Посещение  города  Феодосии  царственными   особамиЕкатерининский дворец. Начало 1890 гг. Открытка из собрания Ю.Ф.Коломийченко

В истории Феодосии еще пытаются сохранить память о пребывании в городе царственных особ при их посещениях нашей любезной Тавриды.

Феодосийцы долгое время хранили материальные свидетельства об этих событиях, однако войны, социальные потрясения, время и пелена забвения постепенно стирают в памяти горожан эти значительные события в истории города. В наш меркантильный век меняются духовные ценности, и знаковые события из истории Феодосии, несмотря на прямую связь с общей историей Великой России, постепенно вычеркиваются из упоминания в официальной истории. Попробуем напомнить об этих высочайших визитах на основании дореволюционных источников.

Путешествие Её Императорского Величества Екатерины Великой в Полуденный край России

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
Императрица Екатерина Великая

(Январь 1787 – июль 1787 г.)
Триумфальному путешествию Её Императорского Величества велся журнал, из которого помещаем здесь выписку, интересную для нашего города и уезда: «27 мая (1787 г.) благоугодно было Ея Императорскому Величеству и графу Фалькенштейну (Австрийскому императору Иосифу II) выехать из Карасубазара пополудни в 2 часа, продолжать путь чрез Мелек 17, речка Андаль 13, в Старый Крым 18 верст, куда прибыть изволили в 7-м часу вечера. При Андале стоявший в строю легкоконный Константиноградский полк и при въезде в Старый Крым лёгкоконный Таврический полк отдавали честь с преклонением штандартов, били в литавры и играли на трубах; когда же настала ночь, то и сад, прилегающий к дому, для Высочайшаго пребывания изготовленному, и вся его окружность были иллюминованы.
Мая 28-го Всемилостивейшая Государыня и граф Фалькенштейн изволили ездить в город Феодосию, находящийся в 24 верстах от Стараго Крыма, и после обеденного стола возвратились в Старый Крым в 6-м часу пополудни. При въезде в Феодосию, також и во время отбытия оттуда, была производима пушечная пальба. Её Величество с графом Фалькенштейном благоволи осматривать Феодосийский монетный двор и все фабрики, к деланию монеты принадлежащие. Тут в Высочайшем присутствии тиснуты две золотые медали и поднесены генералом-фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потёмкиным Её Императорскому Величеству и графу Фалькенштейну, с означением года, месяца и дня, в который соизволили быть на Феодосийском монетном дворе.

Мая 29-го, Её Императорское Величество и граф Фалькенштейн, восприяв путь из Стараго Крыма чрез речку Андаль 18, Мелек 13, в Карасубазар 17 верст, прибыли к обеденному столу и тут же остаток дня проводить изволили. В то время, вероятно, генуэзская Каффа переименована была в древнегреческую Феодосию, хотя в народе долго еще называли ее турецким именем Кефе.
(В.К.Виноградов. Феодосия: Исторический очерк. Екатеринодар, 1902)

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
Екатерининский дворец (высокое здание в центре).
Фото из собрания Ю.Ф.Коломийченко

Дополним этот раздел интересным замечанием из одной дореволюционной брошюры: «Еще двадцать верст – и Государыня достигла разоренной Феодосии, предела своего путешествия. Этот город, славный и богатый до нашествия турок, так поразил последних, что они назвали его «Керим-Стамбули», то есть Крымский Константинополь. Но Государыня видела только развалины прежнего величия Феодосии – развалины, красноречиво доказывавшие недолговечность процветания славных городов и государств».
(В.В.Ш. По поводу столетнего юбилея присоединеняя Крыма. Симферополь, Таврическая губернская типография, 1883)

