Из Австралии в Феодосию – к великому предкуИз Феодосии потомки Айвазовского отправились в Санкт-Петербург, чтобы увидеть в подлиннике «Девятый вал»

Говорят, что газета живет один день. Это не так. И доказательством тому – годовые подшивки «Победы», бережно хранящиеся в редакции и вызывающие неподдельный и неугасающий интерес у жителей и гостей города, история которого отражена на страницах периодического издания.

Несомненно, историческими событиями лета 2017 года для Феодосии стали приезд в наш город родственников Ивана Константиновича Айвазовского из Австралии, а из Франции – Жорже Мачере Стамболи, внучатого племянника знаменитого табачного магната. Потомка Иосифа Стамболи принимали на Даче Стамболи, где в то время располагался Музей подводной археологии.
Приезд в Феодосию потомков знаменитых людей освещала в «Победе» журналист Лариса Семёнова.

Лариса СЕМЁНОВА, фото из архива газеты

На юбилейные торжества в честь 200-летия Айвазовского в Феодосию приезжали прапраправнуки великого мариниста из Австралии и его праправнук из Москвы.

Как известно, у живописца были четыре дочери от первого брака. Заботливый отец и дед опекал всех и провёл жизнь в окружении близких. Революция разлучила большую семью, одни потомки художника остались в России, другие уехали за рубеж.
– Сегодня его прямых потомков не так много. Это линии Арцеуловых в Москве, Латри в Великобритании и Лампси в Австралии. В Париже уже никого не осталось, – пояснила «Победе» директор феодосийской картинной галереи Айвазовского Татьяна Гайдук.
Только одна из четырёх дочерей художника, Александра Ивановна Лампси, жила в доме отца. У её старшего сына Ивана родилась дочь Варвара, которая впоследствии стала «матриархом» австралийской ветви.
На фотографии конца XIX века Айвазовский держит на коленях правнучку Варвару. В 20-е годы Варвара Ивановна с мужем, жившие в особняке прадеда, были вынуждены покинуть Россию. Они поселились в Турции, но муж вскоре умер от тифа, и Варвара осталась с двумя маленькими детьми на руках. Иногда она доходила до отчаяния от того, что их нечем накормить. К счастью, ей помогли устроиться на работу в британское посольство. Позже она вышла замуж за британского офицера Роджерса и переехала в Австралию. В конце июля у нас побывали её внук и две внучки со своими детьми, а вместе с внуком Алексисом Эндрю Миллером приехала ещё и жена.
За день до 200-летия мариниста, 28 июля, на презентации супер-альбома мариниста в его вилле в Феодосии десять потомков из Австралии встретились с родственником из Москвы – художником Алексеем Копалиным. Он – правнук младшей дочери живописца Жанны Ивановны, матери художника и лётчика Константина Арцеулова.
Если представители линии Арцеуловых прежде бывали в Феодосии, то для австралийцев из рода Айвазовских-Лампси эта поездка стала первой встречей с родовым имением предка.
Прапраправнуки мариниста с восторгам ходили по вилле, где ступала нога их бабушки Варвары Ивановны Лапси-Самойловой-Роджерс, от которой они узнали о своих российских корнях.
Своё пребывание в России они начали с Москвы, где с трепетом рассматривали полотна именитого предка в Третьяковской галерее, о чём писала столичная пресса. В Москве, в Третьяковке, у картины «Чёрное море» прапраправнуки расплакались. Им ещё предстояло увидеть море наяву, с того самого балкона, откуда в родном городе любовался морской стихией Айвазовский.
В Феодосии их интересовало буквально всё.
– Гости, в том числе зарубежные, у нас бывают достаточно часто, но я не встречала столь коммуникабельной, разговорчивой семьи, интересующейся абсолютно всем. Они задавали массу вопросов об Айвазовском, Феодосии, культуре, современной жизни музея, Крыме, России, – поделилась Татьяна Гайдук.
Удивительно, но прямые потомки известного всего миру живописца долгое время не представляли, к какой семье принадлежат.
– Для меня осталось загадкой, почему Варвара Ивановна не рассказала им об этом. Я спрашивал несколько раз, они отвечали в том духе, что Австралия – такая страна, в которой в пору их детства было невозможно объяснить значение его творчества. Сейчас, по их словам, ситуация немного меняется, – рассказала директор галереи. – Больше десяти лет назад к нам приезжал представитель этой семьи Дэвид Миллер. Он первым увидел картины Айвазовского и был поражён ими. По возвращении рассказал своим близким, и после этого прапраправнучка Луиза Селеста Россето в поездке по Европе посмотрела работы Айвазовского в европейских коллекциях и купила альбомы репродукций. После в Австралии случайно нашла такой альбом в букинистическом магазине. Она и открыла семье размах творчества художника.
Другая прапраправнучка – юрист из Сиднея Аманда Мари Тереза Роджерс теперь одержима идеей сделать выставку Айвазовского в Австралии. Феодосийские хранители наследия художника объяснили ей, что даже выставка в Европе требует огромных затрат, не говоря о перевозке картин за океан. Но она не отказалась от своей идеи.

Из Австралии в Феодосию – к великому предку
Австралийские Айвазовские впервые побывали в его родном городе

Всего в Австралии живут 27 потомков художника. По признанию профессора-онколога Эндрю Миллера, ни у кого из них нет ни одного подлинника картин великого предка.
Единственный и старейший из потомков, в частной коллекции которого хранятся полотна Айвазовского, – его праправнук Генри Сэнфорд, живущий в Лондоне. Ввиду преклонного возраста – ему 91 год, – он не смог приехать на юбилей, но попросил родственников поклониться Феодосии. Судя по данным потомков, мастерство мариниста тоже никому из них не передалось. Зато, по мнению родных, сын Эндрю – Эван больше всех похож на Ивана Константиновича. Его назвали в честь великого родственника, а для поездки в Россию он специально отпустил бороду, чтобы сходство было ещё большим. По-русски из всех десяти австралийских гостей немного говорит только Аманда мари Тереза.
После дня рождения живописца, 30 июля, они отправились на Южный берег знакомиться с местами, связанными с именем Айвазовского.
– Мы побывали в Воронцовском дворце. Дело в том, что библиотеку в Алупкинском имении составил для графа Воронцова брат первой жены художника Юлии Гревс. Я возила туда и британцев, и других гостей. Там, действительно, окунаешься в прошлое. Редкие книги, старая библиотечная мебель, огромный глобус, где Аляска называется Русской Америкой, – сказала Татьяна Гайдук. – Поскольку в Австралии нет следов пышной придворной жизни, всех заинтересовали дворцы, и мы поехали в Ливадию. Они трепетно относятся к той части истории и культуры, которая у них не представлена. Гуляли по Ялте, посмотрели два здания, которые некогда принадлежали дочери Айвазовского Елене Рыбицкой в тот момент, когда она была женой градоначальника Ялты. Раньше зданий было три, но одно неумело отреставрировала госпожа София Ротару. Там, где сейчас расположена её вилла «София», стоял банный павильон в восточном стиле. Елена Рыбицкая построила его потому, что в гостиницах, занимавших весь первый ряд набережной, не было ванных комнат. Ванну по заказу приносили в номер, но когда появился павильон, постояльцы гостиниц стали с удовольствием ходить туда. Тем более что строение по проекту московского архитектора Штакеншнейдера, украшенное красивым декором, выглядело интересно. Госпоже Ротару всё показалось слишком маленьким, и она восстановила павильон в масштабе 1,8. В результате формы повторил лишь главный портал, всё остальное – современная пристройка.
Конечно же, решиться на поездку в Крым семье было непросто.
– Ещё до приезда они постоянно спрашивали, какова обстановка в Крыму, обеспечена ли экономическая безопасность. Как только видели кого-то в камуфляжной форме, к примеру, охрану, интересовались – это военный? А почему он в такой форме? Много расспрашивали, каким был переход Крыма в Россию. В итоге сказали, что ни одно их опасение не подтвердилось, что в наших магазинах всё есть – сами видели, – с улыбкой вспомнила детали визита Татьяна Викторовна.
В Австралию гости увезли супер-альбом великого предка и потрясающе много фотографий.
Попрощавшись с Феодосий, они взяли курс на Санкт-Петербург, чтобы в подлиннике увидеть в Русском музее самую известную картину знаменитого родственника «Девятый вал» и другие шедевры. Петербургская пресса, как и столичная, откликнулась на их визит, и это ещё раз показало, что юбилей художника затронул не только его родную Феодосию, но и всю страну.

Газета «Победа» №83
от 10 августа 2017 года