Леонид Петрушенькин – о внесении изменений в правила землепользования и застройки

О том, что должно измениться в правилах землепользования и застройки городского округа Феодосия, а также зачем проводятся общественные обсуждения, «Победе» рассказал начальник управления градостроительства, архитектуры и рекламы администрации
Феодосии Леонид Петрушенькин.

На четвертой сессии Феодосийского городского совета, которая состоялась 31 октября, депутаты приняли решение о проведении общественных обсуждений по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121-й сессии городского совета от 29.03.2019 №1171. Начало обсуждений решено перенести на 12 ноября.

– Леонид Аркадьевич, с какой целью проводятся общественные обсуждения? Что в данном случае решают граждане?
– В первую очередь стоит отметить, что общественные обсуждения являются важной частью процесса принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления. Они позволяют гражданам выразить своё мнение по общественно значимым вопросам и проектам решений, которые затрагивают их интересы. Общественные обсуждения проводятся с целью учёта мнения общественности при разработке и реализации различных проектов и программ. Проведение общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности предусмотрено действующим законодательством.
В обсуждениях могут участвовать представители различных профессиональных и социальных групп, а чаще всего это наши активные граждане, те, кто неравнодушен к судьбе города. Организатор обсуждений должен заранее обнародовать информацию о вопросе, выносимом на обсуждение, сроке, порядке его проведения, а затем и обнародовать их результаты.

– Но это всё общие принципы, прописанные законодательно. Давайте вернемся к нашему конкретному случаю…
– В данном случае по предложению администрации инициировано проведение общественных обсуждений в период с 12 по 26 ноября текущего года по решению сессии Феодосийского городского совета. Их проведение обусловлено двумя важными вопросами. Во-первых, градостроительная документация, а в нашем случае это существующие правила землепользования и застройки нашего городского округа, должна быть приведена в соответствие с региональными нормативами. Республикой Крым в последнее время были внесены изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования. В связи с этим мы теперь обязаны привести нашу документацию, нашу градостроительную нормативную базу, в соответствие с этими региональными нормативами; в экспликации предложений эти изменения представлены во втором пункте. Тут идет речь о коэффициентах и показателях использования территории, обеспеченности объектов парковочными местами, озеленения территории, обеспеченности детскими, спортивными, игровыми площадками. Причем, ранее такие показатели и коэффициенты уже были установлены, сейчас выполняется их корректировка. Скорее всего, данный вопрос в большей степени может заинтересовать специалистов, относящихся к строительной отрасли, застройщиков, юристов, граждан с архитектурным образованием.

– А что за второй вопрос?
– Ещё один вопрос, представленный в первом пункте экспозиции предложений, касается дополнения действующего градостроительного регламента правил землепользования и застройки. Это тоже может заинтересовать профильных специалистов и застройщиков. Вместе с тем, в качестве небольшого отступления могу сказать, что при обсуждении градостроительных вопросов важна позиция каждого принимающего в нем участие гражданина, независимо от его профессиональной подготовки и специализации.

– Леонид Аркадьевич, давайте более подробно.
– В большей степени это касается проблематики жилой многоквартирной застройки и постройки гостиниц. Дело в том, что у нас на сегодняшний день пока еще местами сохраняется вот такая тенденция – владелец какого-либо земельного участка на свой вкус и кошелёк строит новое или реконструирует имеющееся здание, изменяет этажность и площадь. И при этом такой застройщик может не учесть необходимость развития имеющейся в этом районе инфраструктуры. Поэтому, опять же по инициативе республиканских органов власти, предлагается урегулировать такую ситуацию.

– Приведите пример, чтобы было понятно простым гражданам.
– Например, владелец участка хочет возвести многоквартирный жилой дом или жилой комплекс, либо гостиницу с номерным фондом более высокого класса (апартаменты, апарт-отель) или реконструировать такой существующий объект с расширением (увеличением этажности, высоты, площади застройки). И тогда с учетом предлагаемых дополнений застройщик должен уже выступать в качестве инвестора, с заключением соответствующего инвестиционного соглашения, которым уже можно предусмотреть обязательное участие такого инвестора – застройщика в формировании или преобразовании окружающей инфраструктуры, включая улично-дорожную сеть, сети инженерного обеспечения, парковые зоны, места для парковки и хранения автотранспорта, объекты социальной направленности( в том числе это могут быть объекты медицины, детские садики, школы и прочие важные социальные объекты). Таким образом, такой застройщик уже будет инвестировать не только в сам основной объект, но и в необходимую для нормального функционирования такого объекта инфраструктуру, то есть развитие такой территории будет осуществляться, повторю комплексно.
У нас есть два таких механизма инвестиционной деятельности – если строительство объектов проходит в рамках реализации инвестиционных проектов, действующих в свободной экономической зоне (Федеральный закон № 377-ФЗ от 29.11.2014), а также в рамках положений постановления Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 №368.
Кроме того, комплексное развитие территории возможно при принятии правообладателем земельного участка Решения о комплексном развитии территории в рамках положений главы 10-й Градостроительного кодекса РФ.
Отмечу, что если владелец участка уже получил разрешение на выполнение строительных работ на тот или иной объект, тогда такие ограничения не затрагивают его. Закон обратной силы не имеет.
– Леонид Аркадьевич, расскажите о процедуре проведения общественных обсуждений. Как принять участие заинтересованным гражданам?
– Нашим законодательством предусмотрено проведение либо общественных обсуждений, либо публичных слушаний. Это два юридически равных по силе рассмотрения вопросов. Но собираться каждый раз очно – это контрпродуктивно, прежде всего ввиду большого количества разнообразных вопросов, которые подлежат такому рассмотрению согласно законодательных норм. Поэтому чаще всего в муниципалитетах проводятся общественные обсуждения, они проходят в заочном формате. После их завершения (поступление каких-либо замечаний, предложений от граждан фиксируется) готовится заключение по результатам общественных обсуждений. Оно публикуется в общедоступных СМИ.
Затем вопрос выносится на рассмотрение комиссии администрации, если речь идёт о перспективе принятия какого-либо локального акта. Но в данном случае, так как вопрос касается внесения изменений в нормативно-правовой акт для всего муниципального образования, он будет выноситься на рассмотрение сессии городского совета. С учетом результатов обсуждений администрация готовит свои предложения и выносит на рассмотрение депутатского корпуса. Сначала данный проект решения будет рассматриваться на депутатских комиссиях, а затем вместе с поправками и дополнениями, если они будут, вынесен на сессию. И по регламенту большинством голосов данный проект либо принимается, либо отклоняется к принятию.

– Расскажите, в чем отличие публичных слушаний и общественных обсуждений?
И общественное обсуждение, и публичные слушания – это обсуждение общественно значимых вопросов и проектов решений органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. В них участвуют уполномоченные лица этих органов и организаций, а также представители граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением. Цель – учёт мнения общественности при разработке и реализации различных проектов и программ.
Общественные обсуждения могут проводиться в сети интернет, в заочном формате, поэтому граждане могут присылать свои предложения и пожелания через сайт администрации, социальные сети или прислать по почте.
Публичные слушания – это собрание граждан, которое организуется субъектом общественного контроля или органами государственной власти и местного самоуправления для обсуждения вопросов, имеющих особую общественную значимость.
Как участники общественных обсуждений, так и участники публичных слушаний свободно высказывают своё мнение и вносят предложения и замечания по вопросу, вынесенному на обсуждения или слушания.
То есть главное отличие подразумевает формат проведения – очно или заочно. Публичные слушания всегда предусматривают очное общение, встречу. Например, по предварительному оповещению в СМИ, собирается неограниченный круг граждан в назначенном месте, в назначенное время, чтобы обсудить конкретный вопрос – допустим, проект благоустройства парка, сквера или другой общественной территории. Кроме разговорного формата в рамках слушаний можно представить свои предложения и замечания на бумажном носителе. Все предложения вносятся в протокол и далее процедура идет в целом такая же, как и у общественных обсуждений.

Подготовила Виктория ФОМИНА