В ХIХ веке жители Феодосии сильно страдали от нехватки питьевой воды, так как никаких естественных источников и родников ни в самом городе, ни в окрестностях не было. Город едва удовлетворял свою потребность водой, которая поступала в фонтаны по остаткам старых водопроводов из древних гидротехнических сооружений. Обычно в летние месяцы город бедствовал без воды.
Широко известно письмо Ивана Константиновича в городское самоуправление: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч ведер воды в сутки из принадлежащего мне субашского источника». В благодарность за это горожане установили фонтан-памятник «Доброму гению».
Второй фонтан из мрамора был построен в центре города на средства и по проекту самого художника. Городская Дума, по предложению Айвазовского, через министра внутренних дел обратилась к императору Александру III, чтобы возведенный фонтан-памятник назвать именем императора, но государь повелел назвать фонтан именем художника. С тех пор на нем написано: «Фонтан И.К.Айвазовского 18.IX.1888 г.». Третий фонтан художник поставил у базарной площади и посвятил памяти А.И.Казначеева.
Горожане любили и уважали Ивана Константиновича, ценили его отзывчивость. И даже сложили песню о щедром даре художника.
Будучи крупным землевладельцем, Айвазовский владел обширными земельными наделами и имениями в Восточном Крыму, 12 тысяч десятин, включавшими в себя пастбища, сады, виноградники и орошаемые крымские черноземы. Художник стремился использовать передовые методы хозяйствования на своих землях. Первые паровые мельницы в Крыму появились именно в имениях Айвазовского, он первым стал выращивать пшеницу твёрдых сортов, на его виноградниках оборудовались винокурни. Во второй половине XIX в. в лавках городов Восточного Крыма продавались вина, произведенные на землях Айвазовского.
Часть земель в имениях под Старым Крымом Иван Константинович сдавал в аренду. Арендаторам жилось там хорошо, их не притесняли, не торопили с оплатой за землю. Айвазовский хорошо относился к своим служащим, которые богатели около него и годами жили в имениях. Он знал всех в лицо, бывал на свадьбах, устраивал им праздники, дарил подарки.
В 1868 г. Айвазовский стал действительным членом Императорского общества сельского хозяйства Южной России и был удостоен двух бронзовых медалей за успехи в развитии сельского хозяйства.
За годы жизни Ивана Константиновича в Феодосии город изменился и вырос благодаря его деятельности. Больших усилий стоили ему проведение железной дороги в Феодосию и постройка порта в городе.
Вокруг проекта строительства порта разгорелась упорная борьба между Севастополем и Феодосией. Только благодаря деятельности и настойчивости художника, его авторитету спор был разрешен в пользу Феодосии.
За короткий период – с 1892 по 1894 гг. – в Феодосии был построен самый крупный на тот момент порт в Крыму, куда большими потоками начало поступать зерно с крымских и украинских степей. В городе начала быстро развиваться торговля.
Также Айвазовский активно занимался благотворительностью. Из переписки, газетных объявлений, отзывов о выставках известно, что вся входная плата за посещение выставок полностью передавалась какой-либо организации для помощи детскому приюту, инвалидам последней войны, греческим повстанцам, армянским семьям – жертвам турецкой резни, в Кассу взаимопомощи академистов, учащимся художественных училищ, на устройство художественной мастерской или на другие подобные цели. В то же время художник оказывал помощь нуждающимся жителям Одессы, Минска, Флоренции, Штутгарта, Франкфурта, студентам Петербургской академии, Красному Кресту, семьям павших русских солдат.
Одна только ученическая касса Академии художеств получила от его выставок в 1886 и 1887 гг. около трех тысяч рублей. С той же целью была открыта выставка картин Айвазовского в Академии в 1891 г.
Отзывчивость художника на всякое доброе начинание упоминается в письме П.П.Чистякова к В.Д.Поленову в связи с организацией «Общества выставок художественных произведений»:
«Айвазовский, приглашенный в это Общество, с великой благодарностью вступил и уже открывает выставку в пользу Общества. Еще есть у него идея выстроить в Крыму павильон для художников, тоже от имени Общества. Вот видите, какой славный юноша появился. И, главное, с буквы «А» началось».
Иван Константинович не только откликнулся на хорошее дело, но и с юношеской энергией начал действовать: устроил выставку своих картин в пользу Общества, хотя мог ограничиться посылкой одной картины; тотчас же разработал проект мастерской для живописцев в Крыму.
Художник всегда стремился прийти на помощь людям в беде. Во время голода во многих центральных губерниях России в 1891-1892 годах он немедленно откликнулся на призыв общественности. В письме к издателю Алексею Суворину Айвазовский писал: «Как весь русский люд, я тоже взялся по своим силам сделать все возможное в пользу страждущих. С этой целью написал 17 картин и 32 рисунка акварелью. Устраиваю лотерею-аллегри в Феодосии, Симферополе и в Севастополе; каждый из этих городов по 4 картины и по 10 рисунков сепиею как выигрыши».
Вырученная сумма – 1800 рублей – была полностью отправлена в Петербург, в Комитет помощи голодающим. Благородную инициативу художника оценили, в газете «Новое время» была опубликована статья об Айвазовском как о благородном и гениальном сыне, приходящем на помощь России во время бедствий. Художник, тронутый особым вниманием, благодарил редактора газеты за лестную статью.
Иван Константинович болезненно переживал события в турецкой Армении, где в 1895 г. янычары безжалостно уничтожали армянский народ. Под впечатлением от этой страшной трагедии он создал картину «Погром в Трапезунде» и другие. Толпы беженцев из Турции хлынули в Россию и Крым. Художником была организована выставка в Одессе в помощь армянам, спасшимся от турецкого геноцида. 2000 рублей, вырученные на выставке, были разделены поровну между армянами и греками. Айвазовский помогал беженцам разместиться в крымских деревнях и городах, при его участии беженцам выделяли новые участки земли и места для жизни. Часть беженцев попала в Феодосию, где в доме Ивана Константиновича, а также в его имениях, им предоставили убежище и работу.
Для многих беженцев Крым стал новой родиной. Не останавливаясь на достигнутом, художник приступил к организации новых выставок и продаже своих картин, выручку от которых передавал Фонду помощи пострадавшим от погромов армянам. Кроме того, по своим проектам, а иногда и на свои средства, в разных уголках Крыма для беженцев он строил часовни.
В Феодосию из Петербурга прибыл католикос всех армян Мкртыч Хримян. После трехдневного пребывания в Феодосии католикос отправился в имение Шейх-Мамай. Там он встретился с армянскими беженцами из Турции. В честь католикоса и других гостей в саду своего имения Иван Константинович дал торжественный обед на 300 человек.
В период Крымской войны 1853-1856 гг. художник пожертвовал Феодосийскому военному госпиталю 150 рублей для покупки холста на тюфяки. А из своего поместья разрешил взять солому для их набивки «сколько таковой потребуется». Такая помощь Айвазовского не осталась незамеченной. В феврале 1855 г. за сочувствие к раненым воинам художнику была объявлена благодарность от государя императора.
Иван Константинович был выдающимся художником и выдающимся гражданином своего города. Его многосторонняя общественная деятельность нашла отклик в сердцах и душах феодосийцев и россиян в целом. Он получил признание не только как выдающийся художник, но и как патриот и настоящий гражданин нашего Отечества.
Ольга Киржайкина, младший научный сотрудник Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского