Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…Экскурсию по бывшему секретному объекту провела замдиректора музейного комплекса Светлана Миненко

(Окончание. Начало по ссылке)

Под грифом «Совершенно секретно»

А сейчас самое время вспомнить, что представляла собой Балаклава до распада СССР. С 1957 года Балаклава потеряла статус города и стала закрытым районом Севастополя, куда можно было попасть только по специальному разрешению. Название «Балаклава» исчезло с карт. В бухте базировалась дивизия подводных лодок, и Балаклава являлась одной из секретнейших военных баз в стране. Размещенные здесь субмарины оснащались ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен подземный завод по ремонту подводных лодок – «Объект 825 ГТС», где в настоящее время и располагается музей.
После Второй мировой войны обе сверхдержавы – СССР и США – наращивали свой ядерный потенциал. Именно тогда Сталин отдал Берии, курировавшему в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара . После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву. Она была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 метров укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз. Со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
В 1953 году было создано специальное строительное управление, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный объект строился 8 лет – с 1953 по 1961 год. При строительстве было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы и проходки. Объект был секретным стратегическим военным объектом СССР времён холодной войны.
Военная фортификация, созданная в сложных горных условиях комплексного сопряжения суши и моря, является образцом уникального научного и инженерно-технического творчества. Объект, общая площадь которого почти 20 тысяч квадратных метров, представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 килотонн), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть, в том числе особо секретный арсенал, где хранились шесть видов ядерных боеприпасов. Объект располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты – вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба портала в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
После распада Союза, в 1993-2003 годах бывшая база была фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. В 2014 году объект перешёл под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации. В 2020-2021 годах специалистами военно-строительного комплекса Минобороны России была проведена масштабная реконструкция объекта, в результате которой не просто приведено в порядок первое в мире секретное гидротехническое сооружение, но и соединена история так называемого Объекта 825 с передовыми музейными технологиями.
Обо всём этом и о многом другом в ходе полуторачасовой экскурсии рассказала нам заместитель директора музейного комплекса Светлана Миненко.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…
Главный экспонат – это не просто подводная лодка С-49.
Это символ Советского Союза в холодной войне, который предотвратил начало ядерной войны.
На ней испытывались торпеды и ракеты, которые до сих пор применяются

Не всё говори, что знаешь. Но всегда знай, что говоришь!

– Балаклавский подземный музейный комплекс – это музей, расположенный на бывшей подземной базе подводных лодок, предназначенной для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале длиной 602 метра и глубиной 8 метров могло разместиться семь подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база, предназначенная для хранения и регламентного обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов, – звучит в наушнике голос экскурсовода, увлекающего нас за собой вглубь подземных лабиринтов
В 2021 году после реконструкции музей открылся в новом формате и был удостоен Премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Музейно-выставочная деятельность» за проект «Новая эра Балаклавского подземного музейного комплекса». Особая атмосфера уникального противоатомного подземного убежища дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.
Наибольшая высота скалы над объектом 126 метров, о чём свидетельствует соответствующий указатель на стене. Этой весной комплекс преобразился с аудиогидом, появились интерактивные доски, залы наполнили реалистичные звуки и световое сопровождение.
– Вы видите, что тоннель делает поворот. Это не ошибка строителей. Это сделано специально, чтобы погасить ударную волну от ядерного взрыва в том случае, если не успели закрыть входные ворота штольни, – говорит Светлана. И в ту же секунду в тоннеле гаснет свет и под соответствующее звуковое сопровождение по всей его длине проносится световая цепочка. – Скорость промелькнувшего света и есть скорость ударной волны, – продолжает экскурсовод, подводя группу к подземному каналу.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…

К осмотру доступны зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Вдоль искусственного канала представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружения. В одной из штолен находится выставка раритетов Крымской войны 1853-1856 годов. В музее действует экспозиция «Подводные силы Черноморского флота 1944-1994 гг.» На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории ВМФ, о подводных силах Черноморского флота СССР, о военных и политических аспектах «холодной войны».
Проходя мимо ряда великолепно выполненных макетов подводных лодок, экскурсовод обращает внимание посетителей на подлодку типа «Варшавянка». – Именно этот радиоуправляемый макет был использован в фильме «72 метра». В том кадре, когда подлодка сталкивается с блуждающей миной, – говорит она.
«Не всё говори, что знаешь. Но всегда знай, что говоришь!», – написано на одном из сохранившихся оригинальных плакатов, размещенном в помещении, в котором по восемь часов, сменяя друг друга, работали офицеры, облаченные в белые халаты и такую же спецодежду. Среди экспонатов этого помещения, где специалисты работали с ядерным арсеналом, – манекены людей и макеты изделий. На одном из настенных стеллажей – свернутая в рулоны секретная документация, пропитанная парафином. – Да-да, именно парафин, а не свинец – лучшая защита от радиоактивного облучения, – продолжает удивлять своим рассказом Светлана Миненко.
На одной из интерактивных досок – история ядерной бомбардировки японских Хиросимы и Нагасаки. Это событие и стало толчком к ускоренной разработке в Советском Союзе ядерного проекта, одним из секретных объектов которого стал и подземный военный комплекс, созданный в Балаклаве. На одном из снимков музейной экспозиции – фотография экипажа американского бомбардировщика B-29 «Enola Gay», названного в честь матери командира экипажа, полковника Пола Тиббетса. Именно с борта этого бомбардировщика ранним утром 6 августа 1945 года на японский город была сброшена бомба «Little Boy» («Малыш»).

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…

На черно-белом фото – молодые улыбающиеся парни. И вспоминаются строки Роберта Рождественского:
«Город прославился так:
вышел военный чудак,
старец с лицом молодым.
«Парни», – сказал он, – «летим!
Мальчики, время пришло,
дьявольски нам повезло!»
В семь сорок девять утра
всё было так, как вчера.
«Точка…», – вздохнул офицер,
– «чистенько вышли на цель…»
В восемь двенадцать утра
сказано было: «Пора!».
В восемь пятнадцать, над миром взлетев,
взвыл торжествующе дымный клубок!
Солнце зажмурилось, похолодев.
Вздрогнули оба: и «Боинг», и Бог!..
Штурман воскликнул: «Ой, как красиво!..»
В эту секунду в расплавленной мгле
рухнули все представленья о зле.
Люди узнали, что на Земле есть Хиросима.
И нет Хиросимы…»

Чтобы количество погружений всегда совпадало с количеством всплытий!
Конечно же, особый интерес у феодосийских посетителей музейного комплекса вызвал главный экспонат – подводная лодка С-49. Могу только догадываться, какие чувства, увидев её, испытали бывшие члены экипажа этой усталой подлодки, которая, выйдя в последний раз из глубины, избежала печальной участи – превращения в металлолом (как говорят моряки, не «пошла на иголки», а заняла почётное место на кильблоках сухого дока уникального музея.
Главный экспонат – это не просто подводная лодка. Это символ Советского Союза в холодной войне, который предотвратил начало ядерной войны. На ней испытывались торпеды и ракеты, которые до сих пор применяются.
Есть у подводников такое пожелание: «Чтобы количество погружений всегда совпадало с количеством всплытий!». Для субмарины С-49 это пожелание стопроцентно сбылось. Новый экскурсионный маршрут, уже с посещением отсеков С-49, планируют открыть к Дню Победы.