Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Ты юность наша вечная – учительница первая моя!

Ты  юность  наша  вечная  –  учительница  первая  моя!

Клавдия Сыромятова (вторая слева) со своими бывшими учениками первого года обучения спустя 35 лет после окончания школы

Василий ЕЖОВ, фото из архива

Стать учителем начальных классов – было её давней заветной мечтой. И верно говорят, что если упорно и настойчиво стремиться к достижению поставленной цели, – мечта обязательно сбудется!

Это – про Клавдию Александровну Сыромятову, в трудовой книжке которой только одна запись – «Феодосийская школа № 2». Полвека своей жизни посвятила она родной школе, и продолжает трудиться здесь на поприще учителя начальных классов. Этот «золотой» трудовой юбилей совпал с личным. На днях Клавдия Александровна отметила свое 75-летие.
Её коллеги убеждены, что Клавдия Александровна даст фору и молодым учителям, тем, кто в совершенстве овладел всеми новейшими технологиями и инновациями. «Нам у Вас учиться, учиться и учиться…Мы равняемся на Вас, как на учителя, как на женщину и просто, как на человека, который не унывает несмотря ни на что, умеет поддержать в трудную минуту. Вы самый замечательный человек в нашей школе!», – что может быть приятней этих слов, адресованных ей коллегами в день её юбилея!
Клавдию Александровну знают многие не только в Феодосии, но и далеко за её пределами. А как не знать, если за пятьдесят лет работы в школе через её руки, душу и сердце прошли пятнадцать начальных классов, учащиеся которых уже стали выпускниками, многие из которых окончили школы с золотой ученической медалью. Были классы и с восемью, и с девятью, и даже с двенадцатью золотыми медалистами!
Знаменательно, что семеро из её бывших учеников работали учителями в родной школе. Сейчас здесь трудятся четыре выпускника родной школы, первой учительницей которых была Клавдия Александровна. Среди её бывших учениц и нынешний завуч школы Наталья Александровна Овчаренко.

Ты  юность  наша  вечная  –  учительница  первая  моя!
Своей любимой учительницей Клавдию Александровну могли бы назвать сотни выпускников школы №2, многие из которых под её влиянием также выбрали профессию учителя

Учительскую стезю выбрали и те из её выпускников, кто сегодня живет и работает в США, Японии и Китае. И наверняка не самую последнюю роль в выборе ими профессии сыграла их первая учительница. Так же, как и на выбор жизненного пути самой Клавдии Александровны повлияла её первая учительница – Заслуженный учитель СССР Юлия Ивановна Сахчинская.
– Мы были все в неё влюблены! – рассказывает Клавдия Александровна, вспоминая, что в 1954 году мама привела её за руку в первый класс третьей школы. А там вдруг говорят: разворачиваемся и идем во вторую школу. Именно в этот день феодосийская школа № 2 была преобразована из мужской, каковой она была ранее, в смешанную.
– Закончила 11 классов в 1965 году, и опять реформа – выпускниками стали не только одиннадцатиклассники, но и десятиклассники. Со своей однокласснице Аней Казариной поехали в Ленинград поступать в пединститут. Конкурс – по 37 человек на место. Не добрали по одному баллу, но подружка поступила, а я нет. У Ани в Ленинграде жила бабушка, поэтому её там прописали. А у меня никого не было, и я вернулась в Феодосию. Кстати, подруга, окончив педагогический институт имени Герцена, ни дня в школе не проработала. А я твердо решил поступать снова. Поработала год в Феодосии в детском садике «Березка», и вновь с еще одной подругой поехала поступать, на этот раз – в Киев. А там набор: в украинскую группу – двадцать пять человек, а в русскую – лишь пять. И я опять не поступила. Остались в Киеве, устроились на работу в интернат для детей с особенностями развития, – рассказывает собеседница, вспоминая удручающие детали интернатовского быта – кружечки на цепочках, тарелочки на цепочках, кровати прикованы к полу… – Особенно удручало, когда приезжали родители детей, и в их глаза сквозила такая тоска! Особенно, если это у них – единственный ребенок. Но ничего, мы привыкли. Чтобы было как-то по профилю, мы работали дежурными на этажах, помогали воспитателям, коллектив воспитателей был очень дружным.
Поработав в киевском интернате, Клавдия вернулась домой и начала вновь, в третий раз, готовиться к поступлению в ВУЗ.
– Папа взял в руки карту, повертел ей, меня покрутил и говорит: «Тыкни пальцем». Я попала пальцем в Саратов. Но, к сожалению, в Саратовском институте не было отделения начальных классов. А папа говорит: «Не расстраивайся, посмотри, что рядом». А рядом был город Балашов, где пединститут с факультетом начальных классов. Меня потом спрашивали:– Ты под Москвой, что ли, училась? Путая город Балашов Саратовской области с подмосковной Балашихой, – смеётся Клавдия Александровна. – Студенческие годы – самые лучшие! В нашей группе было всего два мальчика, – вспоминает собеседница. Учились, жили дружно в общежитии, такие капустники делали!
Окончив пединститут в 1971 году, Клава Сыромятова пришла работать в свою родную школу. Попала в наставники к Галине Ивановне Александровой и Альбине Павловне Лодковой.
– Они были подруги, и вдвоем опекали меня. Помню, как пришла на свой первый урок. Стою перед дверью, дрожу, боюсь заходить в класс. Они подходят, дают мне в руки классный журнал, открывают дверь и буквально впихивают меня в класс. Я была в ужасе! Стою перед детьми, не знаю, что говорить. А на меня смотрят 48 пар глаз. Этой сейчас – 24 человек в классе, и то мы считаем много. А тогда в первом моем классе было 48 человек! Не помню, как провела первый урок. Правда, потом было приятно слышать от учеников, что, мол, у нас самая красивая учительница. Родители, правда, пока меня еще не знали, говорили: «Красивая-то – красивая, но чему она вас научит, молодая больно!»

