А вы любите медуз?

По крымской легенде, медуза когда-то была сердцем большого негодяя. Когда антигерой утонул, рыбы и крабы съели его почти полностью. Только сердце оказалось таким гадким, что никто к нему не притронулся. С тех-то пор оно и плавает в море – холодное, скользкое, не нужное ни человеку, ни рыбе, ни птице.

Сказка, конечно, ложь, да в ней намёк… Каждая медуза и вправду, в своё время, претерпела преображение – только была она никаким, конечно, не сердцем, а всего лишь полипом. Подобно бабочке и гусенице, медуза и полип – две формы жизни одного и того же организма. Крошечный зародыш-планула цепляется за морское дно, после чего начинает расти и питаться. Что остаётся у медузы и полипа общего – так это щупальца со стрекательными клетками, которыми существо парализует и втягивает мелкую добычу (зоопланктон). Достигнув зрелости, полип разделяется на одну или несколько медуз, которые пускаются в свободное плавание.
У медузы нет мозга, но есть подобие глаз (умеющих отличать свет от темноты) и подобие вестибулярного аппарата. Есть у неё мышца, такая же прозрачная, как вся медуза – за счёт этой мышцы купол пульсирует и толкает медузу вперёд. Есть желудок, и, конечно же, рот, который по совместительству служит и анусом. Ещё у медузы имеются половые органы. У одних видов медуз есть самцы и самки, другие же – гермафродиты.
В морях и океанах Земли выявлено около тысячи видов медуз, но в Чёрном море из них обитают всего два (по другим источникам – три. – Ред.). Это медуза аурелия и медуза корнерот. Аурелия (ушастая аурелия, или Aurelia aurita) – это то самое плоское, почти без щупалец, существо размером от пуговицы до тарелки, имеющее обыкновение порой появляться в таких количествах, что всё море похоже на компот. Аурелия почти безобидна, хотя плавать в компоте из медуз мало кому понравится. Медуза корнерот (Rhizostoma pulmo) – другое дело. У неё эффектный купол-полусфера и компактные, красиво оформленные щупальца. Такая медуза сильно жжётся. Появляются корнероты чаще поодиночке (хотя массовые их появления также отмечались), а размерами бывают с баскетбольный мяч и даже крупнее.
Легенда права и в другом: никому-то медуза не нужна. Среди обитателей морей и океанов медузами почти никто не питается. Исключение – морские черепахи и некоторые рыбы, например, тунец. Что же до нашего Чёрного моря, в нём медуз не употребляет вообще никто. Отсюда и мнение некоторых экологов, считающих, что всех медуз стоило бы уничтожить. Такая мера, считают они, никак не отразилась бы на экологическом балансе моря.
Однако сейчас дело обстоит ровно наоборот. Медуз делается всё больше. Виноват же в засилье медуз (практически во всех морях и океанах) сам человек. Очень уж активно он вылавливает буквально всех, кто в море живёт – кроме медуз. Стоит ли удивляться тому, что освободившиеся ниши медузами и заполняются?
Справедливости ради надо сказать, что некоторые виды медуз съедобны. Кстати, наш корнерот в их числе. Но перерабатывать медуз сложно, а результат, прямо скажем, мизерный. В медузе 98% воды. Поэтому объёмы мирового промысла медуз даже близко нельзя сравнить с объёмами вылова рыбы, в том числе того же тунца.
Среди отдыхающих по поводу медуз порой разгораются сущие баталии. Одни ловят медуз и выбрасывают их на песок. Другие, напротив, за медуз заступаются. По их мнению, медузы – законные обитатели моря. С какой стати некоторые люди думают, что море принадлежит только им?
Пляж – он ведь не только с нашей стороны, но и с той. Если мы приходим понежиться на солнышке под плеск волны, значит, кто-то может и приплыть в мелкую прогретую воду из открытого моря. Хорошо, что у нас не наступишь на разомлевшего смертоносного ската, но встретить медузу и мелкую рыбёшку – обычное дело. Если нам можно отдыхать на пляже, то почему нельзя морским обитателям?
У медуз, приплывающих к берегу, есть ещё одно важное дело: они там размножаются. Ведь полипы, как мы уже знаем, живут на дне. Но дно Чёрного моря обитаемо лишь на мелководье, а глубины его недоступны из-за сероводородного слоя. Вот медузы и приходят к берегу. Этим летом они появились особенно рано и массово благодаря необычно тёплой, даже для Крыма, погоде. Море в этом году прогрелось рано. В тёплой же воде всё живое растёт и размножается особенно быстро – в том числе и корм для медуз, и сами медузы.
Мне представляется, что вытаскивать медуз на берег всё же не стоит – не из любви к медузам, а ради чистоты пляжа. Проблему так всё равно не решишь, а испортить соседям отдых можно. Уж не знаю, что может быть противнее, чем наступить на дохлую медузу по пути в воду.
Притом нам с медузами, можно сказать, ещё повезло. Поклонники сериала «Поющие в терновнике» хорошо помнят историю Дэна О’Нила – юного красавца, рождённого от запретной любви главной героини к священнику Ральфу де Брикассару. По сюжету, 26-летний Дэн умер от остановки сердца, когда заплыл далеко в море. Подобные случаи гибели купальщиков у берегов Австралии и на самом деле, время от времени, имели место. Но лишь относительно недавно выяснилось, что всех этих людей убила австралийская кубомедуза Chironex fleckeri (она же «морская оса») – прозрачное, практически незаметное в воде существо, обладающее одним из самых сильных ядов на планете. Яд кубомедузы одновременно поражает нервную систему, сердце и кожу, вызывает мучительную боль и быструю смерть. Поскольку всё происходило в океане, большей частью далеко от берега, причины таких смертей долгое время оставались невыясненными. Считалось, что человек просто утонул. В романе «Поющие в терновнике» гибель человека от встречи с кубомедузой описана очень точно. Однако с развитием сюжета (надо сказать, довольно перегруженного и запутанного) автор книги, видимо, решила, что несчастному Дэну сподручнее погибнуть не в родной Австралии, а в Греции – но вот незадача, кубомедуз-то там и нет! Так упоминания о медузе и не стало – ни в романе, ни в сериале. Коварный морской убийца снова остался в тени – на сей раз по причинам чисто литературным.
У берегов же Израиля купальщики долгое время сердились на городские власти: как не стыдно сбрасывать стоки в море! Думаете, рассуждали они, что вывели трубу подальше, минуя пляж – и всё шито-крыто? Так ведь нет – люди и подальше заплывают. Отплываешь, и вдруг чувствуешь, что вода стала какой-то едкой. Возмущались долго, а потом выяснилось, что виной всему – вовсе-таки не стоки, а скопление медуз. Это были так называемые странствующие медузы, попадающие в Средиземное море через Суэцкий канал. Все знают, что медуза жалит своими щупальцами, а за купол сверху её можно даже потрогать. Но оказалось, что, когда медуз вокруг очень много, всё море делается неприятным на ощупь.
Тем не менее, даже у медуз находятся защитники и любители. Их немного, но, например, в крупных океанариумах медузы живут. Ими занимаются энтузиасты – поклонники подводного мира. Учёные видят в медузах перспективное пищевое и медицинское сырьё, а любители подводных съёмок – красоту. Ведь и в самом деле, смотреть на этот полупрозрачный, колышущийся в такт волнам купол можно бесконечно, как на само море.
А вы любите медуз?

Анна ШМЕЛЁВА