Те, кто внимательно следит за политическими событиями в феодосийском регионе, конечно уже знают о том, что депутат Феодосийского городского совета второго созыва Артём Мельниченко официально назначен на должность советника Главы Республики Крым Сергея Аксёнова.
В сельских районах, как правило, живут люди простые и открытые для тех, кто с ними честен и искренен. Пустословие, лицемерие и фальшь здесь распознаются сразу. И то, что Артём Мельниченко, будучи в течение пяти лет депутатом на этом округе, завоевал доверие и уважение людей – дорогого стоит.
За пять лет депутату со своими помощниками удалось сделать немало. Но остались и нерешенные вопросы, в том числе очень важные, которые невозможно решить на уровне муниципалитета. Это: водоснабжение Краснокаменки, Курортного, части Щебетовки, газификация села Наниково, ускорение строительства набережной в Коктебеле.
Как отмечает сам Артём Александрович, «Глава Республики Сергей Аксёнов оценил наш труд и предложил мне должность его советника по всем серьезным вопросам региона. Уверен, что поддержка Сергея Валерьевича позволит ускорить решение наших общих задач».
Людям зачастую от представителей власти не менее важно обыкновенное человеческое внимание, не показное, а искреннее. На днях Артём Мельниченко вместе со своим помощником еще с депутатских времён – секретарем Щебетовской школы имени М.А.Македонского Ириной Спасёновой навестили в Щебетовке уважаемого жителя посёлка Абдуллу Меджитова. Поводом стал не день рождения ветерана, и не какая-то подвернувшаяся по случаю дата, а данное Артёмом Александровичем обещание подарить дедушке фотографию, на которой Абдулла-ага запечатлен при всех своих наградах рядом с российскими военнослужащими. Этот снимок был сделан 9 Мая, во время празднования в Щебетовке Дня Победы.
В гостеприимном доме Меджитовых
В скромном доме Меджитовых гостей уже ждали. На столе – разные сладости, фрукты… Очень кстати пришелся и вкусный торт, принесенный советником Главы Республики.
Абдулла-ага – улыбчивый и приветливый дедушка встретил гостей, как старых знакомых. И был очень рад подарку – цветной фотографии в красивой рамке, которую он сначала долго и с удовольствием разглядывал, а затем засуетился, не зная, куда её поставить, чтобы она была всем видна и радовала глаз. Были рады гостям и сын ветерана Усеин, и жена сына Зарема, которая сразу же начала хлопотать на кухне, заваривая чай и кофе.
За плечами Абдуллы Меджитова большой и непростой жизненный путь. Родился он в январе 1930 года в деревне Шелен (ныне – Громовка) Судакского района. В 1944-м вместе с родителями, как и все крымские татары, был депортирован из Крыма. Так как выселяли очень быстро, и времени на сборы почти не было, многие не успевали брать собой документы, а кто-то терял их в дороге. На новом месте документы восстанавливали со слов, поэтому сплошь и рядом в них были ошибки. Иногда – допущенные сознательно. Так, Абдуллу записали на два года моложе.
– Детям давали по карточкам хлеб, допустим, по шестьсот граммов, а уже после 14 лет – по двести. Вот ради этих 200-300 граммов даты рождения детей зачастую записывали так, чтобы сделать их младше. Отца записали на два года моложе, в графе указано – октябрь 1932 года. Сейчас ему по документам – 93 года, а на самом деле – в предстоящем январе исполнится 95, – поясняет сын ветерана.
Сам Абдулла-ага очень плохо слышит, поэтому именно с его сыном и пришлось общаться, узнавая подробности истории многодетной семьи.
– Раньше у крымских татар не было отчества, это сейчас стали записывать. От имени отца шли фамилии, которые давали детям. Наша фамилия идет от дедушкиного имени, – рассказывает Усеин Абдуллаевич. – Поэтому, когда мы вернулись в Крым и поднимали в 1990 году в Симферополе архив, чтобы оформить все документы, – сначала была путаница. Но сейчас все нормально, вот уже тридцать лет с лишним отец получает пенсию. Я сам приехал в Крым в 1989 году, родители – через два года, а на следующий год забрали сюда дедушку. Умер он в 1996-м, в возрасте 108 лет, бабушка умерла раньше. Оба похоронены здесь, как и моя мама, – в Щебетовке.
Слушая непростую историю семьи Меджитовых, мы узнали, что сначала их выселили на Урал в Пермскую область, тогда ещё город назывался не Пермь, а Молотов. Там родилась старшие дочь и сын Абдуллы. Конечно, в 1944-1945 годах было сложно. Абдулла работал грузчиком на бумажном комбинате, продукцию которого отправляли в основном на импорт, в частности, в Китай. Еще один сын и две дочери родились уже в Узбекистане, куда семью переселили после Урала.
– В Узбекистане отец был строителем, работал с деревом, плотником, столяром. Делал двери, окна, крыши, полы стелил. В одном совхозе проработал более 30 лет и был награжден медалью «Ветеран труда», которой очень гордится, – рассказывает Усеин.
но ветеран был очень рад этому подарку
– А где именно жили в Узбекистане?
– Ташкентская область Чиназский район поселок Алмазар…
– Какие воспоминания остались?
