Человек, посадивший виноградную лозу и написавший книгу…Директор совхоза «Коктебель» Михаил Македонский

Память о Михаиле Македонском и Марии Брынцевой – в каждой солнечной ягоде Щебетовки и Планерского

В последнее августовское воскресенье отмечается День виноградарства и виноделия. А наш Крым, как известно, является одним из главных виноградарских и винодельческих регионов страны.

О том, как сегодняшние мастера сохраняют многолетние традиции виноделов старой школы, о настоящем и будущем нынешнего завода «Коктебель» мы расскажем в одном из ближайших номеров. А сегодня вспомним тех, чей трудовой подвиг в годы рождения совхоза «Коктебель» навсегда останется примером беззаветной преданности своему делу и прославления нашего родного виноградного края.

Царство винограда

Отузская долина, с трёх сторон защищённая горами, славилась своей живописностью и своими виноградниками испокон веков. В 1804 году здесь были выделены виноградники для первого казенного училища виноградарства и виноделия, организованного академиком Палласом.
Как и более двух сотен лет назад, виноградники всё так же окружают Отузы, Щебетовку – по-нынешнему. А вот речка, что здесь протекает, и сегодня называется Отузкой. С первого взгляда очевидно, что Щебетовка – посёлок виноградарей, повсюду у частных домов можно увидеть всевозможные сооружения, мостики, заборчики и бордюры, которые хозяева соорудили из списанных когда-то виноградных бетонных столбиков.
На выезде из посёлка – озеро, откуда открывается великолепный вид на горы Краснокаменки-Кизилташа и выпуклый «каменный лоб» Сандык-Кая, на слегка виднеющуюся величественную Гордандлы. В дождливое время озеро становится полноводным, с журчащим Кизилташским ручьём, бегущим в сторону Отузской долины, мимо гор и многочисленных виноградников в сторону моря. Это – Брынцевский ставок, названный жителями Феодосийского округа в честь труженицы-виноградаря и Почётного гражданина Феодосии Марии Брынцевой. А Щебетовская школа носит имя Михаила Македонского, благодаря воле и таланту которого был создан совхоз «Коктебель», а с ним – и сам посёлок.

«Выйду из леса – навечно привяжусь к земле»
Послевоенная история Щебетовки связана воедино с историей винсовхоза «Коктебель», директором которого в 1945 году стал Михаил Андреевич Македонский, бывший командир Южного соединения крымских партизан. Он трудился здесь 27 лет, до конца своей жизни. Под руководством энергичного человека и талантливого организатора «Коктебель» стал ордена Трудового Красного Знамени совхозом-заводом, предприятием коммунистического труда, широко известным в нашей стране. Неузнаваемой стала и Щебетовка. В поселке виноградарей поднялись многоэтажные дома со всеми городскими удобствами, были благоустроены улицы, появились новая школа, больница, Дом культуры, на берегу моря поднялась четырёхэтажная здравница для тружеников совхоза-завода. За выдающиеся успехи хозяйства его директор был удостоен звания Героя Социалистического Труда…
Родился Михаил Андреевич Македонский в Старом Крыму в 1904 году. Многодетная семья бедствовала, и десятилетнего мальчугана отец был вынужден определить в батраки к колонисту. Вскоре разразилась мировая война, за ней пришли революционные потрясения и гражданские междоусобицы, забравшие у рано возмужавшего подростка родителей и брата. Когда советская власть укрепилась, Миша с товарищами организовал артель по совместной обработке земли. Первый урожай позволил юному главе семейства приодеть и отправить в школу сестёр и братьев. Уходя на военную службу, о младших уже не беспокоился – оставил их при артели.
После службы, исполнив мечту отца, окончил бухгалтерские курсы. Работал в Бахчисарае – строил дорогу на Бешуйские угольные копи.
В 1941-м в мирную жизнь ворвалась война. Македонский написал заявление в военкомат с просьбой отправить на фронт, но командование решило иначе, отправив его в партизанский отряд.
В 1944 году Македонского назначили командовать большим формированием – Южным соединением. Партизаны провели несколько успешных операций, на что оккупанты ответили карательной акцией. На прочёс бросили до полутора тысяч солдат. Соотношение получалось один к трём, но вермахту противостояли обуреваемые яростью люди. И Македонский решил принять бой.

Человек, посадивший виноградную лозу и написавший книгу…
Командир Южного соединения крымских партизан
Фото с сайта https://feo.rk.gov.ru/


Восьмого февраля немецкая пехота двинулась от деревни Бешуй к лесу. Обороняющиеся пошли на хитрость. Создав видимость отступления, партизаны увлекли врага в глубокую ложбину, а затем внезапно ударили по флангам. К такому обороту незваные гости оказались не готовы и стали беспорядочно катиться назад. В одном источнике описывался случай, что какой-то унтер драпал так, что оставил в снегу сапоги, но добежал босиком аж до Симферополя!
Бешуйский бой убедительно показал мастерство народных мстителей – не численностью, так умением. Они разгромили целую дивизию, уничтожили артиллерийскую батарею. Противник полагал, что сражается с десантом Красной Армии.
О заслугах партизанского полководца красноречиво свидетельствовали два ордена Красного Знамени. Вскоре Македонскому должны были присвоить звание Героя Советского Союза, но судьба распорядилась иначе. 18 мая 1944 года из Крыма были депортированы татары, через месяц – болгары, греки и армяне. Греку по национальности, которую никогда не скрывал, Македонскому пришлось разделить тяжкую долю народа. Но прославленному командиру сделали поблажку, выдали предписание на переселение не в Сибирь или Среднюю Азию, а в Краснодарский край. Приказы не обсуждаются, однако боевые друзья возмутились. В самые высокие инстанции отправились письма в защиту доброго имени героя. Бюрократическая машина дала обратный ход, и осенью того же года поступило распоряжение о возвращении Македонского в Крым.
Ещё в 1942-м однажды он обронил: «Выйду из леса – навечно привяжусь к земле». Так и случилось. Теперь Михаилу Андреевичу предстояло действовать на мирном фронте – поднимать сельское хозяйство.

Виноградники на бумаге
Как гласит древняя мудрость, человек, посадивший виноградную лозу или написавший книгу, не умирает до конца. Македонский сделал и то и другое…
В книге «Мы — мирные люди» Герой Социалистического Труда СССР, директор совхоза «Коктебель» Михаил Македонский описывает становление совхоза.
«Создавался совхоз как виноградарский, хотя во всей округе, включая Щебетовскую и Коктебельскую долины, насчитывалось не более двухсот гектаров виноградников, да и то только на бумаге. На самом же деле эти виноградники представляли собой изреженные, поросшие сорняками клочки бессистемно разбросанных плантаций».
За время оккупации виноградникам был нанесен колоссальный ущерб. Угодья разорены, в хозяйстве не было ни машин, ни лошадей, ни инвентаря, а работники – инвалиды, пацаны да женщины.
– Хватим мы тут горюшка, – вздыхали некоторые.
Вздыхали, но работали… Работали настойчиво, не зная ни сна, ни отдыха. Самоотверженный труд виноградарей с раннего утра до позднего вечера с лискерами, лопатами для тяжелых каменистых и глинистых почв, мотыгами, секаторами, индивидуальными ранцевыми опыливателями, опрыскивателями да деревянными кановками для сбора винограда привёл к сбору первого урожая.


«Наступила первая крымская послевоенная осень. На западе еще грохотала война. А мы собрали урожай. Получилось всего-навсего по 19,5 центнера с гектара. Слёзы. Но это были дары освобожденной и выхоженной нашим трудом земли! Часть свежего винограда мы сразу же отправили в госпитали раненым бойцам, а остальной сдали на винзавод. Пусть из него приготовят вино победы. А она уже близилась. Это ощущали все».
До середины 1950-х из-за отсутствия необходимой техники виноградники были бессистемными, то есть на каждом квадратном метре рос куст, а лозы были привязаны к забитому рядом деревянному колу. Такие виноградники обрабатывались только вручную. Поливали их из искусственных водоемов, перегораживая дамбами русла горных водостоков. Воду к виноградникам подводили по бороздам, сделанным с помощью мотыг. Для забора воды использовали центробежный насос с одноцилиндровым двигателем, работавший на сырой нефти. В народе его называли «нефтяником». Виноградари на коромыслах и в корзинах носили перегной, рыли на склонах гор канавы, чтобы задержать дождевую воду. Это дало возможность с 241 га виноградников собрать 560 тонн ягод – по 23 центнера с каждого гектара.


Работа «по-брынцевски»
Одной из таких семижильных тружениц-виноградарей была Мария Брынцева. В тридцать семь лет осталась вдовой, мужа-партизана казнили в 1943 году гитлеровцы. На шее – шесть ребятишек. В сельском хозяйстве Мария Александровна работала с 1934 года, в 1945 году стала звеньевой, потом с 1959 года – бригадиром в совхозе «Коктебель».
В послевоенный период среди виноградарей Крыма развернулось движение одногектарников. За работником закрепляли участок плантации площадью в один гектар или чуть больше. Виноградарь получал аванс, круглый год этот участок обрабатывал, собирал урожай, сдавал его – и лишь тогда происходил окончательный расчёт. Сметливая Мария Александровна быстро оценила выгоду новой формы организации труда и вместе со своим старшим сыном взяла для обработки два гектара виноградных плантаций. Каменистую землю тогда приходилось перекапывать вручную. У других на это уходило около двух месяцев, а маленькая, худенькая Мария управлялась за один. Она знала – чем быстрее вскопаешь, тем больше влаги сохранится в почве. Рыла канавы поперёк склона, чтобы задержать воду. Вместе с детьми вёдрами носила на виноградники лесной перегной. Читала, училась, экспериментировала. И в первый же год собрала 92 центнера винограда (а средний урожай по совхозу был 23 центнера с гектара!). Некоторые удивлялись: ради чего надрывается? Но иначе работать она не умела, только самоотверженно, с полной отдачей сил.
Почин Брынцевой подхватили другие виноградари. На 1 января 1947 года в совхозе было 90, а через год уже 190 гектарников. Благодаря настойчивому труду её звено, а потом и бригада, сумели добиться высоких результатов, о чём писали все газеты страны. В 1947 году звено получило урожай 107,8 центнера с гектара, в 1948 – 114,3 центнера с гектара. И урожаи винограда постоянно росли.
По итогам 1949 года Героями Соцтруда стали рабочая-виноградарь совхоза «Судак» Вера Сандетова, директор совхоза «Коктебель» Михаил Македонский и бригадир этого хозяйства Мария Брынцева.

Человек, посадивший виноградную лозу и написавший книгу…
Дважды Герой Социалистического Труда и Почётный гражданин Феодосии Мария Брынцева. Фото из архива ветерана труда Феодосийского морского торгового порта Виктора Лукашевича

Свою первую государственную награду СССР, а именно – орден Ленина, Мария Александровна получила в 1949 году. А затем была награждена этим орденом ещё три раза: в 1951-м, 1952-м и 1973-м годах. В 1949 году Брынцевой присвоили звание Героя Социалистического Труда, спустя девять лет прикололи на парадный жакет вторую «Золотую Звезду». И, согласно статуту высшей награды СССР, ещё при жизни этой простой труженице в центре её родной Щебетовки воздвигли бронзовый бюст на гранитном постаменте. «Теперь, Александровна, будешь приглядывать за делами, когда я в отъезде», – усмехнулся тогда директор совхоза Михаил Македонский.

«Чудо семи гор»
Ордена Трудового Красного Знамени совхоз-завод коммунистического труда «Коктебель» – так звучало официальное название этого образцового хозяйства. Ему посвящено немало книг и брошюр, в которых можно увидеть цифры, проценты, показатели. Например, что средняя зарплата рабочего в «Коктебеле» составляет 150 рублей, а производительность труда по сравнению с послевоенной выросла в шесть с половиной раз, количество выпускаемого вина – в двадцать. Для «Коктебеля», «Чуда семи гор», как позже стали называть совхоз «Коктебель», это была в полном смысле эпоха Македонского. За это время производство в полной мере оправдало громкие титулы – и предприятие коммунистического труда, и совхоз-миллионер.
Михаил Македонский был человек с непростым характером, властный и не терпевший возражений единоначальник. Но человек, безусловно, талантливый, у которого всё получалось. Вот, например, никто в Крыму никогда не производил коньяков, он начал. И в 1970 году коньяк «Коктебель» получил серебряную медаль на международном конкурсе в Ялте. А через шесть лет пошёл в производство новый марочный коньяк «Крым», задуманный ещё при Македонском.
В 1957 году Михаил Македонский «покорил» Наниково и Планерское, присоединив их к Щебетовке. Убедил всех в области, что земли трёх сел надо собрать в один кулак. А поднимая землю, поднимал и людей. Это он «открыл» Дмитрия Сухоборова, смышленого паренька из Планерского, изобретателя целого комплекса машин и механизмов по обработке виноградных плантаций. «Золотая голова колхоза», как называли Сухоборова, сэкономила Коктебелю сотни тысяч рублей, а главное – освободила сотни рабочих рук от тяжелого труда на виноградниках. Многие жаловались на жёсткую требовательность Македонского. Дескать, он «давил» на людей. Но, наверное, потому и взращивал героев труда.

Человек, посадивший виноградную лозу и написавший книгу…

Дела в «Коктебеле» пошли в гору – не только в прямом смысле. Благодаря неутомимой энергии Македонского в 1959 началось сооружение грандиозных винподвалов и винзавода, получившего название второго, по размерам и сложности комплекса ему не было равных в Крыму. Нижнее винохранилище – восемь врезающихся в гору тоннелей, соединенных 90-метровой галереей. Общая длина тоннелей – почти полторы тысячи метров.
Как только московские метростроители начали пробивать в толще горы Кучук-Янышар штольни будущего цеха выдержки марочных вин, в отвале заблестели осколки стекла, а в скале открылось таинственное подземелье. Старожилы вспомнили, что полвека назад тут оборудовал винподвалы Юнге, владелец здешнего имения. «Ого! Значит, в правильном месте роем!» – обрадовались первопроходцы.
Одновременно с развитием хозяйства и укреплением экономики изменялась и жизнь тружеников совхоза, возрастало их благосостояние. По воспоминаниям старожилов и старых работников совхоза, во время правления Македонского рабочие получали «тринадцатую» зарплату, на которую при желании можно было приобрести автомобили. Из проштрафившихся рабочих (в основном – шофёров) Македонским была создана исправительная бригада, из которой исправившиеся возвращались на свое основное рабочее место, а совсем нерадивые увольнялись по 33-й статье. Как большой любитель и знаток футбола, Македонский создал совхозную профессиональную футбольную команду, в которую хорошими зарплатами и квартирами переманил футболистов из известных команд «Спартак», «ЦСК», «Локомотив». А затем построил стадион с трибунами, душами, раздевалками. В его бытность в совхозе проходили чемпионаты по футболу.
«Но личные потребности тружеников удовлетворяются не только за счет зарплаты, – пишет Македонский в своей книге. – Совхоз обеспечил рабочих и служащих хорошими, благоустроенными жилищами. Жители совхозных населенных пунктов давно не завидуют горожанам. К чему? Они сами живут в квартирах городского типа с центральным отоплением, водопроводом, канализацией, газом. Совхоз ежегодно расходует на строительство 2,5 миллиона рублей. У нас вошёл в строй свой ретранслятор телевизионных передач. Его сооружение было вызвано тем, что населенные пункты хозяйства расположены в естественной впадине, окруженной горами. Устойчивого приема передач Крымского телецентра у нас не было. Вот и нашли выход из положения. Зато теперь коктебельцы, в отличие от жителей других крымских населенных пунктов, могут постоянно смотреть не одну, а две программы телевидения, так как свой ретранслятор позволяет осуществлять прием непосредственно московских передач, идущих через Крым по радиорелейной линии».

Человек, посадивший виноградную лозу и написавший книгу…

Вот вам и две копейки!
Гостям директор совхоза особенно любил показывать одну аллею среди совхозных плантаций, которую сам окрестил «Мечта виноградаря».
«…Среди обширных массивов виноградников в совхозе есть одна чудесная аллея — «Мечта виноградаря». Она как бы символизирует будущее совхоза и великую красоту человеческого труда. Эта аллея представляет собой величественную арку, нет, скорее, своеобразный тоннель из виноградных лоз. Зеленые побеги, изгибаясь, поднимаются вверх, сплетаются, образуя живописный свод, а внизу под ним пролегает широкая дорога, – это из книги М.А. Македонского. – Коктебельцы подсчитали, что если превратить все 132 гектара межклеточных дорог в зеленые аллеи, то они дадут дополнительно более шести тысяч тонн солнечных ягод. Благодаря непрерывному поиску, трудовому творчеству всего коллектива себестоимость килограмма винограда в 1968 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на две копейки и составила 10 копеек. Много это или мало? На такой вопрос лучше всего ответят снова-таки цифры. Только за счет снижения себестоимости винограда совхоз в 1968 году получил дополнительно чистой прибыли 4,5 миллиона рублей. Вот вам и две копейки!»
Партизана и труженика Михаила Македонского не стало в 1971 году. Его похоронили в Щебетовке, а один из марочных коньяков завода «Коктебель» назвали в память о нём – «Македонский». Памятник Македонскому открывали в совхозе 9 мая 1972 года, в День Победы. По проекту должны были повернуть его лицом к шоссе, но потом решили: пусть смотрит на родную Щебетовку. Скульптор-коктебелец Василий Стамов, который лично был знаком с Македонским, согласился. Чтобы память о партизане и виноделе жила в воспоминаниях земляков, односельчан, феодосийцев, за которых он сражался в Великую Отечественную, ради которых трудился в артели и совхозе.

Эвелина ПОРТНАЯ

Один комментарий к “Человек, посадивший виноградную лозу и написавший книгу…”
  1. Спасибо за интересный уже исторический материал. С удовольствием узнала новое о замечательных людях, которые любили свою страну, поднимали ее после военной разрухи, заботились о труженниках. Хотелось бы, чтобы память о них не стиралась, чтобы страна помнила своих героев. Спасибо.

Обсуждение закрыто.