Мария Глухарева – учитель-новатор феодосийской школы №2

Школа №2 – одна из лучших школ Феодосии – открылась в 1938 году. Во все времена она славилась хорошими учителями, качественным образованием и сильными традициями, передающимися из поколения в поколение.

Три месяца назад в Специализированной школе №2 имени Д.И. Ульянова открылся историко-краеведческий музей «История школы в истории страны». В 2024 году руководитель этого школьного музея Наталья Михайленко по приглашению Межрегионального содружества (руководитель – Ольга Баскакова) и Союза советских офицеров (руководитель Антон Грязнов) стала участником XIV Международного образовательного форума «Школьный музей. Смыслы времени», организованного Музеем Победы при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Центра регионального и международного сотрудничества. Газета «Победа» об этом рассказывала на своих страницах. А в этот раз мы предлагаем вспомнить одного из преданных своему делу учителей – Марию Павловну Глухареву, более сорока лет жизни посвятившей педагогической деятельности в стенах второй школы, применяя новаторские методы в обучении и воспитании, создавшую школьный музей в 1970-х годах. Предлагаем нашим читателям познакомиться с материалом об этом замечательном учителе «Человек, опередивший время», написанным ветераном труда Феодосийского морского торгового порта Виктором Лукашевичем.

В одном ряду с Сухомлинским и Макаренко
В 1978 году в Москве проходил 2-й Всесоюзный съезд учителей, на котором присутствовало 3949 делегатов из всех уголков Советского Союза (на съезд было избранно 3986 делегатов). За большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учеников 46 учителей-новаторов, лучших педагогических работников страны, получили оценку своей деятельности – им было присвоено звание Героя Социалистического труда. Так Родина высоко оценила труд учителей, бесконечно влюблённых в свою профессию, с широкой эрудицией, требовательных и к ученикам, и прежде всего к самим себе. Среди награждённых была и учитель географии школы №2 города Феодосия Крымской области Глухарева Мария Павловна. Она заслуженно заняла место в ряду выдающихся педагогов Советского Союза, как Макаренко Антон Семёнович, Сухомлинский Василий Александрович, Герой Соцтруда Шалва Александрович Амонашвили, Дагбашян Самсон Агабекович, Народный учитель СССР, Герой Соцтруда.

«Эта отличницей будет»
Родилась Мария 20 марта 1927 года в глубинке центрального Черноземья России – деревне Доброе Поле Дмитриевского уезда Курской губернии (в настоящее время – посёлок Доброе Поле Сальновского сельсовета Хомутовского района Курской области) в крестьянской семье. Отец – бригадир, а мама, которой так и не довелось учиться, занималась полевыми работами. Марии пришлось пройти через все многочисленные испытания, выпавшие на долю семьи и сельских тружеников той поры. Но черты её характера, которые в будущем помогут стать лидером на ниве просвещения, проглядывали с самого детства.
– Когда мама меня только привела в школу, подошла учительница, взяла за руку: «Эта отличницей будет», – делилась воспоминаниями Мария Павловна. И впрямь, похвальные грамоты стали её постоянными спутницами.
Перед Великой Отечественной войной Мария закончила шесть классов сельской семилетней школы, переходя из класса в класс с похвальными грамотами. Сильная тяга к знаниям не покидала девочку и в годы военного лихолетья, когда двери сельской школы были закрыты для посещения учеников.


«У меня желание учить, а у них – учиться»
В 1947 году окончила среднюю школу. Аттестат зрелости из класса Марии Глухаревой получили только две девушки, включая её саму. Поступила в Курский педагогический институт на математический факультет. Но через два месяца по семейным обстоятельствам вынуждена была продолжить образование заочным обучением уже на естественно-географическом факультете, поскольку математику освоить заочно трудно.
– Этот предмет я любила всегда, – рассказывала Мария Павловна, ни разу впоследствии не пожалевшая о том, что перешла на естественно-географический факультет. После окончания института работала в семилетней школе старинного села Романово, что неподалёку от Доброго Поля. Даже на молодом учителе уже лежала ответственность за те знания, которые получают земляки, посещающие школу.
Делясь воспоминаниями о событиях тех лет, Мария Павловна отмечала, что ещё во время войны через это село проходила передовая линия Курско-Орловской огненной дуги. Село было полностью разрушено. Люди жили среди окопов, траншей, в землянках, кое-где начали строиться деревянные дома… На пригорке в одном из таких домов размещалась школа, в которой было всего два помещения для классов. Ещё два класса размещались через дорогу в хате с земляными полами…
– Занятия проходили в две смены, не было никаких наглядных пособий, а только одна географическая карта. Многие из моих учеников были старше меня. Но у меня было огромное желание учить, а у них – учиться.
До 1955 года Мария Павловна работала завучем Ольховской семилетней школы. Потом в трудовой биографии был Донбасс. В городе Константиновка Донецкой области она преподавала биологию в школе рабочей молодежи №4 с 1955 по 1957 год.

Музей Дмитрия Ульянова
В 1957 году судьба привела Марию Павловну в Феодосию. С 1957 по 1960 год занимала должности завуча и преподавателя географии в средней школе №6 в посёлке Орджоникидзе, а с 1960 по 2002 годы преподавала географию в школе № 2 им. Д.Ульянова. В стенах этой школы и раскрылся талант Марии Павловны как учителя-новатора. Она, по собственному признанию, всегда старалась дать ученикам по максимуму. Но, как ни крути, возможности механического запоминания имеют пределы, а значит, надо изобретать новые, привлекательные приемы обучения. Поэтому педагог начинает использовать в работе передовые методы преподавания, технические средства обучения, разнообразные пособия. Среди её профессиональных секретов – и умение найти подход к каждому из сотен мальчиков и девочек, прошедших через её класс. В любом деле, будь то краеведческая работа с ребятами в библиотеках, походы на природу или экскурсии в другие города, она умела общаться не с массами, а с личностями. Мария Павловна была инициатором создания при школе университета педагогических знаний для родителей. В тот период школа занималась поисковой работой, и каждый классный руководитель брал какую-то тему и занимался ею.
В 1966 году, на одном из заседаний педагогического совета, Мария Павловна узнала, что в Феодосии жил и работал Дмитрий Ульянов, брат В.И. Ленина. Вот тогда и возникла идея создать школьный музей его имени. Класс поддержал её идею о создании в школе музея Дмитрия Ульянова. Учащимися школы была проделана большая поисковая работа по сбору материалов о жизни земского врача, о пребывании его в Феодосии, о деятельности по возрождению Крыма как уникальной здравницы. Уже в 1967 году были оформлены первые музейные стенды, и музей на многие годы стал центром методической, воспитательной и просветительской деятельности учащихся и учителей-наставников школы №2. В 1969 году Средней общеобразовательной трудовой политехнической школе №2 города Феодосии было присвоено имя Дмитрия Ильича Ульянова.

Кабинет географии в портфеле
Вот что говорила сама Мария Павловна о своей педагогической деятельности в стенах феодосийской школы №2.
«Сорок лет самой плодотворной и творческой работы я отдала этой школе и никогда не пожалела об этом. Вторая школа всегда была элитной, но не только потому, что здесь проходил строгий отбор учеников, а потому что педагоги своими усилиями делали её такой. В каждом ученике надо видеть личность. Далеко не все ученики учились на «отлично», но некоторые троечники были до того душевными детьми, что на их неуспеваемость невольно закрывались глаза. Тем не менее, я всегда старалась дать ученикам по максимуму и истребовать с них как можно больше знаний. Мне нравилось применять новые методики, искать дополнительную литературу и новый подход к обучению. Например, я всегда выписывала журнал «География в школе». Если какую-то изюминку находила, чего нет в учебнике, какие-то приемы, обязательно применяла их. Ещё тогда я ночами рисовала карты мира, материков, государств, разрезала их на отдельные части, на обратные стороны которых наклеивала магнитики, и ученики должны были по памяти собирать эти карты, как пазлы. Тогда, столь хорошо знакомого ныне даже малышам слова «пазлы» и самого этого великолепного дидактического приспособления, в нашей стране практически не знали. Это была моя выдумка, и я ее успешно применяла в течение многих лет. Другой моей «выдумкой» стала переносная доска. Все наглядные пособия на этой доске также удерживались магнитиками. Комплекс, помещавшийся в обычный портфель, мог заменить целый кабинет географии: все необходимое было под рукой. Я называла свои пособия для учебной работы «Кабинетом географии в портфеле». Их действительно при необходимости можно было легко переносить, и под рукой всегда было все необходимое. Учитель на уроке – это артист, и от того, как он сыграет свою роль, во многом зависит успеваемость учеников. Где-то хорошо получается, где-то не очень, у кого-то лучше, у кого-то хуже, но это всегда актерская игра. Все учителя старались, конечно, донести свой предмет основательно, но тех, кто этого хотел, было значительно больше. Я любила свою профессию, любила учеников. Секрет хорошей атмосферы в учебном классе состоит в том, что к каждому ученику надо иметь определённый подход. Знать психологию ребенка и самое главное – видеть в ребенке личность. Для меня школа и вся остальная жизнь были всегда неразделимы».

Эстафета поколений
Но не только уроками ограничивалось общение Марии Павловны Глухаревой с учениками. Совместный просмотр научно-популярных фильмов, исследовательская работа родного края, походы на природу, а также экскурсии по городам Советского Союза, – всё это объединяло учеников и их учителя. Мария Павловна неоднократно отмечала, что огромную помощь в организации краеведческой работы ей оказывал краевед Ростислав Степанович Лихотворик, учитель физкультуры школы. У него было чему поучиться, он много писал заметок по истории города Феодосии и краеведению. Ростислав Степанович помогал организовывать туристические походы по окрестностям Феодосии, на Тепе-Оба, на Кара-Даг, а также оформлять альбомы. Детям было очень интересно, т.к. во время похода они получали новую информацию о рельефе, о геологии, о климате конкретной местности, об исторических событиях, происходящих на ней. Они многое знали. Благодаря этому школа не раз занимала первые места на туристических слетах в Крымской области.
В школе должны работать люди творческого склада, люди дерзающие, способные к самоотдаче, всегда была уверена Мария Павловна. И эта её ежедневная и ежечасная самоотдача у классной доски продолжалась до 75 лет! Из них сорок пять лет она отдала делу образования крымчан. Учитель активно вела не только профессиональную деятельность, являясь действительным членом Географического общества Украинской ССР и членом Ученого совета Географического общества СССР, но и общественную работу: она трижды избиралась депутатом Феодосийского городского совета народных депутатов.
Мария Павловна вписала своё имя золотыми буквами в историю Крыма и города Феодосия многолетней и искренней любовью к своему делу.
За высокие достижения в труде была награждена орденом Ленина в 1978 году и орденом Трудового Красного Знамени в 1971 году, медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного просвещения СССР».
Мария Павловна ушла из жизни 8 июня 2015 года, но светлая память об этом удивительном человеке, своим творчеством в педагогической работе опередившим время, остаётся жить в сердцах феодосийцев, её коллег и её учеников. И её дело, и новаторский опыт продолжают жить у современных поколений. Теперь эстафету подхватили уже нынешние учителя и ученики второй школы, продолжая вести важную патриотическую работу по сохранению культурной и исторической памяти народа.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива Виктора Лукашевича

2 комментария для “Мария Глухарева – учитель-новатор феодосийской школы №2”
  1. Добрый день.Спасибо за прекрасную статью о школе №2 и ее учителях-Марии Павловне и Ростиславе Степановиче.Мне довелось учиться с 1971 года,окончила с аттестатом с одними пятерками.Прекрасно помню этих учителей-люди особой мудрости,интеллигентности и чуткости к ученикам.Проживаю и работаю в Санкт-Петербурге,летом отдыхаю на любимой родине и вдохновляюсь природой и общением.

  2. Замечательно, что живет память о нашей Марии Павловне, что живет и развивается ее дело. Я был учеником того самого класса, которому его классняый руководитель Мария Павловня предложита идею поиска и созданич музея Д. И. Ульянова и одним из создателей этого музея. До этого был неонрафический кружок, где мы с увлечением лепили карту Крыма из опилок. Потом – поездки в Москву и Ульяновск, встречи с интересными людьми. Мария Павловна стала для меня Учителем, который во многом определил мою дальнейшую жизнь – в ней был и – уже не школьный – музей, и назначенная судьбой география. Моя классная, Мария Павловна, живет в памяти не как плакатный Герой Труда, а как близкий, светлый и хороший человек.

Обсуждение закрыто.