Освободитель  КрымаВасилий Иванович Панченко (справа) в кругу боевых друзей. Крым. Весна 1944г.

Из архива газеты “Победа” №42 от 19 апреля 2012г.

Весной 1944 года, когда шли бои за освобождение Крыма, авиация и корабли флота наносили удары по вражеским коммуникациям, нарушая эвакуацию фашистских войск из Крыма морем.

Войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление 8 апреля, а уже 15-го подвижные части фронта подошли к Севастополю. В ночь на 11 апреля перешли в наступление соединения Отдельной Приморской армии с Керченского плацдарма. В этот день был освобождён город Керчь. Войска армии быстро двигались вперёд. 13 апреля они освободили Феодосию, Старый Крым, Судак, 16 апреля – Ялту, 9 мая – Севастополь. 12 мая советские войска полностью очистили Крым от фашистских захватчиков.
В героической эпопее по освобождению Крыма от фашистских захватчиков в составе 10-го Гвардейского Киевского Таганровского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова авиационного полка 270-й авиационной дивизии принимал участие мой сослуживец.

Боевой путь лётчика Василия Ивановича Панченко

Василий Иванович родился 12 апреля 1918 года в семье крестьянина в деревне Скалевое Горловского района Донецкой области. В 1938 году был призван в армию. В октябре 1941 года В.Панченко был в числе выпускников Ворошиловской военно-авиационной школы пилотов. В звании младшего лейтенанта его назначают в 33 скоростной бомбардировочный полк Киевского особого округа. Позже он становится командиром звена, заместителем командира эскадрильи, а заканчивает службу командиром эскадрильи этого же соединения, впоследствии преобразованного в 10-й Гвардейский Киевский Таганрогский Краснознаменный ордена Суворова ІІ степени авиаполк 270-й авиадивизии (впоследствии 6-я Гвардейская Таганрогская авиадивизия).
Он терял боевых друзей. Поступали новые самолёты, менялись их типы: «ТУ-2», «бостоны». Пополнялись экипажи. С годами приходил опыт, были награды. Но первый бой – он самый-самый, его никогда не забыть. Уже после объявления войны лётчику довелось впервые поднимать машину с полной боевой нагрузкой и бомбить скопление фашистской техники на границе СССР. Первый день войны – и первый боевой полёт. Всего их на счету лётчика – 397, к технике, уничтоженной на земле, надо добавить три сбитых немецких самолёта – хорошо работали стрелки-радисты. За смелые, умелые действия – высокая награда: орден Александра Невского. А первую награду молодой лётчик получил ещё в 1941 году – редкий случай. Есть награда и за штурмы Севастополя: орден Красного Знамени. Подвиг лётчика Панченко отмечен восемью орденами, в том числе тремя – Красного Знамени, многими медалями. Закончилась война для Василия Ивановича на Дальнем Востоке, где он совершил три боевых вылета.
В своей книге «Эскадрильи летят за горизонты» Дважды Герой Советского Союза Василий Ефремов пишет: «В преддверии весенних боевых операций войска 4-го Украинского фронта подошли к Крымскому полуострову. Нашему полку выделили площадку в районе Гирсовка у озера Молочное… А 20 апреля мы перелетели в Крым, и все наши маршруты отныне сходились на севастопольском направлении. Днём в воздух поднимались эскадрильи, ночью – одиночные самолёты».
Гитлеровцы, прижатые к морю у Севастополя и на Херсонском мысу, продолжали сопротивляться с отчаянием обречённых. В.С.Ефремов отмечает, что Василий Панченко в воздушных боях показал себя храбрым, настойчивым, инициативным, тактически грамотным бойцом. Несколько раз сбит, но всегда в сложной обстановке спасал экипаж.
«9 мая 1944 года Москва салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта, а также кораблям Черноморского флота, освободившим Севастополь, – пишет Ефремов. – Мы обнимались, пели, вспоминали тех, кому не суждено было увидеть весну 1944 года, ставшую предвестником близкой победы. В тот же день, после полудня, от нас вызвали самолёты для действий по немецким кораблям. Вылетели Бочик, Панченко и Кираев. Не найдя кораблей, они отбомбились по Херсонесскому аэродрому. Штурм последнего укрепления фашистов на Херсонесе затягивался, бомбовый удар по обороне их войск было приказано нанести ещё двумя девятками. Вести группу поручили мне. Задача была сложной: впервые за время войны ночной удар наносился в плотном строю. Лётчиков для этого полёта отобрали с особой тщательностью. Это были экипажи Склярова, Панченко , Китаева, Сидоркина, Богина, Химченко …
Вторую эскадрилью возглавлял заместитель командира полка майор Иванов. В моём экипаже, кроме штурмана и радиста, находился полковник – преподаватель техники Военно-воздушной академии, стажировавшийся в нашей части. Стажёры из академии охотно летали на задания днём и ночью и проявляли себя храбрыми воинами. Вылет и сбор группы в вечерних сумерках прошли хорошо. Через девять минут мы легли курсом на юг, к побережью Чёрного моря. На подходе к Херсонесскому мысу мы увидели, что там идёт бой. Сбросили восемнадцать тонн бомб на позиции гитлеровцев и на аэродром. Там возникли огромные очаги пожаров… Включаю бортовые огни к поворачиваю на Севастополь. Все 15 самолётов освещаются сигнальными огнями, и наша колонна проходит почти торжественным парадным строем над городом морской славы России… За время Крымской операции наш 10-й Гвардейсикй Киевский бомбардировочный полк получил четыре благодарности Верховного главнокомандующего, а за освобождение Севастополя был награждён орденом Красного Знамени».
Победу Василий Иванович Панченко встретил в Кенигсберге. После капитуляции фашистской Германии он в составе этого же полка участвовал в разгроме империалистической Японии.
После войны В.И.Панченко продолжил службу в Военно-воздушных силах ВМФ, закончив в 1948 году высшие офицерские военно-технические курсы. С 1954 по 1959 годы проходил службу в 986-м отдельном авиационном полку специального назначения в Феодосийском лётно-испытательном центре. В нём продолжал совершенствовать своё лётное мастерство и получил звание военного лётчика первого класса. Участвовал в испытаниях нового авиационного оборудования, мин, авиабомб, торпед, стрелкового вооружения самолётов «ТУ-2», «ТУ-14», «16Т», «ИЛ-28Т».
В 1959 году подполковник В.И. Панченко был уволен в запас по болезни, но не расстался с авиацией. В конце 50-х годов шло формированием Феодосийского филиала Ухтомского вертолётного завода. В 1966 году Василий Иванович устроился на это предприятие и проработал там 23 года руководителем полётов.
Неутомимый характер не позволил Василию Ивановичу сидеть без дела и на заслуженном отдыхе. Со своей боевой супругой Людмилой Петровной построил дом, рядом с домом растёт посаженный им орех, до сих пор плодоносящий. Их участок утопал в зелени, радовал своими яркими красками хозяев с ранней весны до поздней осени.
В 1999 году Василию Ивановичу было присвоено звание полковника, к 54-й годовщине Победы над фашистской Германией он был награждён орденом Богдана Хмельницкого 3 степени. 12 апреля 2003 года Василий Иванович отметил своё 85-летний юбилей, а 9 мая – 58-ю годовщину Великой Победы. К сожалению, 12 мая того же года он ушел из жизни. Однако память о нём осталась в сердцах тех, для кого он был и остаётся соратником, учителем и другом.