Вот уж, действительно, Sic transit gloria mundi! – Так проходит земная слава! Все-таки правы были римские историки…
В память об этом событии наш выдающийся художник И.К.Айвазовский написал картину «Приезд Екатерины II в Феодосию», которая была одним из главных экспонатов экспозиции его картинной галереи.
В Феодосии долго существовало большое здание, с которым также было связано воспоминание о пребывании в нем царственной особы. Это бывший дом купца из караимов И.И.Хаджи.
На углу Екатерининской площади, рядом со зданием отделения Государственного банка, стояла гауптвахта, принадлежащая военному инженерному ведомству и в свое время, т.е. более 200 лет тому назад, составлявшая одну из главных служб большого здания, где 28 мая 1787 года остановилась Всероссийская Императрица Екатерина II. С этого дня здание это у жителей Феодосии носило громкое название «Екатерининский дворец».
С улицы, под аркой в полном полукруге, ворота вели в небольшой двор. Против этих ворот, шагов на двадцать, посетитель поднимался по каменной широкой лестнице в 14 ступеней в самое здание «дворца». Несколько комнат, громадный зал с мезонином – вот вся архитектурная роскошь этого «дворца». В этом здании, после осмотра полуразрушенной крепости и недавно до этого открытого в урочище Ташлык монетного дво-ра, Великая Императрица соизволила переименовать Каффу (или Кефе) в «Богом данную». Здесь, приняв протеже от местных армян-католиков, она изволила подарить им большую турецкую мечеть.
Здание «Екатерининского дворца», пройдя много мытарств, служило одно время помещением для заседаний окружного суда. В нем как единственном в Феодосии здании с просторным залом, в 70-х годах XIX века, давались театральные любительские спектакли и танцевальные вечера, но с появлением в последнее время в городе более удобных для этой цели залов, пренебреженный «Екатерининский дворец» приспособлен был для разведения в нем шелковичных червей, а позднее был использован как ящичный цех табачной фабрики Стамболи. Затем, уже в конце 1960-х гг. прошлого столетия, «дворец» был окончательно снесен для постройки на его месте гостиницы «Моряк».
Однако того, что исчезло, уже не восстановишь; но то, что еще осталось, если оно мало-мальски имеет цену для науки, для истории, следует беречь, сохранять, поддерживать. Все это в нашем городе касается в первую очередь полузаброшенных особняков постройки начала XX века на проспекте Айвазовского. Неужели непрерывно сменяющиеся городские власти не знают, что прекрасные здания приходят в полный упадок? Но не будем о грустном. Скорее всего, на месте этих зданий будут построены очередные мини-гостиницы. Места-то – золотые!

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
П.Голландский. Вход в служебный флигель при бывшем дворце Екатерины II в Феодосии.
Рисунок, карандаш,1927. Центральный музей Тавриды (Симферополь)

Следующим зданием, которое долгое время пытались сохранить феодосийцы, – был так называемый дом господ Кушниковых.
Дом, в котором, на пути в Таганрог, остановился и два месяца жил в Феодосии Государь Император Александр I Благословенный, принадлежал с начала XIX столетия частному, теперь неизвестному лицу. Этот дом приобрел в 1830 г. Григорий Сергеевич Кушников.
Семейство Кушниковых принадлежало в продолжение 3-х столетий к дворянству Казанской губернии, где на Волге у них были большие поместья. Женившись на московской дворянке Софии Дмитриевне Болтиной, владея большим имением под Москвою, Григорий Сергеевич Кушников в 1820 году записан был в VI Родословную книгу дворян Московской губернии. В молодости Григорий Сергеевич служил во флоте, и под начальством адмирала Сенявина принимал участие в турецкой кампании.
В 1833 году, поселившись в Феодосии, он приобрел землю на южном берегу – имение «Кастель» близ Алушты – и оставил военную службу. При переходе в гражданскую службу Григорий Сергеевич перешел в ранг действительного статского советника. В 1835 году он пожертвовал 300 000 рублей ассигнациями для учреждения в Феодосии Института благородных девиц Таврической губернии. По разным формальным причинам этот про-ект не мог быть осуществлен на тех началах, на которых выражена была воля учредителя. В 1838 году Григорий Сергеевич Кушников скончался. Пожертвованный им капитал, по инициативе и старанием тогдашнего Керченского градоначальника князя Захария Херхеулидзе совместно с князем Михаилом Семеновичем Воронцовым, был, по Высочайшему повелению, присоединен в 1846 г. к капиталу основанного в Керчи института и поступил в ведение ведомства учреждений Императрицы Марии, с правом назначения Кушниковских стипендиаток старшим в роде, по нисходящей линии.

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
Император Александр I Благословенный


Итак, как уже выше сказано, в доме г.г. Кушниковых жил два месяца Император Александр I. В большом зале этого дома, с выходом под мезонином прямо на улицу, против городского сада, Его Величество изволил часто принимать представителей города и уезда, депутации от дворянства и т. п. Рядом с залом, по левой стороне, открывалась дверь, ведущая в спальню царя. Убранство этих комнат, разумеется, не сохранилось, но виден еще висячий шестиугольный весьма оригинальный потолок, такой, какие теперь нигде уже не строятся. Из мебели, бывшей в покоях царя, сохранилось до сих пор, завещанное как великая драгоценность внучкою Григория Сергеевича Кушникова начальнице Феодосйской женской гимназии, г-же Марии Феодоровне Котляревской, кресло-вольтер, без боковых ручек, с высокой прямой спинкой, украшенной по сторонам точенными спиралью столбиками. На этом кресле, по преданию, изволил заседать Император Александр I Благословенный при приеме депутаций от феодосийских граждан.
Дом Кушникова, перейдя во владение наследников, одно время занят был под Феодосийскую женскую гимназию. В 1901 году он был продан инженером Гирсом кавказскому купцу Сарачеву, который, как утверждают, намеревается ныне устроить в этом доме какую-то фабрику.
(Л.Колли. О судьбе некоторых исторических зданий в Старом Крыму и Феодосии. ИТУАК, №35. Симферополь, 1903. Переработанный отрывок)

Добавим только, что дом Кушникова, вероятно, был перестроен после 1901года, а впоследствии разрушен во время Великой Отечественной войны.
А теперь еще одно полузабытое описание о пребывании в городе царственной особы.

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
Городской сад. С правой стороны перестроенный дом Кушниковых
(с выходом под мезонином прямо на улицу, против городского сада).
Фото из собрания Ю.Ф.Коломийченко.


Посещение Его Императорским Величеством Государем Императором Александром II города Феодосии

Государь Император в воскресенье, 10-го сентября, в 8 часов утра изволил прибыть из Ялты в Феодосию, на пароходе «Тигр». Его Императорское Величество встречен был на пароходе феодосийским комендантом, а на пристани всеми начальствующими лицами в городе, консулами и представителями городского сословия с хлебом и солью, при многочисленной толпе народа и неумолкаемых криках «Ура»!
Его Императорское Величество изволил принять благосклонно хлеб-соль и обратиться с милостивым словом к городскому главе, выразив свое удовольствие, что посещает Феодосию прямо с пристани, которая была устлана коврами и усыпана цветами и зеленью, и в конце которой была устроена триумфальная арка, Его Величество, В сопровождении свиты и огромного стечения народа, изволил прибыть в здешнюю соборную церковь.

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
Император Александр II Освободитель

Отслушав литургию, Государь Император изволил отправиться в феодосийский военный госпиталь, где обозрел некоторые палаты и изволил говорить с больными. Потом Государь Император благоволил проехать по главным улицам Феодосии, посетил приготовленную для Его Величества квартиру, потом здешний музей древностей. Из музея Его Величество прибыл в армянское халибовское училище, и в преддверии оного был встречен управляющим Нахичеванской и Бессарабской армяно-грегорианской епархией архимандритом Гавриилом Айвазовским, г. Халибовым и инспектором училища. Войдя в общую залу, где были выстроены все 140 воспитанников и против них преподаватели, Государь Император поздоровался с детьми, обратился с вопросами к архимандриту об успехах их учения и изволил осведомиться, из каких мест большая часть из них, потом милостиво обратился к самим воспитанникам с назидательным словом. Тут же Его Величество осчастливил г. Халибова выражением ему своей благодарности, сказав: «Спасибо за доброе дело!», и изволил осведомиться, когда училище будет переведено в сооружаемое для него г. Халибовым большое здание?
К присутствовавшему здесь нашему известному художнику И.К.Айвазовскому Государь Император милостиво обратился с одобрительными словами о недавно виденных его картинах и изволил осведомиться, чем теперь занят художник. Господин Айвазовский отвечал, что он собирается писать здесь две большие картины – «Потоп» и «Сотворение мира». На верноподданническое приглашение отца-архимандрита, в памятование столь великого дня, как высокое посещение Его Императорским Величеством халибовского училища, осчастливить оное внесением высочайшего имени в бархатную книгу, Государь Император милостиво изявил согласие и собственноручно изволил написать в книге: «Александр (II), 10-го сентября 1861 года».

