Из рода СтамболиВнук крымского табачного фабриканта Иосифа Стамболи – Тимофей Кочин

В воскресенье в стенах Центральной городской библиотеки имени А.С. Грина состоялась встреча жителей Феодосии с почетным гостем нашего города, внуком крымского табачного фабриканта Иосифа Стамболи – Тимофеем Гурьевичем Кочиным. Диалог вели Александр Туров, краевед и друг библиотеки, и Леонид Ильченко, руководитель Феодосийской караимской религиозной общины.

Многие исторические события восстановить не так просто, что касается Стамболи, краеведы много работают над тем, чтобы привести все факты жизни и судеб людей из этого рода к общему знаменателю. Как рассказал Александр Туров, Тимофей Гурьевич привёз с собой много интересного документального материала. Александр Владимирович уже четверть века занимается исследованием семьи Стамболи, многим знакома его книга «Феодосия старая и новая». В поиске фактов и документов, исследовательских работах по роду Стамболи были задействованы и караимские общины. В том, что Тимофей Кочин является потомком Стамболи, после встречи с ним никаких сомнений не возникает. Он, его профиль и черты лица на фоне своего значимого для Феодосии предка – практически одно лицо. Рождённый в Париже, вернувшийся в Советский Союз из эмиграции с родителями ещё ребёнком, этот скромный, стеснительный человек живёт в деревенском доме Тверской области. В Феодосии не был давно. И вот случилось: приехал, прошёлся по комнатам дачи Стамболи, где жила его мама, встретился с людьми.

Табак Стамболи для Николая II и встреча с императором

Караимская фамилия Стамболи имеет разные формы, например, Стамбули и другие, при этом корень один. В этом роду есть священнослужители, в том числе в Иерусалиме.
Судьбы разные. Например, сестра Соня после автомобильной аварии будет прикована к инвалидному креслу, проживая с братом Иосифом и воспитывая племянников. После революции Соня посвятит себя делу партии. Она была соратником Владимира Ленина и сто тысяч рублей золотом, всё своё наследство, отдаст большевикам.
После Первой мировой войны семья Стамболи переводит склады табачной фабрики в Харьков. К 1916 году фабрика преобразована в АО и постепенно братья начинают продавать свои акции… Брат Моисей последним отойдёт от дел. Кстати, он лично встречался с Российским Императором Николаем II и угощал его табаком Стамболи. В одном французском журнале сохранились воспоминания, что у императора в тот момент не оказалось под рукой спичек, и он прикуривал от канделябра.
Исаак купит гостиницу «Империал» в Харькове, которую в революцию у него отберут. Моисей будет скупать недвижимость в Крыму, но всё уйдёт из их собственности в свете исторических событий.

Из рода Стамболи

Продажа табачной фабрики и контрибуция в 300 тысяч рублей

В Феодосии у одного из рода Стамболи, Осипа, родилось три сына. Один из них, Вениамин Стамболи, создал небольшую табачную фабрику – с неё всё и началось. Вениамин женился на Эстер Арабаджи, и у них родилось шестеро детей: четыре сына (один из них Иосиф) и две дочери. После ухода из жизни Вениамина фабрикой занялись сыновья.
Тимофей Кочин – внук дочери Вениамина Лидии, которая родилась на исторической даче Стамболи в Феодосии.
В 1910 году было заложено строительство этого дома, в 1911-м Иосиф Вениаминович венчался в Петербурге со своей будущей женой Рахиль Ильиничной Бобович (она тоже из состоятельного рода, её отец владел ткацкой фабрикой в Одессе). В 1914-ом строительство дачи Стамболи было завершено. В этом же году родилась мама Тимофея Гурьевича – Лидия. В 1916-ом Иосиф Вениаминович продал фабрику одному московскому обществу. А потом была революция… Иосиф с семьёй не мог больше находиться в своём знаменитом доме, он скрывался в одной из построек для работников табачной фабрики. Большевики, узнав, что он в городе, нашли его и взяли с него контрибуцию в виде ценных бумаг и наличных денег на триста тысяч рублей.
Александр Туров много лет изучает документы по истории караимов. Он встречал факты того, что табачная фабрика была продана за семь миллионов рублей, а в краеведческом музее говорится о том, что она была продана за 26 млн. рублей одному московскому обществу. Вероятно, это связано с тем, что вместе с фабрикой били проданы табачные плантации в Ялте и на Кавказе.
Итак, в 1918 году Иосиф Вениаминович уезжает с семьёй в Турцию. Они живут в надежде, что ситуация изменится и можно будет вернуться домой. Но годы идут, и становится ясно, что большевики прочно укрепились. Начинается эмигрантский путь Стамболи.

Тоска по родине

Сначала в Чехословакию, затем в Германию, а потом семья перебирается во Францию. В 1970-е годы во Франции караимская община изучала эмиграцию, были собраны документы, изданы каталоги. Первое изображение Иосифа Стамболи было получено из Варшавы в 2003 году. На паспарту были указаны данные о том, что это действительно семейство Стамболи. В польском караимском журнале один из номеров полностью посвящён их семье. В нём были изображения, в том числе фирменный знак табачной фабрики Стамболи. Таким образом несколько лет назад Александр Туров вышел на след старшего брата Тимофея Гурьевича (сегодняшнего гостя Феодосии) – Александра Гурьевича. К тому времени братья переселились из Барнаула в Молдавию, в Кишинёв. В 1991 году решили переехать к родственникам во Францию – к старшей сестре Лидии, Вере.
Тимофей Гурьевич родился в Париже в 1951 году. Спустя пять лет после его рождения для семьи настало время принять вопрос о гражданстве: французского, либо советского. Они выбрали второе. В 1956 году внуки Стамболи вернулись в Советский Союз. До этого года Тимофей Гурьевич проживал в одном доме вместе со своим известным дедушкой Иосифом Вениаминовичем и до пяти лет общался с ним.
Надо сказать, что бабушка была категорически против. Накануне отъезда она похитила своих внуков и увезла их в Ниццу, около месяца пытаясь вразумить дочь и зятя, убеждая их, что этого не надо делать. Отец Тимофея Гурьевича приехал в Ниццу и уведомил мать о неизменности своего решения вернуться на родину.

Из Парижа – в Тверь

Итак, семья приезжает в Москву, однако им дают понять, что проживать они здесь не имеют права. Таким образом семья оказывается в Барнауле, в одной из больших многосемейных казарм. Постепенно быт наладился, глава семьи стал работать начальником автобазы. Однако здоровье Лидии Иосифовны пошатнулось. Сестра из Франции сделала вызов, чтобы она смогла приехать туда на лечение, но ей было отказано. Полина, желавшая жить в Париже и уже повзрослевшая, когда встал вопрос о лечении Лидии за границей, заявила: «Сначала поеду я! Когда вернусь – тогда ты, мама». Это был эгоизм юной девушки. Из Франции Поля не вернулась. А Лидия Иосифовна в 1966 году умерла, сердце…
Надо сказать, что до ухода из жизни в начале 1960-х годов Лидия Иосифовна с детьми посетила Крым. Сам Тимофей Гурьевич приезжал в Феодосию до сегодняшнего визита в 1985 году. Ему даже довелось побывать на территории дачи Стамболи – в доме его мамы. Ещё визит был в 1993 году, тоже кратковременный.
В 1991 году братья решили посетить свою сестру Полину во Франции. Получив вызов, они поехали в Париж. Пробыли там полгода. Стоял вопрос о принятии французского гражданства, но болезнь Тимофея Гурьевича и климат (а по мне так невозможность оторваться от родины) побудили братьев вернуться в Россию. Поселившись в Тверской области, там и живут два брата по сей день.
К сожалению, личная жизнь детей Лидии Иосифовны не сложилась, детей ни у кого по этой ветви нет. У Веры двое деток: Мария 1951 г.р. и Александр 1955 г.р. Александр умер, а у Марии две дочки. Другие родственники также проживают во Франции. Связь с ними утрачена.

Воспоминания внука Стамболи

Тимофей Гурьевич Кочин:
– Мама очень мало рассказывала о прошлом, мне было 14 лет, когда её не стало. Иосифа немного помню. Как мы жили в Париже в восьмиэтажном доме. У Иосифа Вениаминовича был маленький продуктовый магазин. В нём работали двое его дочерей. А нас, детей, меня и Александра, часто отправляли: «Сходите к дедушке». Помню, как мы спускались к нему в полуподвальное помещение. Дедушка был прикован к креслу, ещё до войны у него случилась грыжа. У деда был широкий ремень, который опоясывал его. «Вы его не трогайте только!» – говорила мама. Но дети есть дети – мы катали дедушку в кресле по помещению. Помню, что Иосиф был строгий по характеру…
Был случай, когда мой отец Гурий Тимофеевич выиграл миллион франков. Есть фотография 1935 года, где он с друзьями в Каннах. Он тогда сказал: «Я сейчас покупаю лотерейный билет, если выиграю – разделю выигрыш на всех нас четверых». И вдруг он выигрывает! Действительно, делит выигрыш на всех четверых поровну. Парижская газета написала статью о нём под заголовком «Честный поступок русского шофёра». Кто-то из друзей (братья Пампуловы) расплатился за квартиру. Гурий втайне от Иосифа выкупил продуктовый магазин, который располагался в арендованном помещении, подарил ему кожаную куртку. Оставшиеся деньги отец положил в банк, а через полгода владелец банка вместе с деньгами вкладчиков сбежал в Южную Америку.
В 1991 году, когда ездил во Францию, понравилось, конечно… Но родственники встретили очень холодно. Прийти в гости можно было только если они позвонят и разрешат. Мы жили в одном доме, но отношения были холодными. Сестра Полина тогда не работала, но она оплачивала квартиру и нас с братом содержала. Когда-то в Одессе она выучилась на филолога-преподавателя французского языка, но почему не работала, не знаю. Мы прожили там три месяца по гостевой визе, а затем нам сказали: «Возвращайтесь обратно в Советский Союз». Все жили обособленно, как и многие за границей. Я видел девочек Маши в 1991 году, им было лет по десять. Сейчас связь со всеми утрачена.

С любовью к Феодосии

Третьего ноября для почётного гостя Тимофея Гурьевича Кочина, внука родоначальника династии Стамболи, провели обзорную экскурсию по родовому особняку. Обошли все этажи. Сейчас здание дачи Стамболи на реставрации. Но все равно удалось пройти по всем комнатам, посмотреть на огромную спальню супругов Стамболи, расположенную на втором этаже, с красивейшим видом на море. Тимофей Гурьевич смог прикоснуться к надгробному камню своего прадеда – основателя династии Вениамина Стамболи. Гость был искренне поражён размером особняка, его величием. Здесь в 1914 году родилась его мать Лидия, здесь, в Феодосии, корни династии.
Обзорную экскурсию организовали при содействии городской власти, Общественного совета Феодосии, а также при поддержке известного в городе общественника Александра Турова. Гость посетил Караимское общество, побывал на караимском кладбище. Встретился с феодосийцами и, выразив свою любовь к Феодосии, поехал домой, в Тверскую область.
Могила Иосифа Вениаминовича Стамболи во Франции утрачена… Изучение караимов Феодосии продолжается.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора