Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Тайна завещания Айвазовского

Константин Виноградов

Что мы знаем о последней воле маэстро

Из архива газеты «Победа» №49 от 5 мая 2011г.

Тайна  завещания  Айвазовского
Место, где похоронен И.К.Айвазовский, особо почитаемо феодосийцами и гостями города

2 мая исполнилось 111 лет со дня смерти Ивана Константиновича Айвазовского. Скончался маэстро за мольбертом с кистью в руках. Его последнее полотно «Взрыв турецкого корабля» осталось незавершенным.

Вот как описывает последний день Ивана Константиновича в своей монографии «Жизнь великого мариниста» Минас Саргсян (1914-1995).
«В полдень супруга художника Анна Никитична зашла в мастерскую и предложила до прихода гостей совершить небольшую прогулку по берегу.
Уже усталый Айвазовский прервал работу и вместе с женой пошел на променад вдоль моря. По возвращении домой Иван Константинович спокойно, в радостном настроении ожидал гостей. Именно в этот момент, как сообщалось в отправленных из Феодосии телеграммах, «он, сидя в кресле, почувствовал себя плохо и едва успел позвонить. Он умер мгновенно, без страданий. Его смерть была неожиданной».

Тайна  завещания  Айвазовского
Посмертная маска и слепок руки И.К.Айвазовского


…Как-то прогуливаясь по нашему легендарному бульвару Старшинова, так горячо любимому предпринимателями, превратившими его постепенно, день за днем в «коридор», состоящий из бутиков и стройплощадок, я завернул в конце маршрута в уютный дворик, где обратил свой взор на импровизированный стихийный букинистический рынок. Одна пожилая, скромно одетая пенсионерка на небольшой площадке, прямо на асфальте, предлагала чисто за символическую плату на любой вкус художественную литературу, которая, увы, в наше время интернета и цифровых технологий потихоньку уходит на второй план.
Среди всякой беллетристики – детективов и любовных романов – мое внимание привлекла небольшая, невзрачная с виду, скромного формата синяя книжица, на которой серебристыми буквами были магически начертаны имена Ивана Константиновича Айвазовского и Николая Степановича Барсамова. Для меня это был настоящий сюрприз, поскольку на обложке было красиво начертано следующее: «Феодосийская картинная галерея им.И.К.Айвазовского. К 75-летию со дня основания» и авторы этой книги были никто иной, как супружеская пара – Николай и Софья Барсамовы. Но, больше всего меня поразила дата издания 1955 год. Я поинтересовался ценой, которая показалась для меня просто чудесным подарком, и, сразу же отдав деньги, стал обладателем уникальной книги и еще «в довесок» и толстенной книги с выцветшей от старости обложкой, на которой было начертано: Лев Толстой, «Война и мир», издательство «Лениздат», март 1945 года, которую я приобрел за три гривны (до окончания войны еще оставалось два месяца, а крупнейшее издательство города Ленина с верой о приближающейся победе над фашистской Германией уже издавало в городе, который год назад только прорвал страшную блокаду, этот гениальнейший роман о любви, русской душе и великих качествах русского человека. Есть над, чем нам сегодня задуматься, господа).

Тайна  завещания  Айвазовского


Как сокровище принеся эти книги домой, я с огромным интересом приступил к чтению книги Барсамовых. И с первых строк, я не мог уже оторваться от ее уникального содержания. Книга действительно попалась в мои руки бесценная.
На каких-то двухстах тридцати страницах Барсамовы сумели раскрыть всю историю картинной галереи Айвазовского, начиная с дореволюционного периода и кончая первым послевоенным десятилетием. Но самое главное открытие ждало меня в конце этой книги – ее три приложения, одно из которых, первое, было посвящено документам по истории галереи им.И.К.Айвазовского.

Тайна  завещания  Айвазовского
Проводимые в галерее фестивали «В гостях у Айвазовского» собирают особо одаренных исполнителей


Сегодня на улице Галерейной на стене дома Айвазовского на мраморе увековечена последняя воля великого художника. Там написано: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу…»
Но это только вершина таинственного завещания «Рафаэля морей». Все остальное осталось за кадром. Давайте приоткроем завесу последнего волеизъявления маэстро.
В самом конце книги Николая Барсамова, посвященной картинной галерее Айвазовского, я наткнулся на «Правила по заведованию картинной галереей И.К.Айвазовского». Думается, читателю будет интересно для полной ясности узнать частично текст этих правил, написанных на основе духовного завещания И.К.Айвазовского.

Тайна  завещания  Айвазовского
Тайна  завещания  Айвазовского


Вот этот документ.
Параграф 1. Для заведования галереей Феодосийская Городская Дума, согласно п.9-го духовного завещания И.К.Айвазовского, избирает на 4 года достойнейшего из внуков или правнуков его, на которого возлагается забота, как о целости самого здания галереи и пристроек, перешедших вместе с галереей в собственность города, так и всего остального находящегося в картинной галерее имущества.
Примечание. В случае если из находящихся в живых внуков или правнуков Айвазовского никто не будет избран в заведующие галереей, то Дума может избрать кого-либо из посторонних.
Параграф 3. Галерея, являясь, согласно пункту 9 завещания, собственностью города, содержится на средства, ассигнуемые по смете Феодосийской Городской Думой. Все расходы по галерее производятся Городской Управой.
Параграф 7. Входная плата с посетителей, согласно пункту 9 (в) завещания, поступает в пользу Феодосийского благотворительного общества, которое организует сбор входной платы своими средствами.
Параграф 8. В галерее не могут быть устраиваемы ни спектакли, ни концерты, ни другого рода собрания.
Параграф 9. Всякий желающий воспроизводить копии с картин, находящихся в галерее, обязан получить от Городской Управы письменное разрешение.
Параграф 12. За воспроизведение копий с картин Айвазовского, находящихся в галерее, плата не взимается. Копирование допускается только с тех картин, которые находятся в галерее.
Параграф 13. Продажа и хранение копий с картин Айвазовского воспрещается только в главном зале галереи, в свободных же комнатах галереи продажа и хранение копий допускается с разрешения Управы.
Параграф 14. Фотографирование картин Айвазовского в галерее допускается с разрешения Управы.
Параграф 15. Картинная галерея принимает на комиссионных началах продажу фотографий с картин Айвазовского.
Параграф 16. В месяцы с 1 апреля по 1 октября внутренний ремонт может быть произведен только в случае самой крайней необходимости.
Параграф 17. Галерея открыта в течение всего года и может быть закрываема только для внутреннего ремонта и уборки на самое короткое время.