По восходящим потокам, ориентируясь на солнцеВстреча в Музее свободного полёта имени К.К. Арцеулова: (слева направо) Мария Гимадиева, Сергей и Ольга Силевич

Музей свободного полёта имени К.К. Арцеулова в Феодосии, расположенный в доме №12
по улице Куйбышева, отличается гостеприимством, свободным духом, домашним теплом.

Странное ощущение: будто знаешь супругов Ольгу и Сергея Силевич, мастера спорта России сверхлёгкой авиации Марию Гимадиеву – много лет. Общаться легко, поэтому и время встречи в музее, продлившейся два с половиной часа, пролетело незаметно. Ольга Александровна никого без чая не отпустила, мы сидели за круглым столом, ели бутерброды, грелись кипятком и говорили про Крым, сверхлёгкую авиацию и наши победы в небе и на земле.
О достижениях спортсменов Крыма рассказала мастер спорта России по сверхлёгкой авиации, чемпион России 2019 года, победитель Кубка России 2017-го, неоднократный победитель и призёр всероссийских соревнований феодосийка Мария Гимадиева. О Крыме и его роли в развитии российской авиации говорили с участниками встречи Ольга и Сергей Силевичи. Планировал свой приезд в Феодосию из Симферополя Глеб Сухоцкий – мастер спорта России международного класса, вице-чемпион мира по парапланерному спорту, но день совпал с его отъездом в Республику Казахстан на соревнования.
Мария Гимадиева не только профессиональный спортсмен по лёгкой авиации в классе «дельталёт», она уже много лет является также инструктором по сверхлёгкой авиации. В настоящее время к Марии можно попасть на теоретические занятия и тренировку на симуляторе, практические полёты пока не проводятся в связи с запретом на использование воздушного пространства. Сама мастер спорта регулярно ездит на Кавказ, в Чегемское ущелье Кабардино-Балкарии, тренируется там. Возит и учеников. Транспортировка серьёзная: автобус, плюс большой прицеп. Но иногда Мария летит туда из Крыма на… дельталёте!

Дельталёт с «мешком сахара»

– Нет ничего более ценного, чем видеть достижения своих учеников, – делится Мария. – Свой личный полёт не может принести такого удовольствия, как их полёты. Когда я вижу их горящие счастьем глаза от того, что они первый раз «выпарили», впервые в горах набрали хорошую высоту, – я вспоминаю себя молодой, только начинающей летать и понимаю, что они чувствуют в эти моменты то же самое, что и я тогда.
Учеников у Марии много, всех и не пересчитать. Кто-то приходит на полный курс обучения, кто-то приезжает на несколько дней, например, обучению аэробуксировке. За все годы тренерства наберётся до полутысячи человек, для которых Гимадиева открывала небо.
– Всегда запоминаются те ученики, которые идут через тернии к звёздам, когда приходится преодолевать себя, свои страхи. Например, у меня был ученик, который приехал заниматься на Клемуху вместе со своим сыном. Он был в возрасте ближе к 50-ти годам, а его сыну было 25 лет. У парня всё получалось легко, а для его отца, взрослого мужчины, каждый старт был стрессом. Он метался в воздухе, и мы много с ним разговаривали по рации – чтобы он просто не мешал дельтаплану лететь. Я успокаивала его и говорила, что если к дельтаплану привязать мешок сахара и запустить его, он полетит ровно. Главное для пилота – посадка. И когда мой возрастной ученик во время полёта начинал паниковать, я по рации спокойно говорила ему: «Мешок сахара». И он успокаивался.

«Покинуть небо невозможно»

Опыт полётов Марии Гимадиевой очень большой. Она летала в небе Италии, Австрии, Словакии, Болгарии и других стран. Полёты в больших горах до 2014 года были связаны для Маши только с Альпами, а после она открыла для себя Кавказ. Оказалось, что Кавказские горы интереснее, сложнее, насыщеннее, требуют большей квалификации от пилота. Это ущелья, в которых текут бурные реки. Если пилоту не удалось набрать высоту, и он снижается, то мест для посадки практически нет. Нужно ещё умудриться приземлиться, а если сел не там, то придётся долго идти пешком.

Летать Мария мечтала с детства:
– Мы жили в общежитии, у нас на первом этаже был клуб, где взрослые дядьки собирали летательные аппараты. В 1988 году был слёт на Карагозе, и мы, дети, ходили вокруг дельталётов и задавали взрослым десятки вопросов: «А это что?», «А это как?» Я мечтала и представляла, каким у меня будет первый полёт. Он случился только в 2006 году. Родительский запрет действовал долго, ведь в сверхлёгкой авиации пилоты в прошедшие годы учились на своих ошибках. Но выросла – и всё равно полетела!
Я в воздухе всегда без компаса, ориентируюсь по небу с низко расположенным диском солнца, выбираю такое время суток. И если даже пасмурно, солнышко всё равно просвечивает сквозь облака, это достаточно точный ориентир. Были, конечно, и форс-мажоры, но на экстренные случаи есть спассистемы, применять их за всё время полётов мне не приходилось. Главное в небе – ответственность. Самым опасным может стать отказ двигателя. Однажды мне залили на дозаправке «бормотуху» с запахом ацетона, а у меня стеклопластиковый бак, он расклеился, клеевая основа попала в пуск, зависли клапаны, была аварийная посадка. В итоге абсолютно исправный двигатель пошёл на капремонт.

– У вас были полёты на большой высоте?
– Мы все мечтаем набрать как можно больше высоты, поэтому шесть моих выездов на Кавказ были связаны именно с этой мечтой, – говорит Мария Гимадиева. – Самые высокие потоки воздуха бывают весной и осенью, когда большой суточный перепад температуры, это май и сентябрь. И я нашла ядрёные потоки! Набрала пять километров над уровнем моря. На такой высоте уже есть гипоксия, не хватает кислорода. Побыв там минут 15, снизила высоту. А однажды в Болгарии мне пришлось спасаться от грозы. Старалась избавиться от высоты, а грозовая туча всё прёт и прёт. Пришлось больше 40 км мчаться от неё и спасаться.

– Вы представляете себе тот момент, когда вам придётся расстаться с полётами?
– Покинуть жизнь представляю, а вот покинуть небо – нет.

Перелёт из Коктебеля в Пятигорск

Мария Гимадиева знакома со знаменитым путешественником Фёдором Конюховым, он приезжал на гору Клементьева, готовясь к рекордному полёту на планере. Мария сожалеет, что было мало времени на общение с ним.
– Люди, любящие небо, интересные, творческие. Человек ведь всё время стремится расширить границы своих возможностей. Мне, например, всегда хотелось пролететь большой маршрут. В 2016 году я совершила перелёт из Коктебеля в Пятигорск на авиационный слёт и обратно в Коктебель. Конечно, с посадками на дозаправку. Заранее планировала маршрут, ведь на всех аэродромах сверхлёгкой авиации, где собираешься садиться, нужно оформить заявку, заказать топливо. К таким путешественникам относятся очень дружелюбно, сотрудники аэропортов принимают активное участие во встречах, отличаются гостеприимством. Но как бы человек ни планировал полёт, погода всегда вносит свои коррективы. Можно заранее расписать план полёта, а погодные условия всё моментально изменят.
Сейчас небо временно закрыто, но люди, влюблённые в полёты, всё равно бывают на горе Клементьева почти каждый день. Мария, например, готовит дельталёт к поездке на Кавказ, техника требует обслуживания, ведь у лётчика второго шанса не бывает. Видя мои расширившиеся глаза, Мария успокаивает: в случае отказа двигателя дельтаплан отлично маневрирует и вполне долетит до того места, где можно совершить посадку.

Беременная на дельтаплане

Мы говорим про разные места для обучения, про старты и посадки. Первые две недели учёбы самые сложные. Только спустя полгода упорного труда, совершив не менее 40 стартов и посадок в разных местах и условиях, ученик может сказать, что он умеет летать на дельтаплане или параплане.
Маша вспоминает, как на день рождения одному человеку подарили сертификат на полёт в качестве штурмана дельтаплана. Сначала они с виновником торжества летали, а потом выполняли «бомбометание»: с высоты 50 метров надувными шариками с водой именинник попадал в цель. Такой подарок не забудется никогда.
Спортсменка поднималась в воздух и во время своих беременностей.
– Беременность – это не болезнь, конечно, я летала! – смеётся Маша. – И после родов полетела уже на десятый день. Помню, приехала на гору, поставила люльку на лавочку, ребёнок спит. Попросила присмотреть за малышом, а сама быстренько летнула! Вернулась – сын как спал, так и спит спокойно.
Муж, дочка, сын и Мария – вся семья любит небо. А Феодосия любит Машу!

Нарисовать в воздухе дельфина

– Государство идёт на серьёзные затраты, чтобы обеспечить полёты там, где хотят летать дельтапланеристы. На соревнованиях всегда поражают расчёты, которые должны выполнять спортсмены, это такая высшая математика! Тебе дают топливо и говорят: «Проложи маршрут, который ты сможешь пролететь». И ты не можешь ошибиться даже на секунду – сразу штрафные очки. Интересны спортивные ориентирования в воздухе, летишь со скоростью 85-90 км в час, и соображать надо быстро. Лучшего, чем Крым, места для обучения полётам в мире не найти, пожалуй.


Мы вспоминали на встрече в музее очень яркого человека, который год назад, в марте 2023 года, ушёл из жизни. Владимир Коваль – спортсмен, тренер, инструктор. Он организовывал маршрутные полёты на дельтапланах в Крыму, первый открытый чемпионат России по сверхлёгкой авиации. Коваль создал в Евпатории секцию по сверхлёгкой авиации, проводил соревнования. Он воспитал десятки влюблённых в небо людей, некоторые его ученики поступили в авиационные учебные заведения, связав с полётами профессиональную деятельность.
Вклад Владимира Коваля в развитие этого вида спорта неоценим. На чемпионат он привлёк специалистов по ГЛОНАСС, GPS позиционированию. Каждый борт был оборудован трекером, который в онлайн-режиме практически ежесекундно отправлял реальные координаты спортсменов на судейский компьютер. Это очень повысило безопасность полётов. Было ясно перемещение каждого борта, кто где летит, кому нужна помощь. Программа всё просчитывала.
Задания творческие. Например, всем пилотам на карте рисуют дельфина, и пролететь надо так, чтобы повторить контур дельфина. Манёвры, изменение траектории полёта и так далее – всё должно быть в голове у спортсмена. Самое интересное – потом смотреть, у кого какой дельфин получился. Бывает, дельфин получается с тремя хвостами, плавники не такие чёткие, какие должны быть.
– Чтобы «нарисовать» в воздухе плавник, делаешь разворот на месте и идёшь в обратную сторону. Также нужно попасть в 200-метровые «ворота», а летишь на высоте 300 метров, и если ты отклонился вправо или влево, то уже выпал из этих ворот – и незачёт. Поэтому нужна ювелирная точность, и это очень интересно! – рассказывает Мария Гимадиева.
Соревнования – это всегда праздник. Пилоты встречаются, они делают в воздухе интересные упражнения в красивейших местах, повышают своё мастерство. Спортсмены Крыма очень сильные, им сама природа сделала подарок в виде большого количества лётных дней в году. Особенно приходит осознание преимущества климата, когда наши крымские спортсмены общаются с ребятами из Архангельска, Москвы, с Урала и слышат, что они по полгода не летают, потому что у них то распутица, то мороз и холод. А крымчане летают! И занимают на пьедестале все призовые места!

На параплане – с горы Клементьева до Севастополя

Сергей Силевич рассказал о полётах на парапланах, о конструкциях, аэродинамике, метеорологии. Он поведал нам особенности парапланеризма, то, почему все пилоты стремятся попасть в самый центр теплового ядра. Интересно было послушать в качестве примера его рассказ о том, как орлы выбирают потоки, стартуя со скалы, и, не делая взмахи крыльями, поднимаются выше и выше, вращаются в одну и ту же сторону. Сергей рассказал нам про мастера международного класса Глеба Сухоцкого, в Крыму этого человека знают многие – за его жизнелюбие, целеустремлённость и преданность небу. Однажды Сухоцкий вопреки всем прогнозам и скептикам совершил полёт с горы Клементьева до Балаклавы на параплане. Он всё смог, просчитал, выпарил, долетел до Симферополя, там в воздухе выжидал появления облаков, а когда погодные условия создались, полетел в сторону Севастополя. Глеб долетел до обозначенной точки и продолжал сохранять высоту 1500 метров при посадке. То есть он мог ещё лететь и лететь.
Феодосийцы ждут встречи с Глебом Сухоцким, так что приезжайте к нам!

Новый год на Клемухе

– С 2014 года, после создания объединённой федерации сверхлёгкой авиации РФ, у крымских пилотов сверхлёгкой авиации появились новые возможности. Каждый год стало проводиться по несколько соревнований, многие становятся мастерами спорта. Благодаря полётам в Крыму наши спортсмены могут ездить на соревнования в другие страны и регионы, – говорит Ольга Александровна.
Они вспоминают с Машей, как летали одновременно семь девушек, парили в воздухе. Ещё рассказывают про новогодний утренник для детей на горе Клементьева: нужно было начинать праздник, а спортсмен, который играл роль Деда Мороза, не смог приехать. И тогда Дедом Морозом стала Мария Гимадиева. А сын ходил вокруг него и говорил с подозрением: «Что-то Дедушка Мороз очень похож на мою маму». И Оля сказала малышу: «Ты знаешь, он же волшебник, и делается похожим на маму, чтобы тебе было приятно смотреть на него». Мы смеёмся и просимся в гости на чай на Клемуху: чтобы сидеть за стеклянной стеной с горячим напитком и смотреть на горную гряду Карадага, на соляное озеро Бараколь внизу, на море. И слушать ветер…
– Поедем! Обязательно поедем! – обещает Ольга Силевич. И мы, счастливые, успокаиваемся, предвкушая этот день и час. А потом неохотно расходимся, уж больно здесь, в музее, свободно и хорошо, как в полёте. Эти люди, смелые, потрясающие – наполняют, вдохновляют, дают силы, энергию, ощущение счастья. Спасибо!

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора