Молодые  защитницы  неба«Эту радость Победы не передать!» Фотография сделана 9 мая 1945 года

75 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но у всех нас, а особенно – у подрастающего поколения, ещё есть уникальная возможность пообщаться с живыми свидетелями той страшной трагедии.

В этот раз корреспондент газеты «Победа» побывала в гостях у жизнерадостной, энергичной, обаятельной Анны Александровны Шайтуро, чей боевой путь прошел по линии: Москва-Смоленск-Белоруссия. В мирное время она занималась восстановлением феодосийского винзавода, на котором трудилась более трёх десятков лет.

«Зину я одну не оставлю!»
Анна Шайтуро (девичья фамилия Новикова) родилась в 1923 году в семье военнослужащего в городе Сызрани, Саратовской области. По окончании школы, в 1941 году, она поступает в педагогический институт на физико-математический факультет, однако через несколько месяцев уходит на фронт добровольцем. По-иному, уверена наша собеседница, и не могло случиться, ведь она была комсоргом группы. И когда её старшая подруга Зина получила повестку на фронт, 17-летняя Анна тоже отправилась в военкомат. Слова военкома, который, взглянув на хрупкую девушку, занимающуюся балетом, сказал: «Да у тебя еще молоко на губах не обсохло!», не остановили её. «Нет, Зину я одну не оставлю!» – ответила как отрезала.
Анна была направлена на офицерские курсы, по окончании которых – с присвоением офицерского звания – была зачислена оперативным дежурным главного поста в действующую фронтовую 83-ю дивизию ПВО в городе Куйбышеве. Первоначально этот пост находился в здании напротив Большого театра. Фронт приближался, начались бомбежки, но с настоящей войной, суровой и страшной, девушка столкнулась в Минске, куда её направили в 1943 году.
– Когда продвигались на грузовиках по полям Смоленщины, нас охватил ужас. Все было разрушено – дома, деревни… И по пути нас всюду встречали ребятишки, голодные, холодные. Кто босиком, кто полуодет, окружали и, прося еду, протягивали худые ручонки. Конечно, мы отдавали им свои солдатские пайки, – вспоминает Анна Александровна дорогу на белорусскую землю.

Защитницы неба над Белоруссией
– До 1944-го года это были сплошные бомбёжки. В Белоруссии всё было разбито. В центре Минска остались только здание правительственного корпуса и театр оперетты. Наш главный пост развернули на окраине города, – рассказала ветеран.
В обязанности девушек входило слежение за небом по квадратам, в любую погоду, днем и ночью. По звуку они научились определять модель самолета и его направление. Анна Александровна до сих пор безошибочно может перечислить тех, кто сбрасывал смерть на нашу землю, – фашистские бомбардировщики «юнкерс-88», «хейнкель-111», «мессершмитт», «фокке-вульф» и другие. Требования к девчатам-радисткам были ничуть не меньше, чем к мужчинам. Все посты были снабжены телефонными аппаратами, переданные по ним сообщения поступали в центральную диспетчерскую и наносились на карту оперативной обстановки. Оперативный дежурный младший лейтенант Анна Новикова принимала сообщения от других наблюдателей и передавала командованию о появлении вражеских самолетов. Командование отдавало приказ зенитной артиллерии о ведении заградительного огня по пикирующим бомбардировщикам противника или же поднятии в воздух нашей истребительской авиации. При налетах люфтваффе, которые продолжались каждый день, начиналось настоящее месиво как на земле, так и в небе над Минском.
– Это было страшно! Война есть война! И она заставляла нас сражаться, а ещё наш советский настрой помогал. С телефонами, рациями, под бомбёжками, в кабинках по одной… Но ни одна из наших девочек не сбежала, не спряталась. Тяжело было…

Первая награда
Во время одного из авианалётов немецких бомбардировщиков были разрушены главный пост наблюдения и пост зенитчиков, трое бойцов-артиллеристов погибли.
– Девочки, которые были в кабинах, остались живы. Меня полностью засыпало осколками, руки и ноги были в крови. Один крупный осколок попал в колено. Весь пост засыпан осколками снаряда, камнями, остатками разрушенного здания. И вдруг на посту появляется все командование Белорусского фронта во главе с маршалом Жуковым, а я разгребаю осколки, расчищаю карту на столе. Не растерялась: «Товарищ главнокомандующий, оперативный дежурный главного поста Анна Новикова! Начальник поста ненадолго вышел». А на самом деле, как началась бомбежка, он ушел с поста домой, к семье. – «Награждаем орденом Красной Звезды! Продолжайте наблюдение!» – говорит командующий. Так я получила первую свою награду, – рассказывает собеседница. Всего три дня после ранения девушка отлежалась с острой болью. И снова вышла на пост принимать звонки и защищать родное небо, только уже не могла стоять, а несла дежурство, сидя у стола с картой…

Молодые  защитницы  неба

Победа, Победа, Победа!
До самой Великой Победы 21-летняя Анна Новикова, уже в звании лейтенанта, с телефонистками и радистками
дежурила на главном оперативном посту города Минска. И в тот майский день 1945 года они несли дежурство, как обычно.
– Вдруг слышим на площади кричат: «Победа, Победа, Победа!» Кто стреляет, кто головные уборы вверх бросает, все обнимаются и смеются. Эту радость невозможно передать никакими словами! – вспоминает Анна Александровна со слезами на глазах.

«Хватит воевать!»
После демобилизации в 1945 году Анна Александровна решила пойти в Московский технологический институт пищевой промышленности. Взглянув на девушку в кителе с погонами лейтенанта и с орденом на груди, ректор института удивился: «Вы не ошиблись? Может, вам в военное училище пойти?», но Анна твердо решила: хватит на её долю войны.
– Учиться было интересно, хотя и предметы были сложные. Одних только направлений физики было семь: физика вина, коллоидная, настоящая… Химия, матанализ, сопромат. Но справилась, – улыбается женщина. Искусству производства вина в институте Анна Александровна обучалась у корифеев отечественного виноделия – профессоров Фролова-Багреева А.М. и Герасимова М.А.
Во время учебы Анна Александровна вышла замуж за военного летчика, в семье родилась дочь.
В 1950 году, после получения специальности «Инженер-технолог виноделия», молодой специалист Анна Шайтуро получила назначение в винкомбинат «Массандра», на винзавод «Артек». В течение двух лет она работала в лаборатории, виноделом цеха, непосредственно участвовала в производстве знаменитых десертных массандровских вин «Мускат белый Красного Камня», «Пино-Гри Ай-Даниль», «Токай Южнобережный».
В 1952 году она перевелась в винсовхоз «Феодосийский» Крымсовхозвинтреста, где проработала бессменно 31 год.

Пионы в осколке войны
Первоначально винзавод представлял собой изуродованную снарядами площадку с несколькими ветхими строениями, обнесенными колючей проволокой. Вся территория была разрушена, целым осталось лишь спиртохранилище с тремя ёмкостями. Во время работ по расчистке территории завода было найдено огромное количество осколков снарядов и бомб. Анна Александровна, знавшая о минах и бомбах не понаслышке, на всю жизнь запомнила, как на день рождения коллектив завода подарил ей букет алых пионов в осколке снаряда в знак окончания очистки территории.
Постепенно завод оживал: появлялись асфальтовые дорожки, цветочные розовые клумбы и ряды голубых елей, и даже необыкновенный бассейн с экзотическими лилиями Амазонки.
Гордость крымского виноделия
Сначала Анна Александровна была начальником цеха розлива, а затем в течение 10 лет работала заведующей лабораторией. В это время на заводе проходило восстановление и строительство дробильно-прессового отделения, винного подвала, наращивание мощностей по переработке винограда. Особое внимание уделялось выработке столового марочного вина «Сильванер Феодосийский» – гордости крымского виноделия, который получил награду на конкурсе в Лейпциге.
В 1961 году она была назначена главным инженером-виноделом винсовхоза «Феодосийский». В это время в Крыму наступил период бурного развития виноградарства. В 1965 году площади виноградников в «Феодосийском» достигли 1934 гектаров, а промышленная переработка винограда – до 12 тысяч тонн в год.
Под руководством Анны Александровны происходит срочное строительство двух винохранилищ по 300 тысяч декалитров каждый из крупногабаритных железобетонных емкостей по 15 тысяч декалитров, создается дробильно-прессовое отделение из 4 автоматизированных линий по переработке винограда. На винзаводе по болгарскому проекту был построен единственный в виноделии Украины уникальный цех переработки винограда «по красному» способу и хранению виноматериалов на 100 тысяч декалитров, что давало возможность вырабатывать высококачественные виноматериалы для мадеры. Все установки по этому способу работали круглосуточно в поточном режиме.
– Выпускали столовые вина «Рислинг», «Алиготе», «Каберне». Десертные вина «Кагор», «Мускат красный», «Аликант» и многие другие. Очень много марок вин было. Чтобы расширить ассортимент приступили к выпуску мадеры, которая была отмечена в Москве как лучшая марка вина, – рассказала собеседница.