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
Дом Кушниковых. Рисунок из ИТУАК №35. Симферополь, 1903


Обозрев халибовское училище подробно, поблагодарив архимандрита Айвазовскаго и простившись, Его Величество, в сопровождении нескольких особ свиты изволил, ДЛЯ обозрения окрестностей Феодосии, подниматься верхом на вершину горы, где находится часовня св. Илии, откуда в половине одиннадцатого часа Его Величество изволил отправиться обратно в город и, пересев в экипаж, прибыл к пристани.
Триумфальная арка у царской пристани была весьма изящно убрана разными вечнозелеными растениями и украшена цветами и двенадцатью национальными флагами. На стороне арки, обращенной к морю, находилось посредине большое вензелевое изображение имени Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны, а пониже, с боков, были помещены гербы древней Кафы и нынешней Феодосии; на стороне же, обращенной к городу, был помещен вверху красивый транспарант с вензелевым изображением имени Их Императорских Величеств.
Вся набережная, улица, ведущая к пристани, и самая пристань были усеяны многочисленными толпами народа; крики «Ура!» при каждом появлении Государя Императора не умолкали. Феодосия представляла неслыханное оживление и праздничный вид. На многих домах развевались национальные флаги, балконы были заняты дамами и сверх того украшены разноцветными тканями. При следовании Его Императорского Величества по городу с балконов бросали к Его ногам букеты цветов.

Посещение  города  Феодосии  царственными   особами
Феодосия, пристань Русского общества пароходства и торговли. Старинная открытка

Его Императорское Величество, простившись на пристани с народом, посреди раздававшихся со всех сторон криков «Ура!» сошел в шлюпку и отправился на пароход «Тигр», который в 11 часов тронулся с феодосийского рейда. И Государь Император в 7 часов вечера того же дня благополучно изволил прибыть в Керчь.
В память столь радостного события, как посещение Государя Императора, жители Феодосии, не видавшие в стенах своего города августейшего царя своего со времени Александра I, ознаменовали вечер 10-го сентября большой иллюминацией.
Огни ее представляли, без преувеличения, великолепное зрелище, чему необыкновенно способствовало амфитеатральное расположение города. На возвышенностях гор, окружающих город, были зажжены костры и горели смоляные бочки; карантинный бульвар и многие здания были богато освещены; на разных зданиях горели вензелевые изображение имени Государя Императора из разноцветных огней. Весь город, казалось, был залит огнем и с моря представлял очаровательное зрелище. Погода стояла тихая, прекрасная, море не колыхалось в берегах, и миллионы огней отражались в его зеркальной поверхности.
(Газета «Северная Пчела», № 240, 1861, 27 октября)
Вместо эпилога. Визит в Феодосию Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в июле 1979 года большого восторга у городских обывателей не вызвал. Визит в Феодосию 23 мая 2016 года Председателя Правительства России Дмитрия Медведева вошел в историю не только города, но и всей страны всего лишь за одно его краткое выражение: «Денег нет, но вы держитесь», – производное от фразы, произнесенной им в ответ на жалобу пенсионерки о маленьком размере пенсии…
Что ж, будем ждать следующих визитов. Может, нашему городу в конце концов повезет, и дежурной фразой очередного высокопоставленного визитёра будет: – Вы держитесь, деньги уже есть!