От волошинских «обормотов» – к «подзаборникам» наших днейКрасивые шапочки и другие работы Иры Николиной

10 мая на улице Серова, 9 в посёлке Коктебель состоялась 27-я подзаборная выставка живописи и ремёсел. Директор выставки – от идеи её проведения и по сей день – Игорь Шептовецкий, председатель Совета Союза художников и ремесленников Коктебеля. Собственно, на заборах его усадьбы и располагаются работы художников из года в год. Цветущий май порадовал погодой в день «Подзаборной» и дал насладиться работами творцов сполна.

У Шептовецкого высокий и длинный забор, который и забором-то назвать сложно: по сути, это стена, сделанная под старину, выбеленная известью, неровная, с выпуклостями, а сверху покрытая рыжей черепицей. Входная дверь и ворота – из обычных серых досок, никакой краски на них нет, она просто не нужна. И эта стена идеально подходит для размещения на ней картин художников. Может, поэтому уникальная уличная выставка «прижилась» на Серова, 9 и стала одним из главных событий дважды в год.
В день проведения «Подзаборной» здесь неизменно толпа людей. Кто-то завернул на улочку случайно, а кто-то специально приехал в Коктебель ради выставки. Идёшь по улице – и рассматриваешь картины, графику, инсталляции современных художников, примеряешь шапочки ручной работы, любуешься текстильными куклами, украшениями из вулканических пород, керамической посудой. А главное, каждый имеет возможность пообщаться с мастерами, задать им вопросы, взять автограф, а при желании и приобрести работу.

«А давайте смотреть и восхищаться!»

В этот раз в выставке приняли участие 17 мастеров: Ирина Илышева, Игорь Ляхов, Наташа Туркия, Вадим Кудрявцев, Владимир Терновский, Игорь Селеменев, Галина Плехова, Боб (Борис Николин), Ира Николина, Саша Десницкая, Мила Елисеева, Игорь Василич, Владимир Гуркин, Елена Фокина, Андрей Комовский, Наталья Комовская, Татьяна Десницкая, Люба Ушакова.
Открывала выставку и вела её официальную часть Наташа Туркия, всем хорошо известна эта художница и жительница Коктебеля, представлять её не надо. Раньше «Подзаборную» вёл муж Туркии, Андрей Дементьев. Люди помнят его, как человека весёлого и самобытного. Он выходил к «подзаборникам» в длинной лоскутной рубахе, его седовласые кудри, разметавшиеся по плечам, обрамляли лицо, на глазах – очки с толстыми линзами. Как он умел говорить! Сколько всего знал и мог дать людям. Ушёл… И очень правильно, что сейчас выставку ведёт его жена Наташа.
Было приятно видеть на выставке сотрудников музеев Восточного Крыма, а открывала «Подзаборную» Татьяна Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского. Собравшиеся размышляли с Татьяной Викторовной над тем, как зарождалось искусство с самых древних времён, какими качествами должен обладать художник: чувством света, композиционным даром, способностью к образному мышлению… Посетители и участники громко поаплодировали художникам, а потом Туркия сказала: «Друзья, давайте смотреть работы и восхищаться!» – и все пошли вдоль заборов к картинам.

Первая подзаборная выставка состоялась 13 августа 2010 года

Тогда пятнадцать коктебельских художников вывесили свои работы на забор общего друга Игоря Шептовецкого. Картины были на улице целый день, и проходящие по ней люди прямо под открытым небом наслаждались творчеством. Через пару часов у картин стояло уже много людей. Всё просто!
Изначально художники задумали показать свои работы друг другу, но творческая тусовка вылилась в выставку: на Серова собралась огромная толпа, люди обсуждали картины, знакомились с авторами, стремились приобрести полотна.
Это было феерично: играла живая музыка, атмосфера творчества и лёгкости посёлка у южного моря породили активное общение. Лейтмотивом стали речи о том, что традиции Волошина не ушли в прошлое, их можно и нужно продолжать! Всем было весело, художники вспомнили волошинских «обормотов» и прозвали себя «подзаборниками». С тех пор повелась традиция дважды в год – в цветущем мае и золотом сентябре – проводить выставку под открытым небом. Из года в год стены забора бессменного директора «Подзаборной» Игоря Шептовецкого превращаются в галерею. Улица Серова наполняется людьми так, что яблоку негде упасть. И даже учитывая тот факт, что на набережной сейчас идёт реконструкция, люди всё равно приехали на полюбившуюся всем выставку под открытым небом.

Живописные пейзажи, портреты, любимый Восточный Крым

Всё есть на полотнах мастеров. Как всегда, распахнула двери крафт-лавка Наташи Туркии, ценительниц красоты и искусства ожидали новые изысканные украшения, броши с птичками и зайчиками, браслеты из камней и серьги.
Полистаем альбом с работами, купленный на память о событии. Гора Клементьева, мыс «Хамелеон» и «Сонная Ася» Ирины Илышевой; загадочные пейзажи Игоря Ляхова; «Портрет сына», «Господин» и «У черты» Наташи Туркии. Колье из окаменелостей Киммерии Вадима Кудрявцева, притягивающий, как магнитом, необычный старый дом под номером один в переулке Башенном города Феодосии, и «Старый миндаль»… «Домик в Щебетовке» Вадима Терновского, его чудесная «Девушка с ромашкой» и раритетные чайники. Необычный мир Игоря Селеменева, на контрасте с ним «Сирень», «Ирисы» и буйство красок Галины Плеховой. Милейший автопортрет Саши Десницкой и её натюрморт с абрикосами и петуньей. Яркие пейзажи Милы Елисеевой и пляжные натюрморты Игоря Василича, Коктебель и Орджоникидзе в работах Владимира Гуркина. «Пляжницы», «Поющие» и «Арбуз» семьи Арендт, «Зима» Елены Фокиной и глубокий мир на полотнах Андрея и Наталии Комовских. Кара-Даг и его перевалы под кистью мастера Татьяны Десницкой, полные жизни «Галина» и «Марина» Любы Ушаковой.
Гуляя по улице, мы нашли краснобокие яблоки на плошках, в вазах и иных ёмкостях, которые хочется гладить, нюхать (они из дерева), прижимать к щеке – потому что не просто посуда, а шедевр, созданный руками мастера – он ваял каждую ёмкость, ковырял, точил, оттачивал.
Вязаные фирменные шапочки Иры Николиной, ободочки на голову для настоящей королевишны, картины этого мастера – всё талантливо, самобытно.
А ещё чайки Саиды Юсуповой, парящие над Коктебелем; керамическая посуда, яйца не хуже Фаберже и другое. Уникальная, коктебельская, «Подзаборная» – тем и хороша!

Усадьба и художники

После выставки художники имеют возможность живого общения друг с другом. Перемещаясь во двор усадьбы, они слушают живую музыку, делятся впечатлениями, обсуждают состоявшуюся выставку и строят планы на будущее.
Игорь Шептовецкий художником не является, но он умеет притягивать к себе людей, объединять идеями, делающими мир красивее, интереснее. Председатель Совета Союза художников и ремесленников Коктебеля, директор уникальной выставки под открытым небом «Подзаборная», москвич, физик-ядерщик по профессии, Игорь переехал в Коктебель в 2002 году, в то самое место, куда много лет подряд приезжал отдыхать. Пока шло строительство усадьбы, познакомился с большим количеством художников — и местных, и столичных, которые живут в посёлке сезонно. С этого всё и начиналось. А однажды возникла идея максимально сократить расстояние между художником и зрителем, провести выставку, доступную для всех. Как это можно сделать быстро и оригинально? Повесить картины на заборе.
Усадьба Шептовецкого сама по себе уже искусство. Она сочетает разные архитектурные традиции. Здесь всё очень просто – и тем прекрасно. Интерьер наполняет, даёт почувствовать себя так хорошо, будто оказался в детстве. Пространство хранит истинное коктебельское состояние – хорошо знакомое тем, кто любит Коктебель давно (и тем, кому предстоит открыть для себя этот дивный край). Всё это достигнуто большим трудом, стройка – дело непростое.
Игорь вспоминает, как однажды отлучился из Коктебеля, а когда вернулся, то увидел, что все стены ровно вытянуты, приведены в идеальный современный вид. Пришлось переделывать, ведь хозяином было задумано как раз всё наоборот: стены должны быть неровными, белыми, как и было в итоге сделано. Именно эта старина, интерьер, глиняная посуда позволяют, находясь здесь, совершить путешествие во времени. Но главная достопримечательность, с моей точки зрения, – большой озеленённый двор и декоративный пруд. И двор усадьбы после «Подзаборной» становится площадкой для общения художников.
Гостями здесь бывали телеведущая Арина Шарапова, художник Сергей Цигаль, актриса Любовь Полищук, актёр Алексей Макаров, телеведущий Дмитрий Киселёв, организаторы и гости созданного им джазового фестиваля, телеведущий Михаил Ширвиндт, композитор Владимир Шаинский, художница Елена Фокина и многие другие известные деятели. Зачем мы об этом говорим? Для того, чтобы почувствовать и понять подлинный Коктебель, его дух, его творческую жизнь.

В гостях у художников Комовских: история дома и тени предков

Художники и мастера на 27-й подзаборной выставке представили свои работы, многие из которых только-только вышли из-под кисти мастера. Мы накануне побывали у супругов Наталии и Андрея Комовских и лично убедились в том, как рождаются картины.
Когда вошли, Комовский стоял у мольберта и писал. Руки в краске, в телефоне по видеосвязи – родственники.
– Здравствуйте…
– Здравствуйте! А у меня тут на связи тётя, ей 96 лет.
– Ооо, рады познакомиться!
Машем в экран руками. Тетушка красивая, колоритная, открытая и общительная, как и Андрей. Круглое лицо женщины обрамляет ровно уложенная в форме ободка коса. В общем, вот было тихо – и вот нас уже много, целая компания! Бежим за художником по дому-двору-помещениям. Тётушка инспектирует новые творения Комовского, которые он выставит на «Подзаборнойх».
А дом Комовских в Коктебеле – это и не дом, а история, неповторимый колорит, дух старого Коктебеля, музей. Я прошла от порога до смотровой площадки на самом верху – и считаю, что ничего нельзя сдвигать с места, здесь нельзя трогать даже пыль на абажурах. Это уникальный мир, почти ушедший из Коктебеля. Но ещё живой.
Здесь из поколения в поколение живут Комовские. Родовое гнездо на улице Серова щедро принимает гостей, калитка во двор дома днём и ночью всегда открыта.
Григорий Комовский в 1955 году купил здесь участок земли и построил дом. Ну а в 1956 году у него родился внук – Андрей. И сейчас, спустя годы, когда из Москвы Андрей и Наталия Комовские приезжают сюда, по ночам долго горит свет в мастерской и, проходя мимо, легко угадывается фигура мастера, под кистью которого рождается новое творение.
Дед Андрея, Григорий Феодорович, был профессором, выдающимся учёным и изобретателем. Он руководил лабораторией Института редких металлов и изучал космические вещества: метеориты и мельчайшие частицы космической пыли. По воспоминаниям старожилов посёлка Коктебель, будучи уже в преклонном возрасте, профессор в маленькой шапочке, похожей на тюбетейку, ходил по дорогам, всегда волоча за собой самодельную деревянную тележку с большим магнитом. К магниту с грохотом притягивались валяющиеся то тут, то там различные гайки и гвозди, какие-то железки, а когда их прилипало уже много – старик останавливался и начинал их «сортировать». Из всего «улова» он выбирал только то, что могло быть родом из космоса, заворачивал аккуратно найденное в бумагу, складывал и тянул тележку дальше.

Кара-Даг даёт то, чего нет более нигде

Как отмечает Игорь Шептовецкий, желающих принять участие в выставке всегда очень много. Но костяк тех мастеров, кто участвует в «Подзаборной» постоянно и в сентябре, и в мае, уже сложился. Эти художники – известные нам, посетителям выставки на Серова и музеев Восточного Крыма, ведь у них проходят и персональные выставки.
Мы все разные, и те, кто пишет картины, и кто на них приходит посмотреть и купить, но всех нас объединяет самое важное: любовь к Коктебелю. Художники очень много времени проводят в Коктебеле, а если живут далеко, то при первой возможности мчатся сюда. Это стремление к миру искусства, в прекрасному и доброму, что наполняет светом и расправляет крылья, вдохновляя на что-то новое и важное, будет всегда.
Время идёт, Коктебель меняется, но люди должны знать, что он по-прежнему принимает творческих людей с распростёртыми объятиями, здесь есть с кем общаться, чем вдохновляться и что писать как художникам, так и писателям. Крым даёт тишину, полёт мысли, шум моря, вид на горы, на Кара-Даг, который, я уверена, обладает магнетической силой. Эта земля даёт что-то очень самобытное, родное, то, чего нет более нигде.

Пусть живут традиции Коктебеля

Коктебель всегда был прибежищем поэтов, художников, писателей и творческих личностей разных мастей. Было время, когда в Доме творчества отдыхали выдающиеся писатели и поэты, здесь рождались лучшие произведения. А на пляже легко можно было оказаться рядом с известным человеком, который является автором книги в твоих руках. Они ещё есть, московские писатели, редакторы известных изданий, обладатели премий, произведения которых переведены на несколько языков, художники и музыканты. Восточный Крым по-прежнему остался для творческой интеллигенции точкой притяжения. Будут меняться века, будет вестись жизнедеятельность человека, но спустя столетия всё так же в небо будет смотреть своими скальными зубьями Кара-Даг, будет ловить морские волны бухта Барахта, а проплывающим к Золотым воротам туристам будет грозить с горы каменный палец. И хочется верить, что останутся жить традиции Коктебеля. Пусть так и будет.

27-я подзаборная выставка прошла. Она давно стала фирменной «маркой» Коктебеля. Официально в выставке приняли участие семнадцать художников, но фактически их было больше. Каждый уголок улицы был заполнен живописными и декоративно-прикладными работами. Что ж, ждем сентября. Встречаемся здесь же, на Серова, у белого забора с рыжей черепицей усадьбы Игоря Шептовецкого. Коктебель жив, уникален, неповторим, спешите прикоснуться к подлинному Коктебелю.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора