«Эта  книга  –  лучший  памятник  Богаевскому!»К.Ф.Богаевский. Древняя мечеть в Феодосийском уезде (Колечь-мечеть). 1920-е гг. ФМД

Газета №9, 29 января 2022 г.

Летом 2020 года в солидном симферопольском издательстве «Н.Орiанда» вышла из печати величественная книга – «Крымские древности в акварелях К.Ф.Богаевского».

Названная книга – это академическое издание, воплотившее и представившее оригинальную авторскую концепцию – двойной альбом, вобравший в себя большой монографический текст; воспроизводящий в цвете 156 акварелей и рисунков знаменитого русского художника, выполненных, в основном, во второй половине 20-х годов ХХ столетия, а также, условно говоря, второй альбом – альбом фотографий разных десятилетий, фиксирующих с тех же ракурсов и точек съёмки прежний и современный вид памятников крымской старины, запечатлённых Богаевским без малого столетие назад. Как подчёркнуто в издательской аннотации к книге, это «даёт возможность выполнить сравнительный анализ, оценить высокое качество и точность работ К.Ф.Богаевского».
Структура издания содержит также впечатляющий академический аппарат – указатель «Объекты культурного наследия в работах К.Ф.Богаевского» по их местоположению и точному адресу – в алфавитном порядке от Алупки до Феодосии; предельно обширный указатель литературы по каждой главе и разделу представляемой нами книги, свидетельствующий о скрупулёзном знании автором существующих источников и литературы вопроса. Думается, без этого библиографического указателя впредь не обойдётся ни один истинный почитатель художника, всерьёз прикасающийся к творчеству Богаевского.
Автором этой книги предстала молодая симферопольская исследовательница Мария Александровна Ломакина, последние годы деятельно и результативно занимающаяся творчеством К.Ф.Богаевского и его художественным наследием, известная по ряду заметных публикаций. Рассматриваемое исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта «Акварели К.Ф.Богаевского как источник по истории памятниковедения в Крыму (20-е гг. ХХ в.)», великолепное издание книги осуществлено при финансовой поддержке этого же Фонда.
Особенно приятно отметить, что представляемая книга ярко пополнила блистательную научную книжную серию «Биобиблиография крымоведения», став её 30-м выпуском. Нельзя признательно не отметить и тот факт, что книга Марии Ломакиной, изданная, как указывалось выше, в 2020-м, явилась пролегоменами к предстоявшему через полтора года 150-летию со дня рождения К.Ф.Богаевского, отмеченному в недавние январские дни года текущего, 2022-го. Соответствующее посвящение обозначено автором на шестой странице издания. Знаете, когда величественному юбилею великого крымчанина адресован столь достойный труд – это восхитительно!

«Эта  книга  –  лучший  памятник  Богаевскому!»
К.Ф.Богаевский. Арабатская крепость. Руины стен. 1920-е гг. ФКГА

Новая книга – это монография


И не просто монография, но большая монография альбомного типа! Потому что издание вобрало в себя объёмный историко-биографический очерк «К.Ф.Богаевский: жизнь и творчество, периоды и даты», отлично иллюстрированный широким рядом фотографий художника – индивидуальных и групповых, давно ставших фотодокументами, и во многом редкими. Честно говоря, до выхода этого очерка мне не приходилось встречать столь хронологически подробную и документально точную биографию художника, и это несомненная заслуга автора книги. Следом представлена историко-искусствоведческая статья «Деятельность К.Ф.Богаевского по фиксации и охране памятников древности Крыма», затем «Акварели и рисунки» – основной массив книги, а также уже упоминавшиеся нами указатели. Общий объём издания 448 страниц, тираж невелик – 300 экземпляров, что даже в условиях малотиражной книжной современности быстро сделает эту книгу редкой.
Основной массив яркого художественного издания, как уже понятно читателям, – это не только репродукции 156-ти акварелей и рисунков художника, давших название книге, не только широкий ряд сопутствующих репродукций и фотографий современного состояния памятников, которые сохранились до наших дней. Основной массив – это монографические историко-археологические и искусствоведческие статьи разного объёма, конкретно сопровождающие каждый памятник крымской старины, зафиксированный художественным мастерством К.Ф.Богаевского в его реальной точности на момент работы художника. Следует особенно отметить, что каждая из этих статей имеет энциклопедическое содержание как в справочном, так и в образовательном значении, что особенно важно. Поэтому вся текстовая часть книги делает её бесценным фундаментальным справочником по памятникам крымских древностей, схваченных кистью непревзойдённого Богаевского. Наверное, излишне говорить, что для нас, крымчан и феодоситов, эта книга имеет поистине особое значение.
«Акварели и карандашные рисунки существующих и уже утраченных архитектурных строений, созданные К.Ф.Богаевским в 20-е годы ХХ века, хотя и более скромные по сравнению с его живописными полотнами, составляют золотой фонд крымской старины. Зарисовки памятников архитектуры являются особой немаловажной частью деятельности художника, несомненно, оказавшей своё воздействие на его дальнейшее творчество, – это работа, которую он выполнял по заказу учреждения, ведавшего в 20-30 годах всем культурным наследием края, – Крымского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, природы и народного быта (КрымОХРИС)», – отмечает автор книги. Собственно этой стороне творчества Богаевского и посвящено её большой исследование. И это особенно значимо, потому что удел именно этой части творческого наследия художника – в основном музейные запасники. Ведь, как известно, акварели и рисунки, мягко говоря, не любят дневного света.

