Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Первый комендант освобождённой Феодосии

Первый комендант освобождённой Феодосии

Дочь Маргарита Аркадьевна (слева) и Татьяна Голуб у памятника Феодосийскому десанту

На русской земле, наверное, уже не осталось такого города или села, где не возвышались бы как символ вечной памяти и славы монументы и обелиски героям, погибшим в Великой Отечественной войне.

Фамилии многих павших воинов высечены на граните, чтоб не стёрлись они за давностью лет. А сколько ещё неизвестных бойцов остались лежать в братских могилах по всему Керченскому полуострову, в том числе – в окрестностях города-героя Керчи и города воинской славы Феодосии! Восемь дивизий и две бригады – 62 тысячи человек и более 20 тысяч военных моряков. Как с погибшими во время войны отцами, дедушками и бабушками, их потомки говорят с обелисками. Говорят без слов, сердцем…
У монумента Феодосийскому десанту стоит маленькая хрупкая пожилая женщина. Она держит в руках букет алых гвоздик и внимательно всматривается в бронзовые черты моряка и пехотинца, застывших в момент атаки. Наша встреча с Маргаритой Аркадьевной, дочерью командира 1-го Особого десантного отряда Черноморского флота 44-й армии, офицера Аркадия Айдинова, символично произошла у памятника на нашей набережной Десантников. Дочь героя приехала в Феодосию, чтобы почтить память о своём отце, ещё раз побывать в музее древностей, постоять у его памятной доски, а самое главное – найти место захоронения.

Командир десантно-штурмового отряда

Первый комендант освобождённой Феодосии

Аркадий Фёдорович Айдинов родился в 1898 году в Армавире Краснодарского края. После Гражданской войны освоил диковинную тогда профессию газосварщика. В 1-м Московском автопарке он был настоящим энтузиастом сварочного дела и талантливым наставником. Вместе со своими учениками он собрал броневик! Активный осоавиахимовец, Айдинов прошёл курсы комсостава и в сентябре 1939-го года был призван в Красную Армию. В 1940 году назначен командиром роты отдельного инжбата Краснознамённого Балтийского флота. С мая 1941 служил в Николаеве, в зенитной артиллерии Черноморского флота. Здесь его и застала война.
– Я тогда совсем маленькая была, и отца почти совсем не помню, – рассказывает Маргарита Аркадьевна. – Но в нашем семейном архиве хранятся фотографии и письма папы. Мама и старшие братья и сёстры очень ждали папиных писем. В них он всегда расспрашивал, как у нас дела. А меня, младшую дочку, всегда называл по-особенному ласково – «Золотистый Чанчик-Панчик Ритик». Он был очень заботливым мужем и папой. Многие из его писем и документов сейчас хранятся в Феодосийском музее древностей.
После первого ранения Аркадий Айдинов был отправлен в Новороссийск, где назначен командиром штурмового десантного отряда с правом набора личного состава. Свою штурмовую группу, команду первого броска для высадки десанта в Феодосии, он лично отбирал из добровольцев 9-й бригады морской пехоты Черноморского флота.
На борту одного из «морских охотников» «МО-032» находился штурмовой отряд под командованием старшего лейтенанта Аркадия Айдинова.
Когда корабли легли на курс в Феодосию, ветер заметно усилился, волны стали круче. Испытывать бушующую непогоду для моряков – привычное дело. На ледяном ветру стойко и бдительно несли вахту сигнальщики и наблюдатели. Мощные потоки воды наваливались на катера-охотники, перекатывались по палубе. Видимость ухудшалась с каждым часом, крепчал мороз, соленые брызги замерзали на лету. На мачтах кораблей, надстройках и орудиях появлялась ледяная корка. В таких погодных условиях проходила высадка десанта.
В годы Великой Отечественной войны наших морских пехотинцев немцы называли «чёрными дьяволами». Боевой клич «Полундра!» наводил ужас на врага. Морпехам не было равных в рукопашных схватках. Они шли в атаку, не кланяясь пулям, в бушлатах нараспашку и по праву считались элитой ВМФ.

Первый комендант освобождённой Феодосии
За работой – талантливый мастер сварочного дела

29 декабря под прикрытием огня наши катера прорвались в феодосийский порт. При входе катера «МО-032» в порт вышел из строя привод рулевого управления. Однако командир корабля, перейдя на ручное управление, быстро провел швартовку и сумел высадить первый штурмовой десантный отряд почти в триста человек под командованием Аркадия Айдинова. Его умелое командование штурмовым подразделением свело потери среди матросов к минимуму. Моряки заняли причалы и мол, установили навигационные огни и обеспечили проход в бухту эсминцев и самоходных десантных судов с первым эшелоном десанта. Фашисты оказывали яростное сопротивление, но отважные моряки-десантники буквально вышибали их из порта, а потом и из города. К полудню предпоследнего дня 1941 года вся Феодосия была освобождена, и наступление пошло в северо-восточном направлении.

Вот краткое изложение личного боевого подвига Аркадия Айдинова:
«Командир 1-го морского десантного отряда ст. лейтенант Айдинов с отрядом, первым броском морского десанта, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, овладел портом и северной частью города, обеспечив высадку в порту главных сил десанта. В дальнейшем, показывая личный пример отваги, ст. лейтенант Айдинов, ведя тяжелые уличные бои, очистил его, овладев главными пунктами города и наведя в городе должный порядок. Будучи назначен комендантом города продолжал борьбу со скрывавшимися фашистами и установил в городе спокойствие. За проявленную личную отвагу в руководстве отрядом т. Айдинов заслуживает награждения правительственной наградой – орденом Красного Знамени».

Первый комендант освобождённой Феодосии
Внук Владимир Ермак у памятной доски, посвящённой его деду. Доска установлена на Платановой аллее в Феодосии

«Клятву свою выполнили»

В марте 1942 года вице-адмиралом А.Фроловым по приказу Военного совета ЧФ был сформирован отряд моряков из 532 человек под командованием капитана Айдинова. Отряд был отправлен на станцию Семь колодезей для наступательной операции в районе Ак-Монайских позиций.
«Айдиновцы», так матросов отряда называли на фронте, показали достойный командира героизм, прикрывая отход наших войск на Крымском фронте. Понеся большие потери, они воспользовались огнём наших крейсеров по наступающим танкам немцев, поднялись во весь рост, расстегнули бушлаты и бросились врукопашную… И шагнули в бессмертие…
Уже в мирное время мама, Елизавета Михайловна Айдинова, получила письмо из Одессы от краснофлотца Георгия Попова, бойца 1-го штурмового десантного отряда, которым командовал Аркадий Айдинов. В письме матрос рассказал о том страшном последнем бое в марте 42-го и смертельном ранении своего командира.
«После утомительного ночного перехода с левого фланга Керченского фронта на правый, под Джантору (ныне – Львово), мы по ракете поднялись в атаку. Шли в полный рост, почти без артподготовки. Я был ранен вражеским автоматчиком, спрятавшимся за сгоревшим танком. Отряд нёс большие потери. Видя это, командир Аркадий Фёдорович приказал: «Ложись!»…В это время пуля попала ему в грудь. Шофёр отряда Николай Фомин, сняв дверцы машины, лёжа управлял машиной под огнём на поле боя, собирал раненых. Мы с другими ранеными красноармейцами помогли уложить командира в кузов «пикапа», а сами ухватились за поручни и на подножке машины добрались до полевого госпиталя в Джанторе, где Аркадия Фёдоровича положили на операционный стол…Но оказалось, что пуля врага прошила лёгкое, печень и разорвалась в почке… Тело командира было доставлено в Керченскую крепость, он был похоронен рядом с убитым полковым комиссаром Алексеевым. Вот то, что я видел своими глазами и запомнил на всю жизнь. Мы все поклялись отомстить врагу за смерть нашего боевого командира и, как видите из того, как нас мало осталось, клятву свою выполнили…»

Первый комендант освобождённой Феодосии
Аркадий Айдинов (второй слева) с комиссаром Пономарёвым. Справа от них – пленный немецкий солдат

Возвращение имён

Многие феодосийцы знают, что на Платановой аллее есть место, где по инициативе феодосийского краеведа, руководителя Клуба любителей истории города Феодосии капитана 2 ранга запаса Константина Виноградова установлена памятная доска Аркадию Айдинову. Она является частью доблестной истории города воинской славы Феодосии. Сюда во время своих приездов обязательно приходят родственники командира десантного отряда.
А вот один из интересных, но малоизвестных фактов из жизни Аркадия Айдинова. Его внук, Владимир Ермак, рассказал, что настоящая фамилия его дедушки – Айданов Аристокес Аствоцатурович. В социальной группе Владимир Ермак разместил фото справки из суда, в которой подтверждается, что это один и тот же человек. «По словам мамы, фамилия отца была Айдинян. Но он и его родные изменили её на русский вариант».
Газета «Победа» не раз рассказывала о том, что вот уже несколько лет по инициативе Татьяны Голуб, которая также является председателем Феодосийской организации Русской общины Крыма, эта общественная организация занимается реализацией проекта «Памятники с нами говорят – возвращение имён». Соавторами проекта являются известные краеведы Денис Первухин, Светлана Арефьева и Татьяна Пермесская. Ими проводится масштабная исследовательская работа по увековечиванию памяти и восстановлению имён феодосийцев, покоящихся на Старом городском кладбище. Краеведы, историки, неравнодушные люди делают всё, чтобы ни один из героев не остался безвестным. Они проводят обследование братских и одиночных захоронений, проверяют данные с надгробий на соответствие архивным документам, устанавливают новые таблички на безымянных могилах солдат и офицеров, устраивают субботники на городском кладбище.
Татьяна Голуб обратилась в Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник с просьбой помочь в розыске места захоронения участника Керченско-Феодосийского десанта Аркадия Айдинова, погибшего в марте 1942 года в районе Владиславовки в боях Крымского фронта у высоты 25,3.

Первый комендант освобождённой Феодосии
На Керченском воинском кладбище в одной из братских могил покоится Аркадий Фёдорович Айдинов. Фото с сайта crimea-front.ru

«Люди! Покуда сердца стучатся – помните!»

Количество пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны остается внушительным – по разным оценкам, их число может достигать от 1,8 до 2,4 миллиона человек. Их подвиги и фронтовые судьбы неизвестны. Но с каждым годом эта цифра уменьшается благодаря деятельности поисковых отрядов, исследовательской работе волонтёров, общественных организаций, военных архивов, патриотическим проектам, целью которых является сохранение исторической памяти народа.
По сведениям «Алфавитной книги учёта захоронений на территории Керчи военнослужащих Советской Армии и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны в боях за г. Керчь» (Научный архив) Аркадий Айдинов похоронен в марте 1942 года в крепости г.Керчи, а в 1944 перезахоронен на городском военном кладбище. В Книге памяти города-героя Керчи и Керченского полуострова, по информации Краснопресненского РВК, значится, что в 1965 году герой был перезахоронен в этом же городе на воинском мемориальном кладбище.
«Керчь находится в ряду городов, где память о войне, о воинах, сражавшихся за город в годы Великой Отечественной войны, можно встретить на каждом шагу. Об этом напоминают обелиски и памятники, – говорится в официальном ответе из ВКИКМЗ. – Более двадцати братских могил расположены в разных районах города. На Воинском кладбище на улице Мирошника, которое является объектом культурного наследия регионального значения, захоронено более двух тысяч военнослужащих. Здесь, в одной из братских могил, покоится Айдинов Аркадий Фёдорович».
С 1944 года проходило перезахоронение останков павших воинов из братских и одиночных могил из разных районов Керчи на Воинское кладбище. Сейчас здесь находится более 100 братских и 140 одиночных могил. В апреле 1948 года на кладбище была установлена скульптура советского воина с автоматом. В 1966 году здесь сооружена мемориальная стена с барельефами, автор скульптуры – Роман Сердюк. На барельефах высечены слова: «Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!»
Память о массовом героизме матросов и моряков воплощена в нашем монументе на набережной Десантников. Неподалёку установлен Памятный знак морякам-десантникам крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», оставшимся навечно в море. В декабре к подножью памятников жители и гости города приносят красные гвоздики. А в День Военно-Морского флота, который мы будем отмечать завтра, много венков покидают феодосийский причал и продолжают свой путь в волнах Черного моря. И пусть никогда не меркнет память о тех, кто отдал свои жизни ради Феодосии и будущих поколений, пусть всегда гремит боевая слава моряков, а их подвиги будут навечно вписаны в доблестную историю нашего русского флота.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из семейного архива Айдиновых

Первый комендант освобождённой Феодосии
Московские школьники участвуют в акции «Бессмертный полк». На одном из портретов – командир штурмового отряда