Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Николай Барсамов – спаситель бесценных полотен Айвазовского. Помним ли мы? (часть 3)

Николай Барсамов – спаситель бесценных полотен Айвазовского. Помним ли мы? (часть 3)

Гости Феодосии непременно посещают картинную галерею

Из архива газеты «Победа» №3 от 11 января 2011г.

Продолжение. Начало читайте по ссылке.

5 ноября Барсамовы благополучно прибыли в Ереван, где совсем неожиданно для них самих была организована очень радушная и сердечная встреча с музейными работниками и директором картинной галереи Рубеном Григорьевичем Дрампяном (1891-1991). Срочно было собрано совещание художников, музейных работников, где был сам выдающийся армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972), представители ЦК партии. Через полчаса все организационные вопросы были разрешены. Барсамовым был предоставлен прекрасный гостиничный номер в «Интуристе». Николай Степанович и Софья Александровна были зачислены в штат музея, обеспечены продовольственными карточками высшей категории. Но, самое главное, – бесценная коллекция была спасена (в начале ноября 1942 года в Керченском порту после жестокой бомбардировки сгорели ящики коллекций Симферопольской картинной галереи; экспонаты Алупкинского дворца-музея, Ялтинского краеведческого музея были разграблены фашистами).
Николай Степанович в это время активно приступил к подготовке большой выставки картин Айвазовского, открытие которой вызвало потрясающий успех. Барсамов начинает снова творить как художник. За три года им были написаны ряд тематических картин, много портретов и натюрмортов.
Весной 1944 года немцы были отброшены за Днепр. 13 апреля освобождена Феодосия. Последствия оккупации Феодосии были ужасающими. Дом Айвазовского хоть и уцелел, но был сильно поврежден и требовал восстановления. Дом Барсамова превратился в «коробку», все было разграблено, а Нина Александровна Айвазовская умерла в Старом Крыму, куда она была выслана оккупантами. Только в середине октября 1944 года было получено разрешение на реэвакуацию – когда наши уже рвались к городу-герою Одессе. Перед отъездом работники галереи дали шикарный по меркам военного времени банкет в честь Барсамовых.
Обратный путь лежал через Поти, Сухуми, Ростов-на-Дону. И длился он две недели. И вот она, многострадальная Феодосия. На протяжении трех километров, как вспоминает Николай Степанович, от станции Сарыголь (Айвазовская) до центрального вокзала уцелел один только дом и еще один – дом Айвазовского! Зданий на набережной города просто не было… Берег полностью опутан колючей проволокой, кругом цепи дотов, разрушенные фундаменты орудийных батарей на берегу моря.

Николай Барсамов – спаситель бесценных полотен Айвазовского. Помним ли мы? (часть 3)
Николай Степанович Барсамов с супругой Софьей Александровной


Барсамовы прибыли в Феодосию 5 ноября 1944 года. На набережной уцелело только шесть домов. Что представлял дом Айвазовского? Внутри сохранились только ободранные стены, потеки дождевой воды повсюду, вместо стеклянного перекрытия положены строительные стружечные маты, штукатурка стен и потолков обвалилась, окна и двери сорваны. Мостовая вокруг дома была разворочена, и кругом – следы авиабомб.
Пришлось все начинать с нуля. Помогали чем могли работники краеведческого музея. Зима 1944-45 годов как некстати наступила ранняя и суровая. Феодосийский залив постоянно штормил, и волны выбрасывали на берег якорные мины, которые постоянно рвались, сотрясая крепкие стены дома Айвазовского. Ветер свистел в окнах, обращенных к морю. В такой обстановке галерея Айвазовского вступила в новую эпоху своей жизни.
В это время галереи была нужна, как воздух, внушительная помощь – вагон специального выставочного стекла для фонаря главного выставочного зала. И Барсамов все-таки сумел открыть выставку, параллельно приступив к ремонту главного выставочного зала.
Стройматериалов практически не было в послевоенном городе. Была срочно подключена ремонтно-строительная контора в лице товарищей Кузнецова и Ульмана. Руководство города в лице Владимира Ивановича Миронова сумело мобилизовать все феодосийские предприятия на главную задачу по восстановлению здания галереи. Работа сдвинулась с мертвой точки. В основном рабочая бригада состояла из молодых девчонок, но ремонтно-восстановительные работы продвигались быстро. В начале апреля ремонт верхнего этажа был закончен. К этому времени был проведен монтаж картин.
2 мая 1945 года в Феодосии была открыта большая выставка картин Айвазовского и даже выпущен каталог к ней. Открытие выставки стало настоящим праздником. 117 картин Айвазовского вновь были представлены на открытой выставке.
Известие о возвращении коллекции галереи Айвазовского молниеносно облетело весь Крым. На одном из военных аэродромов под Симферополем летчиком майором Чернышом был обнаружен мраморный бюст Айвазовского работы скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама (1859-1939) – автора памятника Петру I на Адмиралтейской набережной (Санкт-Петербург), утерянный при погрузке на теплоход «Калинин», который благодаря усилиям Николая Степановича Барсамова вновь установили на его законное место.
В 1945 году в галерею поступили в результате розысков из Симферополя сразу 180 работ К.Ф.Богаевского, которые фашисты намеревались вывезти в Германию. Комитет искусств РСФСР передал галерее папку с 60 рисунками Айвазовского, приобретенную в Москве в антиквариате. Все это нужно было еще регистрировать, учитывать, проводить профилактику и реставрацию. Вернулись из Московского отделения Госбанка драгоценности Айвазовского, которые проделали длинный путь из Краснодара до Новосибирска, затем до Москвы и вновь до Феодосии.

Николай Барсамов – спаситель бесценных полотен Айвазовского. Помним ли мы? (часть 3)
Супруги Барсамовы похоронены на Всесвятском кладбище.
Ныне стела утрачена


Сразу после окончания войны Николай Степанович Барсамов по представлению Академии художеств СССР был удостоен высокой награды – ордена Трудового Красного Знамени (это была первая орденская награда музейному работнику в СССР), а также медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». А в год победы над фашистской Германией Барсамову было присуждено звание заслуженного деятеля искусств.
Николай Степанович Барсамов скончался на 84-м году жизни – 10 апреля 1976 года. На пять лет раньше, 6 сентября 1971 года, в возрасте 71-го года умерла его верная спутница жизни Софья Александровна. Два прекрасных человека нашли свой вечный покой на Всесвятском кладбище, далеко в стороне от центральной аллеи.
Великий маэстро Иван Константинович Айвазовский в конце своего жизненного пути сказал о себе: «Счастье улыбнулось мне». Его творчество было удачливо и после смерти мастера. И красоту полотен выдающегося мариниста донес до нас именно Николай Степанович Барсамов, который спас их в начале самой страшной на памяти человечества войны. Воздадим ли мы, потомки, нашу благодарность семейству Барсамовых?

Часть 1 / Часть 2 асть 3