«Эта  книга  –  лучший  памятник  Богаевскому!»
К.Ф.Богаевский. Руины медресе и мечеть хана Узбека в Старом Крыму. 1920-е гг. ФКГА

Двойной альбом – находка автора!


Читателям уже понятно, что представляемая книга – это двойной альбом. Такова концептуальная находка автора книги. Первый из них – художественные работы К.Ф.Богаевского, созданные по заданию КрымОХРИСа, а может быть – и по заказу. Спасибо этому учреждению, помогавшему художнику как-то существовать в очень непростое время. Интересна география памятников крымской старины, ставших акварелями Богаевского. Вот она, эта география, представшая своего рода главами книги Марии Ломакиной: Феодосия, Мечети поселений Колечь-мечеть и Карагоз, Крепость Арабат и мечеть, Коктебель, Судак, Солнечная Долина (Козы), Старый Крым, Монастырь Сурб Хач, Карасубазар (Белогорск), Бахчисарай, Алупка. Впечатляет, не правда ли? Особенно если представить количество акварелей, а их, как вы уже знаете, в книге 156, из собраний крымских музеев.
Второй, или Параллельный альбом – это фотодокументалистика. И она в книге очень обширна и разновременна. Что само по себе не менее интересно. Хотя большинство фотоснимков здесь – ракурсы тех же памятников крымской старины в их нынешнем состоянии, то есть на фотографиях последних лет, сделанных автором книги. Приходится констатировать, что далеко не все архитектурные памятники, запечатлённые Богаевским, дошли до нашего времени. Или, наоборот, это когда современный ракурс с той же точки съёмки невозможен из-за застройки, скажем, уличных перепланировок и тому подобного. Во многих случаях ситуацию спасают редкие и малоизвестные фотографии прежних десятилетий, и это тем более интересно. Следует подчеркнуть, что в первую очередь это можно сказать именно об украсивших книгу старых фотографиях тех архитектурных памятников, что не устояли до нашего времени. Словом, концепция двойного альбома выше всяких похвал!
Достоинства указателя литературы, расписанного конкретно на каждый раздел книги или её «географические» главы и завершающего издание, нами уже были высоко оценены.

«Эта  книга  –  лучший  памятник  Богаевскому!»

«Самый главный памятник нашему выдающемуся художнику, конечно же, создан им самим – это ярчайшее творческое наследие Константина Фёдоровича Богаевского! А вот в условиях современности, к его 150-летию – памятник от благодарных потомков, чей слой так тонок, – именно эта книга! Книга Марии Ломакиной! – убеждена ветеран крымского музееведения Заслуженный работник культуры Крыма Татьяна Татаринцева, досконально и благодарно проштудировавшая «Крымские древности в акварелях К.Ф.Богаевского». – Остальное – задний план: чины там какие-то, почётные городские звания и тому подобное… Передний же план сейчас, на мой взгляд, только один – новая объёмная экспозиция Богаевского в галерее Айвазовского, после завершения её ремонта. В неблизкой же, к сожалению, перспективе, смею надеяться, – его художественный музей именно в Феодосии! В своём величии он быстро стал бы музеем федерального значения! Жаль, правда, что иллюзии реалий не сулят… Минувшее столетие это хорошо подтвердило…»
К такому взгляду специалиста-музееведа нужно бы прислушаться, тем более что помечтать-то нам, феодоситам, всегда так хочется… Ну а с великолепным изданием, которому посвящены наши возвышенные строки, можно основательно познакомиться в читальном зале Центральной городской библиотеки имени А.Грина. И это будет незабываемая встреча с Книгой!