Ракурс фотомастера всегда точен!С коллегами-ветеранами Музея древностей. Слева – Елена Скоробогатая, справа – Татьяна Татаринцева. Фото «Победы»

В последнее воскресенье ноября в Русском культурном центре Феодосийского отделения Русской общины Крыма состоялось открытие фотодокументальной выставки «Керчь, Севастополь, Феодосия – воинская слава России», посвящённой, как нетрудно догадаться, двум крымским городам-героям и нашему городу воинской славы.

Приятно сознавать, что эта выставка создавалась и приурочена к представавшим в декабре Дню Неизвестного солдата, Дню Героев Отечества и Дню памяти Феодосийского десанта.
Автором выставки явился известный феодосийский фотомастер Валерий Солоид, а дизайнером элегантной экспозиции стала талантливый феодосийский архитектор и художник-график Светлана Арефьева. Инициативная идея принадлежит депутату Феодосийского городского совета Татьяне Голуб, видной общественной деятельнице, председателю городского отделения Русской общины Крыма. При этом нельзя признательно не отметить, что её инициативность безгранична, поэтому разного рода выставки, торжественные мероприятия и творческие встречи в этом общинном доме, что в самом начале улицы Вити Коробкова, успели стать систематическим действом, вызывающим интерес определённого числа феодосийцев. На житейский взгляд, ходить туда раз за разом становится всё интереснее…
По логике вещей церемонию открытия выставки предварила своим вступительным словом Татьяна Голуб. Лаконично представляя новую экспозицию, она напомнила собравшимся, что в Крыму Севастополь стал городом-героем в мае 1965 года, хотя впервые был назван им в приказе Верховного Главнокомандующего ещё 1 мая 1945 года. Вторым стала – Керчь, в сентябре 1973-го. А в 2016-м легендарная Феодосия была удостоена почётного звания «Город воинской славы России». И это очень высокий и торжественный титул!
Открывшаяся выставка состоит из трёх разделов – «Керчь – город-герой», «Севастополь – город-герой» и «Феодосия – город воинской славы». Центральной композиционной частью экспозиции предстал легендарный Севастополь. В целом она образует логический триптих, который впечатляет содержанием и, как уже замечено выше, своей элегантностью. Знаете, это когда на переднем плане собственно фотографии, а задний план просто хорош своим контрастом! Тем более что общий задний план здесь всего лишь бумажный, и белого цвета, ну а фотографии, конечно же, цветные. Признаться, я впервые встретил такое оформление фотовыставки, потому и не скрываю своего впечатления. Хотя, честно говоря, всё это и не удивляет, потому что диапазоны творчества Светланы Арефьевой автору этих строк давно известны.
Выставка вобрала в себя более полусотни фотографий, несколько изысканных графических деталей оформителя, вкраплённых в экспозиционные пространства, а главное – впечатляющее общее композиционное решение. Наверное, излишне говорить, что концепция выставки, приуроченной к череде праздничных дат, связанных с военной историей нашей страны, отображает героику представленных в изобразительном ряду трёх крымских городов. Поэтому и сюжетика экспозиции весьма конкретна. Это военные мемориалы, многочисленные соответствующие памятники и отдельные исторические архитектурные сооружения или фрагменты таких комплексов. Словом – всё то, что давно успело стать символами места.

Ракурс фотомастера всегда точен!
Афиша выставки


Здесь следует сказать, что иначе и быть не могло. Ведь больше полутора десятков лет Валерий Солоид отдал работе в Феодосийском краеведческом музее, который в новых реалиях давно успел вернуть себе собственное историческое название – Феодосийский музей древностей. Кроме того, он несколько лет работал техническим фотографом и в знаменитой картинной галерее Айвазовского. Конечно же, на взгляд горожанина, это звучит лучше, чем картинная галерея имени художника. Причём здесь «имени», если это прежняя собственность художника, что была подарена им Феодосии! Вообще говоря, современные юридические наименования учреждений, представленные многобуквенными аббревиатурами, где порой больше десятка прописных букв, трудно встраиваются в обиходную человеческую речь. Куда уж приятнее слышать родное, так понятное и внятное – «картинная галерея Айвазовского…» То же не терпится сказать, например, и о Феодосийском литературном музее А.С.Грина. Да, четыре-три десятилетия назад он вполне соответствовал этому названию. Но времечко-то не стоит на месте, давая год за годом развитие. Так вот и музей Грина, на мой взгляд, давно успел стать ведущим Культурным центром Восточного Крыма имени Александра Грина, ну, а собственно музей его имени – яркая часть этой феодосийской культуроведческой структуры, как-то уместившейся всего в паре небольших исторических зданий города. Такую творческую эволюцию, конечно же, нужно высоко ценить! И дорожить подобными достижениями.
Да, так вот, именно как музейный работник, Валерий Солоид хорошо знает, что всякая фотография, имеющая соответствующую атрибутику – обозначение сюжета и персон, присутствующих на снимке, датировку фото и имя его автора, ещё ряд деталей – быстро становится фотодокументом времени, удерживающим его реалии. Дам, для примера, наш классический тридцатилетний сюжет – памятник «Феодосийскому десанту 1941 года» на одноимённой набережной. Скульптурная пара десантников – матроса и солдата – бронзовеет здесь так же, а вот фрагменты экстерьера и задний план становятся всё изменчивее… Смею утверждать – в лучшую сторону! В этом, собственно, и смысл всякого документа, потому что он удерживает точное время и его реалии, где предельно важны соответствующие детали.
Именно это и представил автор в своей фотоэкспозиции, немногословно, в ходе выступления на её открытии, уточнив и подчеркнув фактографию: «Фотографиям Керчи, представленным на выставке, – ровно двадцать лет. Севастополь: этим фотографиям – десять лет. Прекрасный город, замечательный! И всё это не компьютерный фотошоп, а натуральная фотография! Феодосия: этим фотографиям – двадцать дней! И такая триада наших городов достойна многих экспозиций, ведь сколько здесь было пролито крови во имя нашей Родины! И Феодосия – это тоже город-герой! Спасибо вам огромное!» [Аплодисменты в зале].
Открытие выставки с отличным знанием дела приветствовали выступившие перед участниками фотовернисажа известные феодосийские музееведы – ветераны музейного дела Алла Ненада и Елена Скоробогатая, а в приватном поздравлении – Татьяна Татаринцева. Высоко оценил содержание экспозиции ветеран Военно-Морского флота Владимир Шулешов. Общее мнение едино: хотелось бы видеть дальнейшее сотрудничество Валерия Николаевича с Русским культурным центром…
Завершая сказанное, уточню, что документальные фотографии Валерия Солоида давно имеются в фондах симферопольского Центрального музея Тавриды и используются в его печатных изданиях, а самое главное – имеются в ГАРКе, то есть в Государственном архиве Республики Крым, где и храниться им предстоит, с позволения сказать, вечно.
С удовольствием повторюсь, что порой в нашем городе случаются негромкие мероприятия, что имеют весьма значимое содержание и посвящаются нерядовым событиям. Не в первый уже раз встречаюсь именно с ними в Русском культурном центре… Хорошая сформировалась традиция, да иначе, мне кажется, и быть не может. Ведь возникают подобающие инициативы, есть их воплотители, а такой симбиоз способен на многое… Так что новых вдохновенных успехов вам в подобных трудах, уважаемые наши современники-феодоситы!

Игорь ТАТАРИНЦЕВ

Ракурс фотомастера всегда точен!
С коллегами-ветеранами Музея древностей. Слева – Елена Скоробогатая, справа – Татьяна Татаринцева. Фото «Победы»