– Хорошие воспоминания, ведь я там родился и жил, – отвечает Усеин. – Наш народ трудолюбивый, показал себя с хорошей стороны. Узбеки любили хорошо готовить, но на заводах работать не любили. Там работали в основном русские и татары. Узбеки лепили дома из глины, а наш народ начал кирпич резать, строить дома более-менее научился. Огородами занимались.
А еще там рыба в реке очень большая водилась. Один раз даже МАЗом вытянули сома на 400 килограммов…
– Наверное, и на уборке хлопка приходилось работать? – продолжаю расспрашивать Усеина Абдуллаевича.
– Когда были детьми и учились в школе, после третьего класса собирали хлопок каждый год. И учились, и работали.
– Трудно хлопок убирать?
– Не трудно. Но спина болела. Надо было вручную из колючих коробочек созревшую «вату» выбрать, а неспелую оставляли. Потом хлопок-сырец уборочными машинами собирали, но качество механизированной уборки хуже, чем вручную, потому что хлопок мнётся…
Беседуя за чаем и кофе, старожилы делились секретами приготовления национальных блюд и вспоминали времена, когда в Крыму, еще до того, как после войны занялись виноградом, в большом количестве выращивали табак и арбузы, пасли барашек.
– Когда я приехал было две кошары, а до этого в совхозе было семь кошар. Я еще года три или четыре ездил на стрижку овец, – вспоминает Усенин. – Шерсть отправляли на переработку в Черкассы, где был большой завод, а шкуры, которые обрабатывали в Старом Крыму, – во Львов и в Прибалтику, где из них шили дублёнки.
На протяжении всей нашей беседы сам Абдулла-ага, попивая чаёк, улыбался и кивал головой. Несмотря на то, что выглядел он достаточно бодро, перед тем как попрощаться, я потихоньку поинтересовался у его сына здоровьем отца.
– Дай всем бы такого здоровья в его возрасте! – говорит Усеин. –Крепкий. У него даже в поликлинике карточки нет. Ездит на море купаться. Недавно ездил на свадьбу внука. Иногда даже может позволить себе выпить немного, в неделю два раза по стопочке. Занимался огородом, таксовал до последнего момента, до 2020 года. Сейчас, правда, уже зрение не позволяет садиться за руль.
Откликаясь на просьбу военнослужащих-участников СВО
В этот же день, перед тем, как в Щебетовке заглянуть в гости к уважаемому ветерану, советник Главы Республики Крым вместе с Ириной Спасёновой съездили в Краснокаменку, чтобы забрать часть гуманитарного груза для участников СВО.
Как пояснил Артём Александрович, к представителям Крымского регионального благотворительного фонда «Новый Крым» и волонтёрского движения «Феодосия за Победу ZV» обратились военнослужащие и их командир с позывным «Кафа» с просьбой оказать помощь в укомплектовании потребностей наших бойцов. Воинское подразделение, в котором служат, в том числе, феодосийцы, передислоцировалось на новое место, поэтому для наших десантников вновь стал актуальным вопрос, связанный с обустройством быта.
– Потребность по маскировочным сетям практически закрыта, – отметил Артем Мельниченко после того, как жительница Краснокаменки Марина Викторовна передала ему два комплекта маскировочных сетей, которые она плетёт вместе с жительницами Щебетовки Мариной и Дашей.
– Без них я бы не справилась, – говорит Марина Викторовна, поясняя, что в этот раз были сплетены сети размером три на шесть метров. – Это под заказ для машины, – говорит она. – Вот, две передаю. Третья сеть еще доплетается…
– Сколько времени необходимо, чтобы сплести одну сеть?
– Если не спешить, то в среднем – два дня. А если надо срочно, то работаем без перерывов…
– В изготовлении четырёх печек-буржуек помогает Щебетовская школа. В ближайшее время вопрос с «буржуйками» также будет закрыт, – говорит Артём Мельниченко, поясняя, что по списку для наших ребят осталось собрать следующее: бензопилу и цепи-шины для пил, гидроизоляционный материал – фольгаизол, газовые баллоны, три рулона плёнки, мощные дальнобойные фонари, двадцать килограммов гвоздей, влажные салфетки, двадцать баллонов монтажной пены и тепловизор. – Когда всё это соберем, – будем думать, как переправить ребятам на фронт.
Артём Александрович напомнил, что все желающие принять участие в оказании помощи участникам СВО, могут это сделать следующими способами:
- По реквизитам:
Крымский региональный благотворительный фонд «Новый Крым»
ИНН: 9108111802
КПП: 910801001
Р/сч №40701810341340000001 в банке РНКБ
Кор/сч №30101810335100000607
БИК: 043510607
Назначение платежа: «Благотворительное пожертвование для обустройства быта мобилизованным региона». - По кнопке в приложении РНКБ нажмите: Платежи -> Другое -> Благотворительность, в поиске введите Крымский региональный благотворительный фонд НОВЫЙ КРЫМ, нажмите на иконку фонда, введите сумму, завершите перевод как во всех других случаях.
- Через официальный сайт благотворительного фонда крбфновыйкрым.рф.
Василий ЕЖОВ, фото автора