Ты  юность  наша  вечная  –  учительница  первая  моя!
1974 год. Один из классов начального обучения школы №2. В центре – Клавдия Александровна Сыромятова
с преподавателем Ростиславом Степановичем Лихотвориком


Клавдия Александровна поясняет, что начальная школа – это с первого по четвертый класс, а во времена Советского Союза – с первого по третий. Как учитель начальных классов она преподает детям все предметы кроме физкультуры и английского языка. А с первыми её учениками и с их родителями сложились очень хорошие отношения, поддерживаемые до сих пор.
До сих пор Клавдия Александровна поддерживает отношения и со своими одноклассниками, с кем вместе училась в шестидесятые годы.
– Мы каждый год классом собираемся. Вот, смотрите, – это мои повзрослевшие одноклассники, – показывает она фотографию из семейного альбома. – Видите, справа в шортах – это Толя Трофимов, вот Света Еникова, первая красавица, уже давно живет в Америке, это – Галя Андрущенко, Вова Махов, Костя Березин, Вовка Бессарабов, Солодовников тут, Тамара Богайчук, долгое время работала на «Оптике», – рассказывает Клавдия Александровна, продолжая перекладывать фотографии. – А вот еще фото. В первом классе – мой ученик Юра Митрофанов, памятная доска которому сейчас на фасаде здания школы. Он погиб в Афганистане в самый последний день, от пули снайпера. Похороны были такими тяжелыми…Мама была одна, без отца… В военкомате говорили, не заберут, но забрали, и мальчик погиб…

– Учительство – это ремесло или призвание?
– Это призвание! Ни дня я не пожалела, что выбрала такой путь. Уже надо уходить на пенсию, а я боюсь остаться дома одна и не приходить в школу.

– Клавдия Александровна, полвека работы в школе – факт удивительный! По вашим наблюдениям – меняются ли дети, которые приходят в школу?
– Дети одинаковые. Меняются жизнь и родители. Родители из времен Советского Союза, они постарше и с большим пиететом и уважением относились к школе и к учителям. В те годы многие родители не работали, и больше времени уделяли детям, – отвечает собеседница, и её ответ на следующий мой вопрос – в продолжение темы.

– Что самое сложное в работе учителя?
– Работа с родителями. А дети… Они не меняются. Может быть, раньше они были более эмоциональные, потому что больше читали, речь была лучше развита. Раньше получить двойку – это было для ученика ЧП!

– Да, вспоминаю, как мы плохие отметки в дневнике иногда лезвием соскабливали, чтобы родители не увидели…
– Было такое… А сейчас ему двойку поставишь, а он сам дневник несёт…
– У учителя раньше было больше свободного времени, а сейчас много писанины, – продолжает рассказывать об особенностях учительского труда Клавдия Александровна. – Правда, когда пошла компьютеризация – стало легче. А для учителя это очень важно! – продолжает Клавдия Александровна посвящать корреспондента «Победы» в нюансы учительского труда.

– Что бы вы пожелали молодым учителям, которые приходят в школу?
– Терпения. И любить профессию. Главное слово – любить. Пожелала бы никогда не сдаваться, не падать духом, даже если будет трудно. Ну и, конечно, любить детей.