, затем – во многих городах Советского Союза.
Художник глубоко чувствовал и понимал скупую своеобразную красоту тесных средневековых улочек, башен и крепостных стен родного города, любил Коктебель и Восточный Крым – свою Киммерию. По образному выражению, он стал голосом этой древней земли. Выдающийся художник, живописец, он по праву в совершенстве владел и такими графическими материалами, как акварель, уголь, карандаш. В рисунке, акварели и литографии достиг предельного совершенства, полного, зрелого мастерства. Свидетельство тому – годы творчества и мастерство послереволюционных лет. А в начале 1930-х годов Константин Фёдорович побывал во многих крупных промышленных центрах страны, получив правительственное задание отобразить индустриальный рост Советского Союза. Его захватили масштабы новых строек – Днепрогэса, Донбасса, нефтяных промыслов Баку, что отразилось в созданных индустриальных пейзажах художника, которые получили высокую оценку и признание. В 1933 году художнику было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», нечастое в то время.


Великая Отечественная война застала художника врасплох. Он растерянно метался по горисполкому. Ценные большие полотна упаковал и отправил в галерею для эвакуации. Сам с супругой сидел на чемоданах, но эвакуироваться они так и не успели.
Во время войны Феодосия выглядела мрачной, осиротевшей, малолюдной. На рынке попал под массивную бомбежку… И трагически погиб 17 февраля 1943 года.
Активисты Феодосийского отделения Русской общины Крыма часто посещают могилу К.Ф.Богаевского: возлагают цветы, читают стихи, просто благодарно и проникновённо говорят о нём – нашем великом земляке. И вам, читатели, тоже предлагаю признательно сходить на его могилу. Она в 30 шагах справа от входа на Всесвятское (старое) городское кладбище.
В день большого юбилея нельзя не почтить память нашего великого земляка, выдающегося русского художника, который по непонятным основаниям до сих пор не представлен к званию «Почётный гражданин города Феодосии».