Субмарины  всплывают  из  глубины  секретностиПервые подводные лодки 37-го дивизиона в Феодосии. 1954-55-й гг. Публикуется впервые

Из архива газеты “Победа” №47 от 28 апреля 2011г.

На советском Севере совершил аварийную посадку на лёд американский разведывательный самолёт. У лётчиков был выбор – погибнуть от голода и холода либо дать знать о себе русским. И они дали этот сигнал.

– До сих пор, полвека спустя, помню, как в фильме раскалывается лёд и всплывает советская подводная лодка, – вспоминает Олег Николаевич Ольховатский. – Выходят бравые моряки и помогают американцам. Шпионам, по сути говоря. Но дело не в этом. Гэдээровский фильм «Лисы Аляски» произвёл на меня такое впечатление, что я начал интересоваться подводными лодками. И вот уже более 40 лет занимаюсь историей феодосийского подплава.

Скоростные, бесшумные, непревзойдённые

Подплав для несведущих – подводное плавание. Так его именуют с дореволюционных времён.
– Советское подводное кораблестроение – крайне интересная страница военно-морской истории, – продолжает мой собеседник. – Подводная лодка – комплекс уникального оружия и уникальных технологий. Построить её крайне сложно и очень дорого. Американская лодка системы «Трайдент» стоит миллиард долларов без вооружения. Все новейшие научные разработки в разных областях науки и техники идут на космос и подводные лодки. Современная лодка должна быть скоростной, бесшумной, иметь огромную глубину погружения. Наша лодка «Комсомолец» имела глубину погружения тысяча метров, которая до сих пор не освоена ни одним флотом мира.
В Советском Союзе было создано очень много уникальных проектов. Например, лодка проекта 661, шифр «Анчар», имела колоссальную скорость 44,7 узла. Это более 70 километров в час под водой. Скорость, практически равная торпеде. Мало того. Она имела комплекс вооружений «Аметист», была убийцей авианосцев. У меня есть документы, как она заняла боевую позицию напротив американского авианосного соединения и на полной скорости сопровождала этот конвой. Американцы её ущучили, но не могли поверить, что лодка может идти с такой скоростью.
Один из знаменитых проектов – 705-й «Альфа». Американские подводники завидовали советским. Лодка разворачивалась практически на месте, имела очень большие скорости, глубины погружения, небольшой экипаж. Это была своего рода лодка-автомат. К сожалению, их построили лишь несколько. Но равных им не создано до сих пор.

Субмарины  всплывают  из  глубины  секретности
2007 год, первое обсуждение плана книги. Слева направо: Н.Ф.Чаговец и О.Н.Ольховатский

Испытывала мины и сбила самолёт

Подводные лодки разжигают воображение тайнами, скрытыми в морских глубинах. Когда же подводные лодки, или, как их сокращённо называют, ПЛ, впервые появились у берегов Феодосии?
– Феодосийцы знают, что с 1914 года завод «Гидроприбор» в посёлке Орджоникидзе разрабатывал и испытывал новые образцы мин и торпед. В связи с тем, что в начале 20-х годов там возобновили серийную пристрелку торпед, сюда часто направляли подводные лодки Черноморского флота. Они стояли в порту Феодосии, а по утрам отправлялись на завод. Перед самой войной к нам пришла лодка «Щ-202» для испытаний новейших мин. Тип мин не установлен, документы найти практически невозможно. Всё, что связано с историей флота, долгое время было засекречено. Найти какие-то документы – огромная проблема.
Этой лодке «Щ-202» пришлось участвовать в отражении немецкого авиационного налёта на Феодосию. Как сообщала флотская газета, она подбила самолёт, – рассказал Олег Николаевич.

Поднял лодку в одиночку!

По историческим данным, первое официальное базирование подводных лодок в Феодосии было в 1941 году.
– В августе-октябре сюда перешёл дивизион подводных лодок, – выстраивает исследователь хронологическую цепочку. – Планировалось постоянное базирование, но Феодосию оккупировали фашисты.
Следующий этап – участие подводных лодок в феодосийском десанте. Именно тогда, впервые в истории советского флота и подводных флотов мира, ПЛ приняли массовое участие в гидрографическом навигационном обеспечении феодосийского десанта. Перед этим лодки провели тщательную разведку феодосийской бухты, причалов, выяснили, в каком они состоянии, есть ли охрана. Перед самой десантной операцией ПЛ выставили светящиеся буи, по которым ориентировались корабли отряда Басистого, потому что в Феодосийском заливе было много минных полей. На картах они отмечены, но в литературе почему-то не упоминаются. Лодки всплыли, включили прожектора и показывали, как пройти. Это вообще была уникальнейшая операция, которая потом нигде в мире не повторялась.
Кстати, Черноморскому подплаву в годы войны выпала крайне нелёгкая задача. Они выполняли операции, которые не свойственны тактике использования ПЛ. Например, с апреля 1942 года доставляли продовольствие и боеприпасы в осаждённый Севастополь. Немецкая авиация в тот период была очень сильна и постоянно висела в воздухе. Наступил такой момент, что даже надводные скоростные корабли с огромным трудом пробивались к городу. Выручали подводные лодки.
Их загружали так, что экипаж не мог пройти к боевым постам, не говоря уж об отдыхе. Самый тяжёлый момент наступил тогда, когда подводники должны были обеспечивать Севастополь бензином. Бензиновые пары проникали в корпус лодки и отравляли людей. На «М-32» весь экипаж потерял сознание. И только один моряк – Николай Пустовойтенко, благодаря своему мужеству, выдержке, физической выносливости, смог продержаться до ночи, поднять лодку на поверхность и спасти экипаж и пассажиров. История не знает аналогов этому случаю, который описан во многих произведениях, а особенно ярко – у Симонова в рассказе «Держись, старшина!» Это потрясающий рассказ, который без волнения читать невозможно.

Олег Николаевич ОЛЬХОВАТСКИЙ – специалист по сборке и испытаниям новейших образцов торпед и современных ракетных комплексов ВМФ. Работал на заводах «Гидроприбор» и «Гидроаппарат» близ Феодосии. Им собран редчайший материал о феодосийском подплаве. Сейчас авторитетный военно-исторический журнал «Милитари Крым» публикует его хронику черноморского подплава времён Великой Отечественной войны. Он один из авторов книги «Феодосийский подплав».

Две ключевые даты

Следующая ступенька – 1950-й год?
– Тут она как бы раздваивается, – со знанием дела уточняет Ольховатский. – Точную дату мы не нашли, сколько ни искали. В архивы пробиться не удалось. Я лично считаю, что ключевая дата феодосийского подплава – апрель 50-го года, когда здесь был создан 37-й дивизион подводных лодок.
Именно в тот период подлодки феодосийского соединения начали активно участвовать в испытаниях трофейных и послевоенных отечественных образцов оружия.
В 1956 году в Феодосию передислоцировали из Поти 154-ю Краснознамённую бригаду ПЛ, и дивизион влился в её состав. Таким образом, история феодосийского подплава начинается с двух ключевых дат – 50-го и 56-го годов.
Хрущёвское сокращение армии в 1960 году вернуло бригаду к дивизиону. Тем не менее, оставшийся в Феодосии дивизион продолжал испытания новейших образцов торпед. Здесь закладывалась основа военно-морской мощи Советского Союза.
После Хрущёва началось восстановление подплава, и дивизион вновь увеличили до бригады, получившей наименование 27-й. Это был пик создания массы новейших образцов вооружений, в том числе торпед и крылатых ракет.
Потом бригаду опять уменьшили до дивизиона, а 1994-95 годы подводники считают датой разгрома феодосийского подплава.

ПЛ пустили на «иголки»
– Четыре оставшихся ПЛ перевели из Феодосии в Севастополь и там сдали на слом, – сокрушается собеседник. – В Феодосии была сосредоточена группа лодок проекта 690 «Кефаль». Это лодка-мишень, по ней стреляли. Она выдерживала попадание боевых торпед, настолько у неё прочный корпус. Аналогов этим ПЛ практически нет. К сожалению, их пустили на «иголки».
Интересно, сколько ПЛ сегодня в Севастополе?
– Две, – отвечает Ольховатский. – Одна из них – наша феодосийка «СС-49», которую перевели туда ещё до развала Союза. Она сейчас ПЗС – передвижная зарядовая станция. Были там, видели, – жива наша старушка.

Таких книг о подплаве ещё не было

На «Гидроприбор», где работал Олег Николаевич, было командировано из Ленинграда много бывших подводников-фронтовиков. Именно они побудили его заняться историей черноморского подплава:
– Тот, кто прошёл ужасы войны, редко рассказывает об этом. Раз удалось услышать короткий рассказ ветерана, как лодки прорывались в осаждённый Севастополь, как люди сходили с ума во время бомбёжек. Я понял, что эти страницы не должны быть забыты. Начал собирать свидетельства, хотя тогда за одну фотографию можно было получить несколько лет Сибири. О черноморском подплаве в советский период было выпущено 6 или 7 книг. Всё было запутано, искажено. По мере сбора материала нам открылась совсем другая картина. Мы базируемся не на домыслах, а на абсолютно точных данных.
Судьба свела меня с одним из командиров 27-й бригады капитаном I ранга Юрием Владимировичем Панкратовым. Он посоветовал собирать историю феодосийских соединений подводного флота, много помогал, дал фотографии времён войны. На феодосийской базе ЧФ был великолепный музей, цены которому нет. Увы, он разгромлен. Там хранились уникальные документы, множество фотографий, снятых бессменным фотокорреспондентом подплава ЧФ Ароном Айзиковичем Кветным. Идея собрать всё это в книгу оформилась, когда, благодаря энергии и настойчивости капитана I ранга Александра Андреевича Забермаха, в Феодосии было создано общество ветеранов-подводников.
Два года ушло на сбор материала. Работу возглавили Олег Николаевич Ольховатский и капитан 2 ранга Николай Фёдорович Чаговец, ставшие авторами внушительного труда. Эти годы совместной работы остались у них в памяти на всю жизнь. Звонили другу другу даже ночью, уточняя или корректируя какой-либо абзац. В инициативную группу вошёл и Сергей Афанасьевич Макаров, но в связи с тяжёлой болезнью ему не пришлось принять активное участие в работе над книгой.
– Книга создана усилиями огромного количества людей, – подчёркивают авторы. – Массу материалов предоставили ветераны подводного флота Анатолий Афанасьевич Благирев, Николай Иванович Иванчихин и другие. К глубокому сожалению, в газетной публикации нет возможности упомянуть всех. Но они перечислены в нашей книге.
Книга издана тиражом 200 экземпляров на средства подводников и одного предпринимателя, который просил его не называть. Без его вклада книга, вероятно, до сих пор бы не вышла.
Недавно авторы завершили работу над вторым изданием. Благодаря помощи моряков-подводников Крыма, Москвы, Питера, уточнены многие даты. Подводники ищут возможность издать эту книгу.
Олег Николаевич сетует, что полностью раскрыть историю феодосийского подплава до сих пор не удалось. Но работа продолжается. На помощь приходят друзья – историки-любители из так называемой южной группы.
– По черноморскому подплаву ещё знаете сколько возможно открытий? – с азартом завершает патриот города и флота. – Документы ждут своих исследователей, и это будет сенсацией.