Его руки до конца оставались на штурвале…

24 октября в Феодосии отметили 104-ю годовщину со дня рождения Амет-Хана Султана.

На Аллее Героев, где установлен бюст дважды Героя Советского Союза, кавалера трёх орденов Ленина, четырех орденов Красного знамени, орденов Красной звезды,  Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени, лётчика-аса, Заслуженного лётчика испытателя СССР Амет-Хана Султана, почтили память человека-легенды, вся жизнь которого – подвиг.

Султан Амет-Хан  родился в маленькой приморской Алупке. 1 февраля 1971 года он ушёл в свой последний полёт. В Дагестане Амет-Хана считают «своим» героем на том основании, что его отец, лакец, родом отсюда — хотя тот, оставшись сиротой, навсегда покинул родной аул в 11 лет. А на родине Амет-Хана, в Крыму, должно было пройти много лет, прежде чем его именем стали называть улицы, площади, школы.

Его руки до конца оставались на штурвале…

…Самолет И-16 первых выпусков лётчики ласково называли «ишачком»: тихий, по сравнению с истребителями сороковых годов, ход, сплошная фанера, скромные маневровые возможности. На таком летал в начале войны Амет-Хан Султан.В первые дни войны для летчиков достижением считалось хотя бы уцелеть в первом бою — из десяти молодых необстрелянных погибало сразу больше половины. И лишь единицы имели невероятную природную интуицию, хватку, возможность за доли секунды просчитать ситуацию и выйти победителем из, казалось бы, безнадежной схватки. Таким был Амет-Хан. Уже в 1941 году он получил свой первый орден – Красной Звезды.

31 мая 1942 года он совершил свой первый воздушный таран. Израсходовав в атаках весь боезапас, протаранил уже на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Немногим лётчикам удается остаться в живых после тарана, но невероятная интуиция Амет-Хана дала возможность точно рассчитать удар и вовремя покинуть самолёт. В 1942 году Амет-хан сражался в самых горячих точках фронта: сначала под Воронежем, а затем под Сталинградом. Именно там у Султана выработался фирменный боевой почерк. Амет-хан быстро замечал врага, поднимался на высоту и молниеносно обрушивался на фашиста. За такую особенность ведения боя командующий 8-й воздушной армией Тимофей Хрюкин даже позволил лётчику изобразить на фюзеляже орла. В Красной Армии редко кто удостаивался чести летать под “именным” знаком.

Его руки до конца оставались на штурвале…

Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф». В своем последнем 603 боевом вылете он сбил «Фокке-Вульф 190». Это была его 30-я одиночная воздушная победа. Еще 19 вражеских самолетов он сбил в составе группы.

В мае 1944-го во время краткосрочного отпуска, находясь в отпуске  в Алупке,Амет-Хан стал свидетелем депортации крымских татар. При этом в присутствии Амет-Хана сотрудниками НКВД был арестован его младший брат Имран. Эта трагедия тяжелым грузом легла на сердце героя. А после войны бросивший академию и уволенный в запас лётчик также тяжело переносил разлуку с небом.

Однажды один из товарищей встретил его в парке – без погон, но с двумя Звёздами Героя, угрюмого и заросшего. Друг его догнал, забрал к себе, запретил выходить из квартиры, пока не разберётся, что произошло. Друзей у Амет-Хана оказалось много, и они очень хорошо понимали, какой драгоценный дар дан этому человеку. Но прошло еще несколько месяцев, прежде чем кадровики дали добро на зачисление Амет-Хана Султана лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.

Он проводил сложные и опасные испытания всего, что могло летать, падать и катапультироваться. В начале 50-х годов спас дорогостоящую технику во время испытания самолетов-снарядов – будущих крылатых ракет. Двигатель самолета не запустился, но лётчик до самой земли не оставлял попыток поднять машину – и смог это сделать. Его представили к третьей звезде Героя, но снова помешала «не та национальность» – наградили лишь Сталинской премией. Через несколько лет, когда шли испытания системы катапультирования, во время полёта оказался пробит топливный бак, парашютиста-испытателя зажало в кресле, и Амет-Хан сам отказался от спуска на парашюте, рискуя жизнью, он посадил самолет.

Его руки до конца оставались на штурвале…

Судьба и его крылатая душа хранили лётчика до 1 февраля 1971 года. В тот день он выполнял испытательный полёт на летающей лаборатории Ту-16. И его руки оставались на штурвале до самого конца.

Тревогу объявили, когда пропала метка самолёта с экрана радиолокатора, а диспетчер не смог добиться ответа от экипажа. По маршруту пропавшего самолёта отправились вертолёты и АН-24. Ничего. Утром поисковые работы продолжились. В лесу, под Егоревском Московской области, обнаружили «летающую лабораторию» Ту-16. Самолёт почти вертикально воткнулся в небольшое болотце. Кабины с экипажем не было. О ней только на следующий день сообщил местный лесник. Лётчик-испытатель  Леонид Попов позже напишет в своей книге: «В обгоревших фигурах экипажа мне виделась предельная сосредоточенность каждого на поиск выхода из аварийного положения. Руки командира, одна – на штурвале, другая – там, где управление двигателями. Штурман развернулся вправо так далеко, как позволяет кресло… Бортрадист, Алексей Воробьёв, ему исполнилось в тот день ровно сорок, поднял руки к щитку энергоснабжения или к пульту коротковолновой станции…».

В минувший четверг почтить память человека-легенды на Аллею Героев пришли Глава муниципального образования городской округ Феодосия – Председатель Феодосийского городского совета Иван Козырев, заместитель главы администрации города Юлия Некрасова, мула мечети Муфти-Джами Адыл Абдурахимов, Благочинный Феодосийского церковного округа протоиерей отец Александр, Председатель организации социальной поддержки ветеранов войны и труда, военной службы и правоохранительных органов Валерий Ракитянский,  заместитель прокурора Феодосии Владимир Тепляков, ветераны города, юнармейцы.

Его руки до конца оставались на штурвале…

– Легендарное имя героя, лётчика-аса, Почётного гражданина Республики Крым навсегда останется в наших сердцах и в сердцах будущих поколений. И не только крымчан. Это – достойный пример для российских военных лётчиков, которые сегодня защищают  наше небо, борются с нацизмом в ходе специальной военной операции, – сказал в своем выступлении Иван Козырев.

.Своими воспоминаниями о том, где пересеклись служебные пути с легендарным лётчиком в ходе встречи поделился Владимир Парахин.   – Мне, как штурману, довелось пересечься с Амет-Ханом, когда я служил в 71-м полигоне по испытанию атомного оружия в Багерово под Керчью. Там в 1963 году Амет-Хан  со своим  экипажам  участвовал в испытаниях первых трехместных космических кораблей «Восток» на мысе  Чауда  под руководством Генерального конструктора Сергея Павловича Королёва…», – рассказал он. И напомнил, что три года назад на повороте в посёлок Кировское открыли монумент, где рядом с самолётом «Як-38» установлены два бюста – Валерию Павловичу Чкалову и Амет-Хану Султану.

Все выступающие отмечали, что вся жизнь Амет-Хана Султана – это достойный пример того, как надо любить свою Родину. «Я герой не татарский и не лакский. Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?», – так  в своё время ответил Амет-Хан на вопрос «чей же ты?» в беседе с Расулом Гамзатовым. В завершение памятной встречи её участники возложили цветы к бюсту Амет-Хана Султана – дважды Героя Союза Советских Социалистических Республик.

Василий  ЕЖОВ