Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Ефим Заславский: «Музыка живёт во мне»

Ефим  Заславский:  «Музыка  живёт  во  мне»
Елена ЗАДОРОЖНАЯ

Ефим Борисович родился в Крыму в1938 году и, несмотря на свое мастерство в области искусства, не поменял полуостров на столичные города. Заславский – это целая эпоха. Вся его жизнь и трудовая биография связана с Феодосией и поселками рядом. Как все начиналось? Какой путь он проживает? Читайте в нашем очерке.

Войковштадт


Родился Ефим Заславский недалеко от Феодосии, ныне это поселок Кирово в Ленинском районе. Когда семья Заславских переехала в Крым из Западной Украины в 1929 году, там было чистое поле. Начинали с нуля, с колышка. От ЖД-станции «Семь Колодезей» люди возили стройматериалы на место постройки. Так в степи выросла деревня, изначально она называлась Войковштадт. Таких деревень, население которых составляли люди определенной национальности, было много. В Войковштадте жили евреи, в соседнем поселении Одык – болгары, еще чуть дальше, в Кинигезе, – немцы. Основанные ими сёла существуют и поныне.

Когда море кипит от взрывов бомб


У Заславских в 1938 году родился первенец, мальчик, назвали Ефимом. Когда в войну фашисты зашли в село, ему было три года. Коменданту понравился дом Заславских, и мать с ребенком выгнали в сарай. Маленький Ефим ночами плакал от голода и холода, а офицер раздражался, приходил по ночам и наставлял пистолет на ребенка с криками и требованием, чтобы тот замолчал. Как выжили, знает только бог. Немцы то отступали, то снова заходили, становились все агрессивнее, начались расстрелы. В мае 1942 года, оставшиеся в селе старики, женщины с детьми решили бежать на керченскую переправу. Присоединились к обозу с раненными, которых везли на переправу. Первые воспоминания ребенка – длинные обозы, эвакуация, они идут пешком за повозкой в Керчь.
– Я помню, как мы шли за обозом. Когда поднялись на пароход, я сидел с мамой на верхней палубе около трубы, она была теплая. Судно сопровождали два самолета с красными звездами, а немецкие кружили и пытались пароход потопить. Все люди на верхней палубе замерли и смотрели в небо, где шла борьба… А с двух сторон море кипело от взрывов бомб…

Семейный патефон


А потом было скитание по Средней Азии. Домой в Крым вернулись только в 1946 году. К тому времени все, что было так кропотливо построено, разрушили во время войны, люди снова отстраивались. Когда вернулись, односельчане приносили разные вещи, посуду, чашки, ложки. Ефим помнит, как однажды принесли патефон и ящичек с пластинками, Он и ранее принадлежал семье, его просто вернули. Мама рассказывала, как до войны в доме часто собирались друзья и слушали пластинки с записями певцов Собинова, Александровича, Шаляпина, Сиди Таль. Мама имела прекрасный голос, часто пела дома и в кругу друзей. И вот эта удивительная вещь после войны вернулась в дом. Целыми днями Ефим сидел возле патефона и слушал одну пластинку за другой. Он выучил все произведения наизусть. И позже, когда обучался музыке профессионально, эти знания ему пригодились. Преподаватели поражались его интересом и отношением к музыке.

Ефим  Заславский:  «Музыка  живёт  во  мне»

От токаря – до музыканта


После окончания семилетней школы в селе Кирово в 1954 году Ефима в Феодосию привез отец, определил постояльцем на квартиру. Начался трудовой путь – учеником токаря. Но это было не главное, а главное – желание учиться петь. Во время обеденного перерыва в «красном уголке» Ефим с баянистом пели песни: «Ой, Днiпро, Днiпро, ты широк, могуч, над тобой летят журавли…». Дом офицеров притягивал юношу, как магнитом. Каждый раз он с трепетом открывал его двери и заходил в класс к педагогу. Наконец-то он получил возможность заниматься вокалом. Руководила вокальным классом Дмитриенко Галина Дмитриевна, в прошлом певица Киевского оперного театра, концертмейстер Николай Федорович Кичигин – прекрасные люди и профессионалы, сохранил о них самые добрые воспоминания. Наверстывал, как только мог! В клубе военного санатория был хор под руководством Геннадия Петровича Рождественского, Ефим ходил и туда, был солистом. К 1957 году он участвовал уже в конкурсах и фестивалях в Симферополе. В 1959 году он был послан от завода на 10-месячные курсы хормейстеров-баянистов в Симферопольское музыкальное училище. Это было прекрасное время, он впитывал все как губка, кроме уроков по расписанию, посещал «Пятницы Л. Гореля», пел в городском хоре, участвовал в различных концертах, до глубокого вечера сидел за освоением фортепиано… Талантливого Ефима заметили, и предложили остаться продолжать учебу, но нужно было возвращаться на завод… В 1960 году поступил и в 1964 году окончил Симферопольское училище культуры, дирижерско-хоровое отделение.

Михаил Македонский: «Мы никуда его не отпустим!»


После окончания училища культуры по классу «дирижер-хормейстер » в августе 1964 года молодого специалиста направили работать в винсовхоз «Коктебель». До этого в Коктебеле был лишь на производственной практике на 2-м курсе в 1962-м году. Хора и руководителя, под руководством которого нужно было практику проходить, не было. Начал собирать хор. Ходил по цехам, в автопарк, в тракторный парк, на винзавод, в школу, детский сад и больницу. Так образовался хор. Практику, которую сам себе создал, Ефим прошел на «отлично». В первом ряду сидели директор совхоза, партком, рабочий комитет. На итоговый концерт приехали преподаватели из Симферополя во главе с директором училища. После отчетного концерта началось обсуждение, директор совхоза Михаил Андреевич Македонский заявил: «Мы его никуда не отпустим!». Директор училища: «У него еще третий курс». Македонский: «Хватит ему учиться, он и так все может!». Директор: «Нет, пусть получит диплом, а вы ждите».
Македонский продолжал «охотиться» за талантливым молодым работником культуры, и к моменту получения им диплома на столе директора училища уже лежало письмо из Коктебеля – на официальном бланке, с печатями – с просьбой направить Заславского к ним «с предоставлением жилья». Подпись: «Герой Социалистического Труда М.А. Македонский».

Ефим  Заславский:  «Музыка  живёт  во  мне»

Адмирал Пильщиков бился за мастера, как лев!


За четыре года в училище талантливый ученик освоил два инструмента: фортепиано и баян. И начался славный путь коктебельского хора под руководством Заславского. Но в рамках совхоза такой личности было тесно. Однажды на Республиканском смотре в Киеве, в 1966 году, во время генеральной репетиции к нему подошла певица, Н. Чубенко, – которая была близко знакома с Надеждой Обуховой, пела с ней в Большом театре, и попросила приехать к ней на прослушивание в Алушту: мол, побеседуем за чашкой чая на веранде. И был чудесный вечер. Она сидела за роялем, а Заславский пел на итальянском, украинском, русском языках. А после она сказала: «Вам надо не в Коктебеле работать с хором, а ехать в Большой театр, в Москву». Конечно, ее оценка сыграла роль в отношении Заславского к себе как талантливому человеку в музыке, но с Крымом он был неразрывен. В 1966 году поступил заочно в Харьковский государственный институт культуры, который окончил в 1971 году.
В 1971 году его пригласили работать в Дом офицеров, где он создал хор Керченско-Феодосийской военно-морской базы. Было это так. Однажды во время концерта сидевший в первом ряду адмирал Василий Дмитриевич Пильщиков отметил мастерство хормейстера из Коктебеля. В то время Пильщиков прибыл в Феодосию с Тихоокеанского флота, но мало кто знал, что адмирал во времена юности окончил консерваторию, отделение духовых инструментов, и имел страсть к музыке, а дух консерватории – он остается в человеке навсегда, независимо от дальнейшей судьбы.
«Вы можете из матросов хор сделать? – обратился он к Заславскому. – Квартиру в Феодосии я вам дам». Вопрос по жилью вынесли на комиссию, которая заседала долго – очередь-то на жилье большая. После члены комиссии сказали: «Адмирал за жилье для Заславского буквально дрался, как лев!» В итоге дали семье Ефима Борисовича квартиру в обустроенной бывшей казарме, у военного порта, а в 1975 году – в новом доме на Полевой. У супругов было уже двое детей, дочь Лариса, 1962 г.р., сын Александр, – 1968 г.р.
Мастеру шел 34-й год…

Матросский хор


Заславский начал собирать матросский хор по всем воинским частям, входившими в Керчь-Феодосийскую военно-морскую базу в Крыму. Ему выписали пропуск «вездеход», дали машину. Ефим Борисович ездил по воинским частям и прослушивал матросов: в Севастополе, на мысе Фиолент, в Керчи, Солнечной Долине, на Меганоме… Все новобранцы проходили через прослушивание хормейстером, отобранных переводили на службу в Феодосию. Так был создан матросский хор из трех десятков человек. И зазвучали мужскими голосами прекрасные песни: «Ехал я из Берлина», «На солнечной поляночке», «День Победы», «Смуглянка», «Вася-Василек», «Песня о Днепре», «Священная война» и другие. А адмирал после каждого концерта приглашал к себе в кабинет Заславского, начальника Дома офицеров, политработников, и проводил «разбор походов», выказывая при этом замечания на профессиональном уровне. Ефим Борисович проработал с матросским хором 14 лет.

Приморский, «Cantabile», лектории


В1985 году Заславский возглавил трудовой коллектив Дворца культуры «Бриз» в поселке Приморский. А ведь когда-то, в 1958, будучи юношей-токарем, в составе комсомольско-молодежной бригады Ефим Борисович участвовал в строительстве этого здания, такие вот повороты судьбы. И это не одно здание, в воздвижении которого принимали участие руки Заславского. Он сажал и многие деревья в парках и скверах, они выросли за эти годы, широко раскинув свои кроны.
В 1988 году Приморский Дворец культуры отмечал тридцатилетний юбилей, и коллектив наградили путевкой в Ленинград. Делегация была большая, состояла она из участников художественной самодеятельности ДК «Бриз» завода «Море» – всего 80 человек. Конечно, они дали концерт в Ленинграде, пусть знают наших!
В 1990 году Ефим Борисович организовал камерный хор «Cantabile». С которым работает уже 30 лет В 2020 году хору исполнилось 30 лет, из-за пандемии не удалось провести юбилейный концерт. В 1991 году начал работать в ДМШ №2, где открыл класс вокала, впервые в Крыму. В это же время параллельно велась работа по созданию лекторийной группы в составе Симферопольской филармонии. Была создана лекторийная бригада, которая проработала около 20 лет. Тогда в школьных программах сокращали музыку, пение, рисование – все, что касалось творческого развития детей. Образовалась дыра, порождавшая пробел в духовном воспитании целого поколения… Два десятка лет Заславский и педагоги-артисты музыкального лектория будут спасать поколения феодосийцев от скудных школьных программ, восполняя детям занятия живописью, вокалом и музыкой.

Увековечить память Обуховой


Ефима Заславского, известного уже далеко за пределами Крыма, звали работать в Харьков, в Одессу, в Новосибирск, но он не смог уехать из Феодосии, был уже связан с ней навечно жизнью и творчеством. А еще никогда не останавливался на достигнутом. Так появился Международный Фестиваль-Конкурс вокального искусства им.Н.А.Обуховой. В начале двухтысячных в том самом маленьком домике, в котором когда-то жила великая оперная певица Надежда Обухова, на улице ныне ее имени, образовалась музыкальная гостиная по инициативе четы Дук – Татьяны Николаевны и Виктора Евгеньевича. Вечера в доме наполнились творческими людьми, музыкой, песнями – все, как она любила при жизни. Вскоре музыкальные вечера переросли сначала в Региональный Фестиваль-Конкурс, а с 2012 года в Международный Фестиваль-Конкурс вокального искусства им. Н.А. Обуховой. Вот уже на протяжении многих лет участниками конкурсных программ становятся учащиеся ДМШ, ДШИ, колледжей, студенты средних и высших учебных заведений культуры и искусства, артисты театров, концертных организаций. География стран – участников обширна: это Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Китай, Азербайджан Конкурсы проходят как очно, так и дистанционно.

Ефим  Заславский:  «Музыка  живёт  во  мне»

Спасибо, мастер!


Наша встреча состоялась в музыкальном классе Городского Дома культуры. Периодически диалог прерывали молодые люди, которые то и дело просили прослушать их, позаниматься с ними. Ефим Борисович вежлив, тактичен, интеллигентен. Лично для меня он исполнил прекрасную песню под аккомпанемент. 83 года – не предел для творческий личности и трудовой биографии. Ефим Борисович относится к той категории людей, которые не могут без любимого дела прожить не то что дня, а часа. Музыка для него – это все. Она живет в нем, звучит в его голове, в душе… Спасибо, мастер, что вы у нас есть!

Наша справка


Заславский Ефим Борисович. Дирижер-хормейстер, певец-солист Крымгосфилармонии; вокальный педагог; Заслуженный работник культуры Украины; Заслуженный артист, лауреат премии искусств Республики Крым; художественный руководитель и главный дирижер камерного хора «Cantabile»; художественный руководитель, автор проекта Фестиваля-Конкурса вокального искусства им. Н.А.Обуховой; член
Всероссийского хорового общества.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять