Дом,  где  слышат  песни  без  словОгромное терпение, профессионализм и сердечность воспитателей помогают найти правильное решение

Есть в Феодосии школа у моря – уникальное общеобразовательное учреждение, которое занимается обучением, воспитанием и реабилитацией детей с различными нарушениями слуха, в том числе слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных, а также сочетающих нарушения слуха с другими первичными нарушениями развития.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов

В Феодосийской специализированной школе-интернате сейчас обучается 114 детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем количество воспитанников интерната растет с каждым годом: два года назад здесь учились 80 детей, в прошлом году их было уже 100. Директор школы-интерната Юрий Утробин, который не так давно возглавляет коллектив учреждения, с большим удовольствием провёл корреспонденту «Победы» настоящую экскурсию по школе, познакомил с воспитанниками и преподавателями, а также рассказал о том, что уже сделано в рамках реализации национального проекта «Образование» и планах на будущее.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов

Понять и принять
Какие ожидаемые чувства были перед посещением школы-интерната для детей с ограничениями по здоровью? Конечно, и грусть, и сочувствие, внутренняя неловкость и душевный дискомфорт… Но постепенно, по ходу общения с детьми и педагогами, большая часть негативных внутренних ассоциаций куда-то улетучилась. Переступив порог интерната, сразу поняла, что это место, где царит добрая и уютная атмосфера. Дом, в котором тебя всегда услышат и поймут, даже если ты не в полную меру говоришь и слышишь.
Работать в такой школе могут только те, кто понимает и принимает детей с особыми потребностями, другие не задерживаются. Здесь недостаточно только педагогического образования. Логопедам и педагогам-психологам нужны еще и материнское сердце, добрый настрой и отзывчивость.
В прошлом году в школе были открыты три группы для детишек с расстройствами аутистического спектра, есть класс для детей с задержкой психического развития. Некоторые ребята живут в интернате круглогодично. Кроме того, на базе школы создана группа для детей с кратковременным пребыванием. Это дети, которых родители приводят только на обучающий процесс. В первой половине дня проходят занятия по учебной образовательной программе, а после обеда с ребятами проводятся коррекционные занятия.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов

«Современная школа»
В 2020 году республиканские учебные учреждения приняли участие в мероприятиях проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», посвященных обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью и направленных на обновление материально-технической базы учреждений, реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы. В 2021 году реализация этих мероприятий запланирована на базе школы-интерната. Это единственное специализированное учреждение в городе, которое в этом году получит субсидии на расходы по обновлению оборудования и оснащения мастерских учебного предмета «Технология», помещений для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы учеников с ОВЗ, учебных кабинетов и помещений для дополнительного образования детей с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью.
За период с 2014 года в школе отремонтированы и оборудованы новой мебелью и аппаратурой все помещения для образовательного процесса. В прошлом году по нацпроекту «Образование» школа-интернат получила мультимедийную доску, проектор, интерактивный комплекс, 6 ноутбуков и 30 нетбуков для обучения детей, а также было поставлено 36 рециркуляторов для обеззараживания воздуха.
В учреждении существуют кабинеты по русскому языку и литературе, истории, географии, математике, информатике, физике, биологии-химии, изобразительному искусству, швейному делу, домоводству, а также столярная мастерская и спортивный зал. В настоящее время в интернате функционируют 11
классных комнат, в том числе 5 – для начальной школы.
Для внеурочной деятельности и для коррекционно-развивающей работы имеются кабинет дополнительного образования, зал для музыкально-ритмических и хореографических занятий, кабинеты для индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, сенсорная комната для психологической разгрузки, библиотека, актовый зал, игровая комната для младших школьников, комната отдыха для старших школьников. В школе-интернате есть футбольное поле и детская спортивная площадка, оборудованные искусственным покрытием в 2016 году.
В интернате работает консультационный центр, специалисты которого оказывают помощь родителям в проблемных вопросах здоровья детей с рождения до трёх лет. В Крыму есть всего два учреждения по организации службы ранней помощи детям, одно из них – консультационный центр на базе Феодосийской школы-интерната.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов

Добра и мира всем
Здание учебного корпуса интерната было построено в 1975 году. В прошлом году удалось сделать капитальный ремонт его пристройки, в которой находятся спортзал, кабинеты педагогов-дефектологов и трудовые мастерские. Сейчас получена проектно-сметная документация на капитальный ремонт двухэтажного здания спального корпуса, построенного в 1961 году.
Дошкольный корпус располагается в здании постройки 1901 года. Здесь когда-то была усадьба, принадлежащая зажиточной феодосийской семье. Дом был построен для Иосифа Лазаревича Шика, его жены Раисы Вольпин и их детей: Фредерики-Ирины, Александра и Веры. Потомками семьи внутри здания установлена мемориальная доска с пожеланиями добра и мира всем, кто здесь живет и работает. В дошкольных группах воспитываются дети от трех лет, две из которых для ребятишек с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи, одна группа для детей с расстройствами аутистического спектра. Во дворе есть игровая зона для дошколят.

Вместе с директором мы побывали в группе для слабослышащих детей и в старшей группе. Малыши с интересом разглядывали незнакомку с фотоаппаратом. А детишки постарше сразу окружили директора, по очереди здороваясь с ним за руку и рассказывая, чем сейчас занимаются и в какую игру играют. С каждым из них Юрий Анатольевич пообщался и спросил, как настроение и самочувствие.
На занятии по развитию речи и интеллекта каждый правильный ответ одного из мальчиков воспринимался специалистами дружным негромким «Ура, умница!» Конечно! Ведь это пусть маленькая, но такая важная победа, достигнутая большим трудом и терпением со стороны ученика и опытных учителей.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов

На позитиве – и каша вкуснее
В минувшем году сделан капитальный ремонт школьной кухни-столовой. Это здание было построено еще в 1959 году. Теперь в обновлённой столовой светло, уютно и вкусно! Как раз во время нашего посещения улыбчивые повара готовили обед для ребят.
– С ремонтом здесь всё изменилось! Совсем другая аура! Теперь ребятам здесь приятно обедать. А нам одно удовольствие готовить для них еду, которая получается еще вкуснее на положительных эмоциях, – поделилась впечатлениями заведующая столовой Татьяна Грязнова.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов

Терпение и труд
В процессе обучения большое внимание уделяется развитию навыков самообслуживания воспитанников, их социальной и трудовой адаптации. Во-первых, надо научить ребят простым бытовым вещам, таким как ремонт электророзетки или выключателя. И, конечно же, дать первые навыки профессий, с помощью которых в дальнейшем они смогут зарабатывать на жизнь. В интернате развиваются столярное, гончарное и швейное дело.
В мастерских мы пообщались с учителем труда Александром Величко, который рассказал о новом, полученном в этом году, оборудовании. Теперь ребята, начиная с пятого класса, смогут получать навыки слесарного и токарного дела на трёх профессиональных станках для работы по дереву и металлу.
– Пока оборудование для мастерских получено не в полном объеме. Но уже сейчас у нас появились два больших современных деревообрабатывающих станка и токарный станок по металлу. Отличные станки! Новое оборудование позволяет создавать изделия из дерева, изготавливать фигурные балясины для перил, лестниц. Конечно, не с самого начала можно научить работать на таких профессиональных станках. Обучение проходит постепенно, со строгим соблюдением техники безопасности. Наши дети с удовольствием занимаются на уроках труда, – рассказал Александр Величко. И в подтверждение своих слов учитель технологии с гордостью показал творения рук своих воспитанников: резные домики-кормушки для птиц, цветочные кашпо для клумб, оригинальные светильники в форме человечков и огромную декоративную ветряную мельницу.
В мастерских ожидается поступление интересного сантехнического стенда, который представляет собой большой комплекс с использованием практически всех элементов сантехники. На нём будут смонтированы настоящие ванна, раковина, унитаз, бойлер, насос и счетчик-водомер. С помощью такого стенда ребят будут учить, как производить монтаж сантехнических труб, ремонт бытового оборудования и наглядно демонстрировать схему работы канализации и водопровода.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов

В планах интерната
Показателем отличной работы специалистов школы-интерната являются достижения воспитанников. Ребята – неоднократные победители олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований различных уровней.
– Наши дети постоянно участвуют в различных конкурсах и соревнованиях. На базе нашей школы была сформирована юношеская сборная Крыма по футболу для слабослышащих детей до 19 лет. Уже второй год подряд наша команда ездит на Чемпионат России по футболу в Астрахань и успешно выступает в лиге «Зона Юг», – гордится достижениями Юрий Утробин.
Кроме того, каждый год ребята участвуют в фестивалях жестовой песни. В декабре минувшего года в Новосибирске ученица Феодосийской школы-интерната стала победительницей Всероссийского конкурса песни в жестовом исполнении и заняла почёное первое место.
– Как только самолёт приземлился в Новосибирске, всё было очень интересно. Мне понравилось там выступать. Очень много зрителей было. Что такое жестовая песня, трудно объяснить словами. Это когда человек не слышит, а ты должен ему показать жестами, чтобы он услышал песню. Я раньше не умела показывать жестами, а здесь – в интернате – научилась. Очень старалась, потому что сильно хотела общаться и дружить с ребятами, – рассказала победительница фестиваля Жанна Кучер.

Дом,  где  слышат  песни  без  слов


Несмотря на то, что многое сделано, перед Феодосийской школой-интернатом стоит немало задач, которые нужно решать поэтапно, уверен Юрий Утробин. Так, в рамках нацпроекта «Образование» планируется дополнительное оснащение кабинетов современным оборудованием. В частности, кабинет коррекционно-развивающих занятий будет дооснащен логопедическим и адаптированным оборудованием, учебный кабинет биологии и химии – лабораторным комплексом для учебной, практической и проектной деятельности, микроскопами и комплектом по моделированию молекул по органической и неорганической химии. Планируется оснащение мастерских по швейному и гончарному делу. В них будут завезены станки для вышивания, швейное оборудование, гончарные круги, сушильный шкаф и муфельная печь. Кроме того, ожидается поставка новых мультимедийных логопедических комплексов.