Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Сергей Железняк: «Хочу киношную историю развивать в Крыму»

Сергей Железняк: «Хочу киношную историю развивать в Крыму»

Съёмки сцены для фильма «Маяк» во время «Подзаборной выставки». В кадре – Борис Николин, сотрудник музея А.Грина

Многие знают, что когда-то Феодосия была одним из любимых мест для съёмок кино.

Сразу вспоминается комедия «Спортлото-82», где навсегда запечатлены Феодосийский железнодорожный вокзал и старые узкие улочки города. В те времена фильм стал лидером советского кинопроката. Люди постарше помнят фильм «Друзья и годы» со знаковым эпизодом уходящего поезда, следующего вдоль феодосийских пляжей. В 1977 году на экраны вышел художественный фильм «Красные дипкурьеры», ряд ключевых эпизодов которого также сняты в Феодосии. В 1987 году в Тихой бухте снимали фильм «Человек с бульвара Капуцинов». Городок Санта-Каролина был «построен» специально для съемок перед въездом в поселок Коктебель со стороны Феодосии. Всем известен и фильм «Человек-амфибия», который даже сейчас пересматривают люди разных поколений. Основные сцены фильма снимали в Баку, а морские и подводные эпизоды – на побережье Судака и Феодосии…
О том, что представляет из себя современный кинематограф, есть ли у него будущее в Крыму и Феодосии, что случилось с проектом «Маяк» и как можно с помощью кино посеять доброе, вечное, – об этом и не только в эксклюзивном интервью с продюсером, основателем компании «LIGHTHOUSE FILM», оператором-постановщиком кино и любителем маяков Сергеем Железняком.

Сергей Железняк: «Хочу киношную историю развивать в Крыму»
«Ильинский маяк – это символ света, добра и позитива»

Первая кинокамера и первая дискотека

Сергей родился в Крыму, а детские годы и большую часть своих юношеских лет прожил в Феодосии. В детстве он был мальчиком очень активным и увлечённым, посещал секцию планеризма и информатики, занимался дзюдо на спортбазе «Динамо», осваивал радиосвязь на коротких и ультракоротких волнах на Станции юных техников, ходил в походы с турклубом «Карадаг». К счастью, в жизни встретились люди, которые повлияли на его выбор творческого пути в будущем.
В Дом пионеров и в Клуб порта Сергей ходил в фотокружок, где преподавал талантливый педагог и фотограф Владимир Пасечник. В школе №5 посещал кружок по радиоэлектронике под руководством Анатолия Липового. Анатолий Николаевич в школе преподавал физику, но после травмы глаза, которую получил однажды во время испытаний герметичного бокса для подводных съемок, ему пришлось стать учителем труда. Именно этот человек подарил шестикласснику Сергею первую в его жизни кинокамеру. С благодарностью Сергей Железняк вспоминает и прекрасного феодосийского фотографа Валерия Солоида, который долгое время работал в Феодосийском краеведческом музее, и многогранного и удивительного человека Олега Помощникова, который в середине 90-х в Феодосии и в Крыму положил начало 3D моделированию, и одного из начинателей дискотечного движения в Феодосии, организатора первой дискотеки «Панорама» в городском ДК Леонида Конинина, который также многому научил, в том числе, как правильно держать микрофон…

«В кинематографе – все виды искусства»

Свой профессиональный путь Сергей Железняк тоже начал в Феодосии, и к началу его увлечения, повлиявшего на выбор будущей профессии, самое непосредственное отношение имеет наш музей Александра Грина. Однажды, в 1994 году, ранним утром уже подрабатывающий на дискотеках в ГДК старшеклассник Сергей Железняк отправился за покупкой новой магнитофонной кассеты. Держа путь к киоску-«батискафу», он увидел, что на лавочке у музея Грина сидит какая-то съёмочная группа.
– С первого взгляда стало понятно, что люди не местные, у нас таких нет. На обратном пути уже не смог пройти мимо них. Можно посмотреть, как будете снимать? – спрашиваю, как потом выяснилось, у оператора. Он разрешил. Музей Грина открылся, там снимали художественную программу «Игра в классики». И этот день я провёл со съёмочной группой. Тогда в мои руки впервые в жизни попала профессиональная камера. Даже удалось сделать ею мои первые несколько кадров. На следующий день предложили, если мне это интересно, поехать с ними на Песчаную балку. Я был на седьмом небе от счастья! Вот так бывает. Просто случайно шёл мимо… Главное – остановиться и не пройти. И с оператором, и с режиссёром мы потом долгое время вместе работали на телевидении, побывали в разных местах и дружим сейчас.
Сергей Железняк профессионально занимается телевидением и кино уже почти 28 лет. Долгое время работал на ГТРК «Крым» в Симферополе. А после окончания Киевского института кино и телевидения по специальности «Оператор-постановщик» работал в Киеве, затем переехал в Москву. Первое время ездил туда на съёмки, а в какой-то момент принял решение окончательно перебраться в столицу. Ничего удивительного, мегаполис даёт больше возможностей для кинематографической карьеры.

– А сейчас, наоборот, хочется быть ближе к родине. Сначала стал приезжать чаще, а теперь – реже уезжать. Хочется телевизионную, киношную историю развивать в Крыму. Кто-то говорит, что здесь не с кем работать. Ошибаетесь, говорю. Многие специалисты, которые имеют хороший уровень подготовки в киноиндустрии, переехали из крупных городов: Москвы, Питера, Тюмени, Новосибирска. Раньше было скучновато, ведь мы даже знакомы не были. Но это всё-таки произошло, в Коктебеле – во время очередной «Подзаборной выставки» живописи и графики. Вообще все привыкли, что для съёмок надо всё везти из крупных городов, оборудование, специалистов. И пока не все знают, что уже здесь, в Крыму, у нас есть и технические, и творческие возможности.

Сергей Железняк: «Хочу киношную историю развивать в Крыму»
Возле планёра на горе Клементьева

«Фильм! Фильм! Фильм!»

Спустя некоторое время Сергей Железняк из телекоммуникационной перешёл в музыкальную сферу, шоу-бизнес и кино, стал продюсером и руководителем компании, занимающейся проведением музыкальных тимбилдингов и кинотимбилдингов, телетрансляцией – неотъемлемой части любого крупного мероприятия, концерта, фестиваля, выставки, конференции или симпозиума. Телетрансляция – это многокамерная съемка любых мероприятий, в том числе – в 3D формате, с выводом изображения на экраны и трансляцией в сети интернет. А кинотимбилдинг «Кино на ОСКАР» или «Фильм! Фильм! Фильм!» представляет собой процесс создания короткометражных корпоративных фильмов-ремейков на хиты отечественного и зарубежного кино.
По телевизионным и ивент-проектам, Сергей Железняк работал со многими российскими и зарубежными компаниями и фирмами, среди которых – компании сотовой связи, банки, телевизионные каналы, театры Москвы, Московская консерватория, Музей Скрябина, Московский ипподром, Федерация планёрного спорта России, медицинские клиники и косметологические компании… Занимался организацией медиаподдержки рекламных компаний, а также созданием видеоконтента для медийных личностей и селебрити, таких как Оскар Хартманн, Ирина Хакамада, Дмитрий Волков и другие.
– Наша компания – сплочённая команда, которая готова реализовать любую идею и организовать съёмки любой сложности на земле, в воздухе и под водой. Работаем в любых жанрах и любых форматах. А название её придумал неслучайно. Это – «Маяк». Маяк на мысе Святого Ильи – моё любимое место в родной Феодосии.
– Когда работал на Крымском телевидении, надо было снять новостной сюжет о маяке. Сюжет получился, мягко говоря, не совсем новостной, с музыкой и стихами за кадром, – смеётся наш собеседник. – Ну, думаю, сейчас редактор покрутит нам пальцем у виска. Но вышло наоборот. На экране видеосюжет показывали несколько раз, и наша работа надолго запомнилась начальству, коллегам и, конечно, телезрителям. Море, солнце, степи, горы и маяки – вдохновляют меня. Я обожаю крымскую природу. Здесь очень удобно снимать, все рядом, в шаговой доступности. В Феодосии вообще можно найти любой пейзаж и для любой страны. Можно снимать всё что угодно, любая локация есть. Архитектура разная, пляжи каменистые, песчаные, лес недалеко, плюс удобная инфраструктура. Уверен, что Феодосию можно сделать узнаваемой и очень привлекательной для туристов, – говорит Сергей.
В середине 2000-х годов в окрестностях Феодосии он отснял немало клипов для известных в то время эстрадных певцов и музыкальных групп. Первый свой музыкальный клип снял семнадцать лет назад, считает его самым ярким и запоминающимся. Снят он был, конечно, в самом живописном месте – в окрестностях маяка на мысе Святого Ильи.
– Например, одна московская компания для продвижения российских туристических регионов запустила музыкальный проект, в котором певцы, диджеи, музыканты выступают на разных природных локациях. Чтобы это было интересно, в том числе и молодёжной аудитории. Я сразу подумал о съёмках в Крыму. Но сейчас опять же всё упирается в проблемы с логистикой, – рассказывает Сергей Железняк…

Сергей Железняк: «Хочу киношную историю развивать в Крыму»
За штурвалом Сергей Железняк. К Золотым Воротам – полный вперёд!

Освещая путь кораблям и людям

Одним из имиджевых проектов для Феодосии стал художественный фильм «Маяк», съёмки которого начались в 2021 году на мысе Святого Ильи.
– Мы приехали сюда отдохнуть, прихватив немного телеаппаратуры, чтобы не было скучно на отдыхе. Пришла идея снять короткий метр. Но получилось так, что хобби, работа, локация встретились в одном месте, на съёмочной площадке. И скоро стало понятно, что короткий метр фильма растёт и растёт, уже превращаясь в полнометражку, – вспоминает продюсер, как зарождалась идея фильма.
Именно с этого места, Ильинского маяка, всегда начинается знакомство с Феодосией для приезжающих на отдых друзей и единомышленников Сергея Железняка. Морской воздух, красота открывающихся прекрасных видов и живописных ландшафтов вокруг удивительным образом всегда вдохновляют их на новые идеи и начало съёмочного процесса.
Казалось бы, мыс Святого Ильи ничем не примечательный на первый взгляд. Если бы не удивительная и добрая история о том, как здесь появился маяк – символ и оберег нашего города.
Из книги «Восточный Крым» Дмитрия Тарасенко: «Как и многие прибрежные мысы, мыс Ильи опасен для морских путешественников. Однако он опасен вдвойне! Рядом расположена бухта Двуякорная (по названию ясно, что в этой бухте нельзя укрыться от непогоды, волны заходят сюда с удвоенной силой. Потому и приходится в этой бухте ставить два якоря, а не то сорвет, выбросит на берег, разломает в щепки неосторожный корабль налетевшая с моря буря). А с другой стороны от мыса – приветливая и очень широкая Феодосийская бухта… Многие корабли заходят в эту гавань, да вот только и она не спасёт от шквалов и порывов морских бурь. Вот тут как раз незнакомым с этими местами путешественникам и приходится туго – мыс Ильи много раз топил корабли своими подводными скалами. Много раз, не сумев сориентироваться в ночной мгле или в бурю не разглядев Феодосийскую бухту, приводили капитаны к гибели свои суда, а всему виной – мыс Ильи… И давно бы следовало поставить на мысе Ильи маяк, но только Российский Гидрографический департамент все никак не мог найти денег на строительство. И долго бы еще гибли суда вокруг мыса, если б не случай…
…В Москве в середине 19 века жила обычная, не слишком богатая, но очень благородная семья – семья Рукавишниковых. И вот к ним, как часто бывает в жизни, пришла беда. Сын Николай заболел туберкулезом. Климат в Крыму, а в особенности в районе Старого Крыма-Феодосии, издавна славился именно благоприятностью для лечения легочных заболеваний, и в особенности туберкулеза…Мало-помалу морской климат возвращал Николаю силы. Через какое-то время он полностью выздоровел. В семье это было воспринято как чудо! В благодарность Богу и этой гавани, которая помогла возвратить к жизни ее сына, мать Николая, Евдокия Николаевна, решила выстроить маяк. 1 февраля 1899 на мысе Святого Ильи он впервые засветил! Поначалу не хватило денег на колокол, однако со временем их удалось собрать. Есть интересная история, что Евдокия Николаевна начала вязать кошелечки и продавать их в порту. Многие феодосийцы знали, для чего она продает свои кошелечки, покупали их, наполняли деньгами и возвращали обратно. Так очень быстро собрали деньги на установку колокола возле маяка.
Первоначально, маячная «башня» была примитивной: деревянная будка на бревенчатых козлах, в которую вставлен осветительный аппарат, попеременно мигающими белыми (на 8 миль) и зелеными (на 3 мили) огнями. Рядом, как положено было в то время, висел колокол для подачи при плохой видимости звуковых сигналов. Вот так простая семья отблагодарила милый сердцу город. А Евдокия Николаевна верила, что теперь никогда не случится несчастий возле мыса Святого Ильи. Когда капитаны сказали ей, что, проходя мимо мыса св. Ильи, они в честь нее снимают перед маяком фуражки, она не выдержала – и заплакала…

Теперь с высоты 65 метров над уровнем моря подмигивает морякам белый проблесковый огонь; разлетается береговой свет на 21 милю, приветствует всех, кто в море…», – читаем в книге «Восточный Крым» Дмитрия Тарасенко.
– Вот и в одноимённом фильме наш маяк – это не просто сооружение, указывающее путь кораблям и морякам, это оберег нашего города, символ света, добра, позитива, – говорит продюсер.
Нередко можно услышать негативные замечания о современном кинематографе, такие как «столько сериалов снимают, а смотреть нечего…» или, например, «снимать у нас не умеют». Почему же, если есть замечательные и талантливые люди, интересного кино не так уж и много?
– Конечно, поддержка государством авторского, детского, патриотического кино необходима. Естественно, что такое кино должно быть дотационным, что сейчас и делается. Оборудование во всём мире одинаковое, свет, монтаж, спецэффекты, программное обеспечение – тоже. Поэтому всё решают люди. А то, что на экранах можно увидеть некачественные фильмы, в первую очередь – это от непрофессиональной команды. Хорошее кино зависит от таланта и школы всей команды, как в большом оркестре, – с уверенностью говорит продюсер.
А ещё Сергей уверен, что предугадать, понравится ли фильм зрителю или нет, практически невозможно. Прогнозы кинопремьер – дело неблагодарное и непредсказуемое. Режиссёр должен задумываться не о том, что будет интересно его зрителю сегодня, завтра и через год, а о том, что будет актуально через пару лет, когда фильм выйдет на экран.
К великому сожалению, проект «Маяк» был временно заморожен по ряду разных причин, в том числе – и финансовой. Однако Сергей Железняк не теряет надежду, что через пару лет работа над фильмом возобновится.

Посеять доброе и вечное

Каждая новая идея вдохновляет Сергея Железняка. А особенно, если он чувствует, что она может воплотиться в жизнь. И вдвойне приятно, когда находится круг единомышленников и проект поддерживают друзья.
– Были случаи, когда приехал отдохнуть на недельку, а тебя просят помочь с организацией съёмок. И заканчивается всё, как обычно, через полтора месяца, – смеётся Сергей. – А потом дружим до сих пор со съёмочной группой. Не все измеряется деньгами, и это здорово! Мне в жизни много раз помогали. И я тоже помогаю другим.
Многие из проектов моего собеседника сняты на горе Клементьева. Немалую роль в рождении новых идей и выборе локации для съёмок играет еще одно из увлечений Сергея. В детстве он занимался в кружке планеризма. Зимой начинающие планеристы изучали конструкции летательных аппаратов и аэродинамику, а летом на горе Клементьева проходили практику в юношеской планёрной школе, выполняли лётные упражнения. С полётами тесно связана история создания семейной комедии-приключения «Хочу летать!», над которой продюсер Сергей Железняк работал в творческом тандеме с режиссёром Иреной Грегор. В основе сюжета фильма – история лётчика из пилотажной группы, который, уволившись в запас, возвращается на аэродром, где в юности началась его лётная карьера. Его цель – возродить лётную школу. В весёлую романтическую комедию «Крымский ветер» также вошли яркие и динамичные кадры полётов на планёре.
– По определённым причинам случилось, что съёмки нескольких проектов предлагали перенести из Крыма в другие места, например, в Краснодарский край. Но у нас исторически сюжет напрямую связан с нашей горой Клементьева. Поэтому переносить мы никуда не стали, – говорит Сергей.
В коммерческом проекте «главную роль» на съёмочной площадке играет продюсер. Если снимается авторское кино, то первостепенную роль выполняет режиссёр. В этом случае продюсер соглашается, чтобы донести до зрителя режиссёрское видение сюжета. Сергей убеждён, что в кинофильме любая нравоучительная идея должна воплощаться на экране для зрителя легко и непринуждённо, как бы играючи.
– Если мы хотим посеять доброе, вечное, надо изменить к лучшему что-то в человеке, но сделать это ненавязчиво, чтобы зрителю не было скучно. Чтобы зритель уходил из зала с маленьким зёрнышком внутри, которое, возможно, у кого-то прорастёт, кому-то станет легче и теплее, а кто-то задумается о чём-то светлом и важном. Если мы хотим посеять доброе, вечное…

Сергей Железняк: «Хочу киношную историю развивать в Крыму»

«Где кто мог, там и лёг…»

Когда смотрят новый фильм, мало кто задумывается о самом процессе его создания, в лучшем случае – только в общих чертах. Помимо романтических минут на площадке, нереальных эмоций, интересного опыта и общения с известными актерами, съёмки кинофильма или клипа – труд кропотливый и тяжёлый. Иногда рабочий день на киносъёмочной площадке может продолжаться до 32-х часов. Сутки за сутками непрерывной работы актёров, оператора, режиссёра, технического персонала и даже массовки…При любой погоде, в любое время года.
– Зима…Холодно…Ветер… Идёт снег. Снимаем клип с участием Ивана Дорна. Вся съёмочная группа долгое время находится на открытом пространстве, все окоченели от студёного ветра. А в павильоне киностудии тепло. Кому-то можно сделать перерыв и расслабиться, а продюсер, режиссёр, оператор, специалисты по декорациям и свету продолжают работу снаружи. Когда зашли в помещение, чувствую, что в глазах темнеет, сознание куда-то уплывает и ноги подкашиваются. Делаю вид, что отряхиваюсь от снега. И так несколько раз. Смотрю на остальных, а все лежат. Где кто мог, там и лёг, как будто мор какой-то прошёл, – смеётся Сергей Железняк, вспоминая один из курьёзных случаев на съёмочной площадке.
В мире кинематографа есть торжественный ритуал. После того как первая сцена успешно записана, режиссёр разбивает о штатив камеры тарелку, на которой расписалась съёмочная группа. В мае 2021 года где-то в окрестностях Коктебеля была разбита тарелка с именами и автографами участников проекта «Маяк». Разлетелась на маленькие осколки… Будем надеяться, что это случилось исключительно к счастью и творческому успеху в создании хорошего кино отечественного формата. Тем более что Феодосия и Крым с нашей великолепной природой, ласковым солнцем и морем, уникальными и доступными локациями могут порадовать любого кинематографиста и актёра.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива Сергея Железняка