В Феодосийском музее древностей проходит персональная выставка Виктора Гаврилко, она приурочена к юбилею мастера, 90-летию Виктора Георгиевича, с чем его и поздравляли жители
и гости города, чествуя юбиляра в выставочном зале музея.
Глава администрации города Феодосии Игорь Ткаченко направил уважаемому жителю города, фотомастеру Виктору Гаврилко поздравительный адрес. Игорь Николаевич поблагодарил Виктора Георгиевича за творческое отношение к жизни, активное участие в городских мероприятиях, за любовь к Феодосии и феодосийцам, популяризацию родного края.
«Пусть талант, мудрость и жизненный опыт, которым вы обладаете в полной мере, сопутствуют вам и дальше в творческой деятельности. Вдохновение, успех, понимание и поддержка в кругу коллег, родных и друзей помогают вам в этом. Мира вам, добра и счастья на долгие годы!» – пожелал Глава города в своём поздравлении.
Виктору Георгиевичу вручили медаль «Феодосия. Город 25 веков», которая будет приятным напоминанием о торжестве, и настольную наградную стелу из прозрачного акрилового стекла.
90 лет, не покидая город…
Заместитель директора Феодосийского музея древностей Елена Галицкая подарила цветы фотомастеру, сказав тёплые слова. Елена Александровна поблагодарила юбиляра за то, что в этом году музей имеет возможность показать талант Виктора Георгиевича через его фотографии, познакомить с фотографиями не только феодосийцев, а всех россиян, гостей музея и города.
– Ваши фотографии – замечательные, качественные. Это фотодокументы, хроника нашего города. Спасибо вам за то, что вы передали в фонды музея древностей ряд ваших фоторабот! – поблагодарила Елена Галицкая мастера.
– Низкий поклон вам за то, что вы вместе с нашим городом замечательно живёте и оставляете в наследство всю эту красоту на фотоснимках, – обратилась к 90-летнему юбиляру руководитель Феодосийского Русского культурного центра Татьяна Голуб. – Вы 90 лет, не покидая город, создавали архив истории Феодосии. Спасибо вам за ваш талант, вы очень добрый, замечательный человек! – сказала Татьяна Евгеньевна.
Дар музею
– Я очень рад, что мои работы будут храниться в музее, и вы будете показывать людям моё искусство! – сказал растрогавшийся вниманием земляков Виктор Гаврилко.
Посетители выставки отметили, что немногие могут поехать гулять по горам, но благодаря работам Виктора Гаврилко люди знакомятся с окрестностями Феодосии.
Виктор Георгиевич передал Феодосийскому музею древностей 22 чёрно-белых фотографии, которые сейчас представлены на выставке на втором этаже музея, и дополнил коллекцию подаренных фоторабот в день проведения торжественного мероприятия большими глянцевыми чёрно-белыми снимками, сделанными в Феодосии и её окрестностях в прошлом веке.
Мечта по цене месячной зарплаты
– Это художественные фотографии. Вот, посмотрите: эта чёрно-белая фотография выставлялась на Всесоюзной выставке в 1964 годe в Ленинграде, – знакомит нас со своей выставкой Виктор Георгиевич.
Работы мастера были отмечены дипломами много раз, он побеждал в разных фотоконкурсах, но на вопрос, какое участие в выставке ему особенно дорого, он ответил, что для него важной является выставка сейчас – в 90 лет.
Виктор Георгиевич рассказывает нам, как любил фотографировать природу, делать портретные фотографии. Он родился на Карантине и вырос там, поэтому героями его фоторабот становились жители старого города, родные, мама и дочки.
Первый фотоаппарат Виктор Гаврилко купил в 17 лет. Он был из пластмассы и назывался «Любитель». Молодой человек тогда работал помощником киномеханика на летней площадке, зарплату получал 90 рублей – и фотоаппарат стоил ровно 90 рублей. Виктор отдал за свою мечту всю зарплату. Однако пластмассовый аппарат очень быстро поломался, крышка отлетела, что-то ещё откололось, в ремонт отдавать не было смысла. Что сделал человек, который уже не мог жить без фотодела? Конечно, он купил новый фотоаппарат.
Жил Виктор Гаврилко на улице Водосточной, где в одной из комнат создал собственную экспериментальную (так он её называет) фотолабораторию. Там он установил фотоувеличитель, другое необходимое оборудование. Молодой человек закупал химикаты для обработки цветных плёнок, чёрно-белых, фотографировал и… творил, экспериментировал в своей лаборатории.
Когда Виктор пошёл служить в армию, родители отправили ему в посылке фотоаппарат. Военная часть была секретной, фотографировать не разрешали, так как на территории находился завод по производству боеприпасов. Через какое-то время талантливого фотохудожника отправили оформлять Ленинскую комнату военчасти. Гаврилко фотографировал солдат: кто лучший в стрельбе, кто в прыжках и беге… Ленинская комната стала интересной, живой. «Я был как профессор!» – вспоминает Виктор Георгиевич времена фотосъёмок на службе в армии, и глаза его наполняются слезами.
О чём нам рассказали фотографии мастера
Вместе с автором и гостями мы прогулялись по залу, постояли у фотоснимков. Старые фотографии, особенно чёрно-белые – глубокие, в них много содержания. Они заставляют думать, размышлять, испытывать сильные эмоции. Конечно, первая фотография, к которой хочется подойти сразу – это «Встреча двух подруг». Мы видим на ней двух женщин в возрасте мудрости, в платочках на голове. Они рады встрече друг с другом, об этом говорят их счастливые улыбки и искрящиеся счастьем глаза. На снимке 1959 года: Виктория Карповна Коробкова (мама Вити Коробкова) и мама Виктора Георгиевича, они были знакомы и дружили. Момент встречи, запечатлённый на фотографии, важен как в рамках сохранения истории города, так и лично для этих двух подруг. Разглядывая их лица, я вспомнила свою маму, улицу, на которой выросла, там все соседи тебе как родня, вспомнила своих школьных подруг…
Очень трогают старые чёрно-белые фотографии детей советского времени. Шапочки, пальтишки, открытые детские лица, ясные глаза с абсолютно чистым внутренним миром. Они не знали, что такое Интернет, у них не было телефонов, и все игры были связаны с прогулками на свежем воздухе, с двором, мячиком, книгами, танцами. Виктор Георгиевич сфотографировал свою дочь Олю во время прогулки. Маленькая девочка стоит, прижавшись к стволу берёзы, и смотрит в камеру своим открытым взглядом. Как любящий отец, Виктор Гаврилко много фотографировал своих детей. У него есть чудесные фотографии младшей дочери Майи.
…«Женщина в чёрном» Анастасия Коблякова, 1966 год; «Майя-Мария» на фоне поезда, 1970 год; «Водичка есть?» – младенец у колонки с водой, 1975 год; «На Чёрном море», фотография-участник Всесоюзной выставки, 1964 год… Пейзажи «Вечерний Коктебель», «Феодосийская лагуна», «Край голубых скал», «Под крымским солнцем», «Синее утро», «Весна в Янышарских горах»… Какие названия работ! Он придумал их сам.
Весь Крым перед нами. И тут же у Виктора Георгиевича появляются новые поклонники, гости города, зашедшие в музей. Это – мастер, и этим всё сказано.
Ностальгия
В семидесятых годах прошлого века уже был разработан и выпущен набор красок из 16 цветов для подкрашивания фотоснимков. Но это ведь было не просто подкрашивание кисточкой, например, волос, глаз, одежды, в руках мастера это была художественная техника. И когда смотришь сейчас на старые фотографии с применением ретуши, то понимаешь, насколько филигранно Гаврилко выполнял эту работу: каждый волосок с оттенком, морская волна – вообще шедевр! И так все фотографии – со вкусом, чувством, расстановкой.
Я не удивилась, когда Виктор Георгиевич рассказал, что многие его фотографии с выставок в 60-е и 70-е годы прошлого столетия исчезали. Тогда каждый снимок был ценностью, поход в фотоателье был особенным ритуалом, значимым событием! К нему готовились, подбирали платья, костюмы, делали причёски. А потом, после посещения фотоателье, ждать надо было три или четыре дня, чтобы приехать и забрать заветный конвертик с вложенными в него вкусно пахнущими глянцевыми фотографиями. Они хранятся в семейных старых альбомах, и листать их, просматривать – совсем другое… даже не удовольствие, а – чувство, не как современные фотогалереи в телефонах.
Выставки в Феодосии в те годы проходили в кинотеатрах «Крым» и «Украина». Там были установлены стенды, на которых размещали фотографии. Люди любили этот формат и шли на них, как в кино. Впрочем, популярностью фотовыставки пользуются и сейчас, всё больше и больше осознаётся ценность старых фотографий и воспринимается как вид искусства, а не как хобби.
Мастер
Девяностолетний юбиляр сидел на музейном стуле, скромный и тихий. Рядом с ним стояла трость, которая является в столь почтенном возрасте для человека продолжением его руки. Этой рукой в крупных веснушках он подписал акт передачи своих фоторабот в фонды музея. Было ясно, насколько важен для него этот момент и этот факт.
Он сидел рядом с портретом, написанным когда-то маслом художницей Клавдией Павленко, а на стене висела фотография, сделанная Виктором Гаврилко в момент, когда Клавдия Ивановна писала его портрет. Шёл тогда 1962 год…
Виктор Георгиевич был абсолютно спокоен, будто передав работы в музей древностей он поставил финальную точку в биографии фотографа. Ту, к которой шёл всю жизнь, делал сотни снимков, ходил по городу и Крыму в поисках кадра… И передал сейчас труд всей его жизни в фонды истории города.
В экспозиции выставки «Жизнь моя – фотография!» – не только картины и фотоработы мастера, но и некоторые из личных вещей, любезно предоставленные в музей Виктором Георгиевичем: фотоаппарат, тюбики с краской, палитра, кисти, мастихин.
У феодосийцев и гостей города ещё есть возможность посетить выставку и увидеть Восточный Крым через объектив фотохудожника Виктора Гаврилко. Второй этаж, Феодосийский музей древностей.
Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора