«Мы  популярный  музей,  к  нам  приходит  много  посетителей...»

Об истории, сегодняшнем состоянии и перспективах развития Феодосийской картинной галереи Айвазовского директор галереи Татьяна Гайдук рассказала в ходе встречи с депутатами Феодосийского городского совета, состоявшейся 15 марта.

Феодосийская картинная галерея, а её сегодняшнее полное официальное название звучит так: «Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского», – первая в России периферийная публичная картинная галерея. Она была открыта Иваном Константиновичем Айвазовским в 1880 году. К слову, и Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге были открыты позже.
Татьяна Гайдук подчеркнула, что галерея была завещана городу по духовному завещанию художника.
– Иван Константинович был очень состоятельным человеком, ему принадлежало много земель, очень много недвижимости, и поэтому его полное завещание – это пухлая пачка листиков, где очень подробно расписано, что достанется внуку, что жене, что племянникам… И отдельно идут два листика, они так и называются: «Духовное завещание». Это документ, который не имеет имущественного аспекта, а он служит как бы таким духовным напутствием, – отметила Татьяна Викторовна.
По духовному завещанию городу отошел главный выставочный зал площадью 260 квадратных метров (сегодня площадь помещений галереи составляет 3320 квадратных метров) и 49 работ Айвазовского, которые хранились в зале в момент смерти художника. Сегодня коллекция галереи насчитывает более десяти тысяч единиц хранения.
Татьяна Викторовна рассказала, что в 1923 году галерея вошла в государственную сеть музеев, и её коллекция стала частью Государственного музейного фонда России, впоследствии – СССР. В украинский период коллекция галереи была частью Государственного музейного фонда Украины. После воссоединения Крыма с Россией возникла известная сложная ситуация со скифским золотом на зарубежной выставке. В связи с этим и в связи с постоянными поползновениями Украины на феодосийскую коллекцию как на свою собственность в 2014 году было принято постановление Государственного Совета Республики Крым о том, что фондовые коллекции всех крымских музеев являются собственностью Республики Крым.
– И теперь мы, как и все муниципальные музеи Крыма, получили в пользование свою коллекцию на десять лет по трехстороннему договору между Министерством культуры Республики Крым, Администрацией города Феодосии и галереей. Договор предусматривает субсидиарную ответственность администрации за обеспечение мер по охране и сохранности коллекции, – отметила директор галереи.
В настоящее время Феодосийская картинная галерея – это самое полное и крупное собрание маринистической живописи в стране и одно из самых крупных собраний в мире. В нем представлены все этапы развития русской марины и творчество всех выдающихся русских маринистов. В том числе здесь хранится самая большая в мире коллекция произведений Айвазовского – 416 единиц, самая крупная коллекция произведений Богаевского – более 500 единиц, большая коллекция произведений Волошина, а также коллекция западноевропейской марины 18-19 веков, коллекция русской марины 19-го века, рубежа веков и коллекция современной русской маринистической живописи.
– Содержание коллекции представляет некоторые сложности, – отмечает Татьяна Гайдук. – Произведения – это органика. Но это не органика живого тела, которая имеет некоторую потенцию к восстановлению, это органика, имеющая потенцию только к разрушению. Система музейного микроклимата будет установлена только в ходе капитального ремонта, поэтому пока приходится справляться самим. Из необходимого оборудования имеются котельная и увлажнители воздуха. Два раза в день замеряются показатели влажности и температуры, и в зависимости от этих показателей принимаются меры.
Говоря о сотрудничестве с реставраторами, Татьяна Викторовна сообщила, что
с 2014 года было отреставрировано 18 графических работ и одна живописная работа Айвазовского. Реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря произвели профилактический осмотр коллекций с принятием превентивных мер на трех живописных работах Айвазовского. Директор галереи отметила, что председатель Попечительского совета галереи Владимир Мединский (в то время – министр культуры Российской Федерации) обещал помощь с реставрацией, но теперь, когда ситуация изменилась, необходимо искать новую поддержку. Реставрация работ Ивана Константиновича Айвазовского и художников 19 – начала 20-го веков мероприятие весьма дорогостоящее. Например, реставрация одной живописной работы Айвазовского средних размеров вместе с расходами на страховку и транспортировку обойдется приблизительно в миллион рублей.
Татьяна Гайдук рассказала, что в коллективе музейного учреждения работает слаженный коллектив профессионалов. В их составе три искусствоведа и два эксперта Министерства культуры Российской Федерации. В данное время коллектив насчитывает 46 человек, в летнее время численность вырастает почти до 80 человек. Весной и осенью в галерее работает около 60 человек, при этом только 3,5 ставки на бюджете, а остальные, в том числе директор, работают за счет ПДД.
– Мы популярный музей, к нам приходит много посетителей. В прошлом году галерею посетили 313 тысяч человек, что на 88 процентов больше, чем в 2014 году. Соответственно выросли и доходы, по сравнению с 2014 годом на 187 процентов. В 2019 году доходы составили 38 миллионов 846 тысяч 293 рубля. По рейтингу посещаемости за 2018 год феодосийская галерея – на третьем месте среди региональных художественных музеев.
Понятно, что такой существенный приток посетителей не возникает сам по себе. За это время был принят ряд мер по широкомасштабной популяризации галереи. Мы приняли участие в шести выездных выставках в музеях материковой России, в том числе и в таких резонансных, как выставки к 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее, в одной передвижной выставке в четырех городах, совсем недавно завершили обменную выставку с Саратовским художественным музеем. Участие в подобных выставках требует много усилий, а обменные выставки к тому же очень затратны. Так, обменная выставка с Саратовским музеем нам обошлась почти в 900 тысяч рублей, – говорит Татьяна Викторовна.
Директор галереи рассказала, что московскими киностудиями сняты два фильма о галерее: «Я – Айвазовский» и фильм об эвакуации феодосийской коллекции в годы Великой Отечественной войны. Два фильма сняты в жанре «ожившие картины», а сейчас завершается работа над фильмом в этом же жанре совместно с Ростовским Экспоцентром. Фильмы демонстрируются по всей России.
– Наш последний совместный фильм с Ростовом в конце февраля был представлен в Екатеринбурге и сейчас демонстрируется там, а потом поедет дальше. Мы сейчас работаем над тестом к этому фильму на английском языке, с тем чтобы отправить его в Австралию, где живут потомки Айвазовского – самая многочисленная ветвь – 28 человек. Они очень заинтересованы, так как в Австралии имеются лишь два оригинала работ Айвазовского, которого там почти не знают. Фильм уже заявлен для участия в Австралийском фестивале русских фильмов в сентябре этого года. Этим продуктом заинтересовались и в Лос-Анджелесе, и нас приглашают принять участие в кинофестивале в Лос-Анджелесе осенью этого года, но мы еще ведем переговоры, –
рассказала Татьяна Гайдук.
Она отметила, что большую роль в популяризации галереи играет ежегодный «Бал у Айвазовского». В прошлом году в нем приняли участие две пра-пра-пра-правнучки Ивана Константиновича из Австралии. Свою роль играет и большая издательская программа, реализуемая галереей и ориентированная на разные группы населения – от маленьких наборов открыток до больших альбомов со статьями, каталогом и генеалогическим древом.
– В прошлом году мы участвовали в национальном проекте «Культура», в ходе которого был создан мультимедиа-гид с эффектом дополненной реальности. Финансово это не затратно, все делается за федеральные деньги, но это очень затратно интеллектуально и с точки зрения затрат времени. В этом году мы намереваемся тоже принять участие в этом проекте.
Совместно с Центральной библиотечной системой и заповедником «Киммерия Максимилиана Волошина» мы вошли в план мероприятий, посвященных 100-летию «Русского исхода», мероприятия пройдут летом. У нас будет выставка документов из парижского семейного архива потомков Василия Ксенофонтовича Виноградова, и мы совместно выпускаем монографию об очень известных наших гражданах, живших и работавших здесь в конце 19-го – начале 20-го веков, – рассказала Татьяна Гайдук.
Говоря о ближайших планах, она подчеркнула, что если эпидемия коронавируса не внесет драматических изменений в эти планы, то галерея ожидает в этом году еще больший приток посетителей. А после завершения предстоящего капитального ремонта, с которым связаны перспективы развития Феодосийской картинной галереи, очень скоро число посетителей может стать сопоставимым с количеством людей, посещавших галерею в советское время: до 600 тысяч в год.
– По федеральной целевой программе на реставрацию первого и второго корпусов галереи предусмотрено почти 800 миллионов рублей. Залы будут отреставрированы полностью, с соблюдением всех музейных норм и с применением мер по осушению помещений галереи. Помимо двух зданий, которые в галерее уже есть, будет возведено во дворе галереи довольно большое фондохранилище, где будут обеспечены все современные
условия хранения наших коллекций.
Как отметила директор галереи, технико-экономическое обоснование выполнено, денежные средства в бюджет заложены. Сейчас специалистами симферопольской фирмы «Кирамет» ведутся
проектные работы.
– В эти дни у нас во дворах и в зданиях работает большая группа геологов, много бурят, изучают грунты и почвы,– говорит она. – Ожидается, что проект будет завершен летом, осенью выйдет из экспертиз, затем город проведет торги по подрядчику на строительно-монтажные работы и в следующем году уже начнутся работы в помещениях галереи. По нашим предварительным планам, сначала будут отреставрированы главный выставочный зал и ряд помещений первого этажа главного корпуса, выходящего на набережную, которые мы сейчас не используем из-за угрожающего состояния. Потом будут отреставрированы все помещения второго этажа, и мы надеемся, что в третью очередь будет отреставрирован второй корпус галереи. К тому времени уже должно быть возведено здание фондохранилища, где мы сможем разместить все те вещи, которые
сейчас находятся во втором корпусе.
Татьяна Викторовна выразила надежду, что работы будут происходить именно таким образом, но отметила, что пока ситуация не очень благостная.
– Бюджетом предусматривается одновременное финансирование работ в первом и во втором корпусах галереи. В этом случае нам негде будет разместить картины, и нам придется закрыться, – говорит она. – Пока мы ведем переговоры, и я
надеюсь, что нам пойдут навстречу. Запланированное окончание работ – 2022 год. Мы понимаем, что это – нереально. Если мы в 2021 только начнем, хорошо если зимой, то для того, чтобы провести первую очередь работ и потом перейти на вторую, надо будет не только перенести все работы, но и дождаться, когда высохнут стены. Технических вопросов очень много. Тем не менее мы уже разработали экспозиционные планы на каждую очередь капитального ремонта, – отметила Татьяна Гайдук.
Чтобы галерея полностью не закрывалась на ремонт, надо будет перемещать художественные полотна из зала в зал, что весьма затратно. Понадобится музейное оборудование – четыре витрины (около миллиона рублей), потребуется несколько миллионов на изготовление новых рам на самые большие работы Айвазовского и, если галерея себе это сможет позволить, – довольно крупная сумма на реставрацию старых рам. Также ведутся переговоры по уточнению стоимости работы профессиональных повесчиков, то есть технических специалистов по развешиванию картин, которых будут приглашать
по мере открытия новых экспозиций.
Директор галереи подчеркнула, что самые глобальные перспективы связаны с работами на бывшей флотской территории, которая сегодня уже находится в собственности крымского Министерства культуры. Работы, которые предполагается провести там, значительно увеличат потенциал и возможности галереи. Но пока об этом можно говорить гипотетически, так как средств на освоение этой территории пока нет, хотя, как отметила она, министр культуры Крыма Арина Новосельская старается сделать все возможное, чтобы изыскать эти средства и реализовать прекрасный план
по созданию музейного городка.