Феодосийский соковый
В 1972 году к совхозу-заводу «Феодосийский» присоединился и соковый завод, а Анна Александровна назначена заместителем директора по промышленности. В тот период переработка винограда на двух заводах возрастает до 17 тысяч тонн, при этом с обязательной выработкой 200 тысяч декалитров натуральных виноградных соков и розлива в бутылку для детского питания. Натуральные соки подвергались процессу пастеризации с помощью термической обработки в 80 градусов, закупоривались и хранились в эмалированных ёмкостях в цехе завода на улице Победы.
Для расширения ассортимента на заводе по классической технологии стали производить столовые полусухие белые и красные вина, создавались новые марки «Горный родник», «Звёздное» и «Траминер полусухой». Научное обеспечение и помощь в производстве полусухих вин оказывали ученые института «Магарач», профессора Валуйко Г.Г., Датунашвили Е.Н., Бурьян Н.И.
Анна Александровна имеет два авторских изобретения. Одна из научных работ касается улучшения вкусовых и биологических свойств безалкогольных виноградных напитков. Также, совместно с доктором технических наук Мартаковым А.А., специалистами винзавода Ткаченко Н.В., Яланецким Л.Я. и др., она проводила испытание и внедрение в производство установки для непрерывной ферментации спиртованной мезги. На основании данной технологии аэробной глубинной ферментации крепленых виноматериалов в совхозе-заводе «Феодосийский» была разработана новая марка вина «Мадера Таврида», которая впоследствии производилась на 22 предприятиях Крыма с ежегодным объемом 0,7-1,2 миллиона декалитров. В 1983 году Анна Шайтуро вышла на пенсию.

Молодым – помнить на века!
За боевые действия по защите Родины и ратный труд она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны, Богдана Хмельницкого, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Информация о наградных листах, военные фотографии Анны Шайтуро размещены на доске героев Великой Отечественной войны в Севастопольском президентском кадетском училище, где учился её старший правнук Богдан. С гордостью ветеран рассказывает о своей дочери, внуках и правнуках, об их успехах в спорте, учебе и танцевальном мастерстве.
Анна Александровна всегда активно занималась патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Она рассказывала о Великой Отечественной войне, о том, как воевала, своим родным правнукам, встречалась с учениками феодосийских школ, работающей молодежью на заводе «Море», в Феодосийском порту, проводила встречи с молодежью в Доме офицеров, в клубе порта.
– Очень важно, чтобы молодежь знала всю правду о войне. Сегодняшнее поколение не знает же этого страха и ужаса, которые падают с неба. Но для нас это было движение вперед, настоящий патриотизм. Вот такую силу надо было иметь, и мы, действительно, её имели, поэтому выстояли. Поэтому, обращаясь к нашим потомкам, хочу пожелать, чтобы учились и не забывали, что у нас была такая война, когда воевали подростки, родители, помнили о подвиге нашего народа, – сказала в конце нашей беседы ветеран.
А мы говорим слова благодарности всем ветеранам, участникам боевых действий, тем, кто стал примером молодому поколению в любви к Отечеству, за то, что подарили нам мирное небо и жизнь! Благодарим вас и за то, что дарите свои бесценные рассказы о том, как это было, «по праву памяти»!