Художник, признанный мастер акварели Нина Ивановна Щербакова-Ионова не приедет больше в Феодосию, не пригласит на свою выставку, не проведёт авторский вечер и виртуозный мастер-класс. Нина Ивановна скончалась в Москве 23 августа.
У нашего города много друзей по всей большой стране, да и в мире тоже. Среди них была художник-акварелист Нина Щербакова-Ионова. Коренная москвичка, она проводила в Феодосии каждое лето. Привозила выставку. Феодосийцы и гости города помнят её летние выставки в музее древностей, в Русском культурном центре, в музее Грина. В Феодосию, город Ивана Айвазовского и Константина Богаевского, Нина Щербакова-Ионова приезжала работать. Приезжала за вдохновением. В её творчестве было два излюбленных сюжета: цветы и море.
Её иногда спрашивали: а как же городские пейзажи? Или, скажем, оригинальные натюрморты, не с цветами, а с разными интересными неожиданными предметами? – Меня не вдохновляет, – отвечала Нина Ивановна кратко.
Истинный художник бескомпромиссен в творчестве, а нередко и в жизни тоже. Для Нины Ивановны в акварели не было авторитетов. Врубеля она сдержанно уважала, Тёрнера оспаривала. Модного до ажиотажа Анатолия Зверева как-то раз назвала алкоголиком. Сама она в творчестве была смелой и трезвой. Размашистый штрих, твёрдая, прямо-таки мужская рука, бесстрашные сочетания красок. Такое приходит с большим опытом, и при наличии глубокого, фундаментального художественного образования.
Свой путь в жизни Нина Щербакова выбрала рано, и никуда с него не сворачивала. Сначала – Московская школа художественных ремесел, затем художественно-графический факультет Московского педагогического института им. Ленина. Роспись платков в технике батик. После этого – долгий стаж работы в Загорских художественных мастерских. В натюрмортах с букетами цветов, которые она так любила писать, навсегда остался налёт декоративности, свойственной народному творчеству: что-то неуловимое в композиции, в лепестках, в завитках листьев. В её пейзажах этого не чувствуется.
Нина Щербакова-Ионова известна как художник-акварелист, но она прекрасно владела многими техниками – да что говорить, почти всеми, кроме, наверное, гравюры. Делала на заказ портреты. Грамотно работала со шрифтом. Её плакаты по технике безопасности иногда не пропускали комиссии: слишком выразительно, даже страшно. Просили сделать более мягкий вариант. Окончательно и полностью посвятить себя акварели Нина Ивановна смогла довольно поздно, в 90-е годы. «Время было сложное, – вспоминала она, – но мои работы разлетались, как горячие пирожки».
Строгая наука искусствоведение считает живописью только одну технику – масляные краски. Абсолютно всё остальное относится к графике. Не удивляйтесь: графика – не обязательно нечто чёрно-белое. Есть цветная графика. Акварельные краски нежны, на свету они легко выгорают. Традиционное место акварели – на странице, а не на стене. Изящные цветы, тонко выписанные портреты, романтические пейзажи в «альбомах нежных дев» – вот акварель, какой её традиционно себе представляли. Нина Ивановна сотоварищи поднимали акварель на новую для неё высоту.
Что-то полемическое слышится в названии Международного художественного фонда-федерации – «Акваживопись». Не графика, а именно живопись, под стать масляным краскам. Нина Ивановна стояла у истоков этого объединения акварелистов, а с 2002 года являлась председателем выставочного комитета. На современных выставках зритель видит совсем другую акварель – масштабную, многоцветную, смелую. Несколько работ Щербаковой-Ионовой на каждой выставке были в центре внимания. Нина Ивановна всегда участвовала в традиционной московской выставке «Цветы, цветы, цветы и всё живое», приуроченной к Восьмому марта, – и в другой, осенней, с говорящим названием «Коктебель – Кара-Даг». Было много и персональных выставок – в разных городах и странах. Кроме столицы, проходили выставки в Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, в академгородке Троицка в Кашире, Новгороде, Старице, Мурманске, Калининграде, а также за рубежом: в Белоруссии, Японии, Китае, Нидерландах, Германии, Бельгии, Египте, Австрии, Франции, Италии, США, Венгрии, Сербии, Чехии и Словакии. За долгую творческую жизнь – более шестидесяти персональных выставок. Нина Ивановна говорила, что сбилась со счёта. Она была членом Творческого Союза художников России, Творческого объединения женщин-художников «Ирида», фонда-федерации «Акваживопись», Творческого союза Художников России (организация входит в Международную Художественную Федерацию Художников ЮНЕСКО), Международной организации при ООН «Природа и творчество».
Она очень любила стихи и сама их писала. Без поэзии не обходился ни один её творческий вечер. Нина Ивановна читала – и своё, и своих любимых поэтов. Читала наизусть венок сонетов Солоухина, читала Волошина, и с особым удовольствием – горячо любимого «Конька-Горбунка», которым не уставала восхищаться, и которого могла прочесть по памяти от начала до конца.
– Только послушайте, – говорила она, – Что это за чудо! Как прекрасно сказано:
Кобылица молодая,
Очью бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась, как стрела.
Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам…
В последние годы Нина Ивановна сосредоточилась на небольшом количестве излюбленных композиций. «Природа произрастает, художник компонует» – девиз, который она любила повторять. Найденную однажды композицию она брала снова и снова, доводя до лёгкости, до безошибочного совершенства. Так же поступают и народные мастера. Тем не менее результат всегда получался разным. Акварель – живая, она становилась соавтором. Нина Ивановна работала в технике так называемой «мокрой акварели», когда краски могут растекаться по бумаге свободно, как бы предлагая художнику свои варианты. Строгая, единая композиция сочеталась с бесконечностью красок. Ученики и поклонники творчества Щербаковой-Ионовой хорошо знают и помнят её сюжеты. Верба. Пионы. Осенний букет из красной и чёрной рябины. Голые деревья и подтаявший снег весной. Половодье. Сосны над озером. Сирень. Набегающая волна. Тихое море на закате, сияющее золотом и пурпуром в солнечных лучах. Камни у берега. Корабль на горизонте…
Самой первой именно акварель и обозначила беду. На одной из любимых композиций вдруг возникла странной формы волна. «Так бывает», – в ответ на вопросы поясняла Нина Ивановна. «Я так вижу», – настаивала она. Необычная, тревожная, словно ниоткуда пришедшая волна появлялась в её работах снова и снова. Первым обо всём догадался сын: «Это же опухоль! Мама, это рак». Страшный диагноз подтвердился через несколько лет.
В 2021 году Нина Ивановна провела в Феодосии последнее лето. Хочу написать про последнюю выставку, но не поднимается рука. Да и верно ли это? Ведь многие выставки последних лет Нина Щербакова-Ионова устраивала совместно со своими учениками. Шёл обмен энергией, взаимная творческая поддержка. Прошло время, и вот ученики устраивают собственные персональные выставки. Может быть, и совместные выставки, и выставки работ Нины Ивановны ещё будут?
Студия акварели в Москве, в помещении Творческого объединения женщин-художников «Ирида», не прекратила свою работу. Нина Ивановна вела студию с 1994 года. В скольких душах она разбудила искру творчества? Ученики продолжили её дело. Её студия стала студией её имени.
Рано или поздно боль утраты утихнет, останется память. Теперь имя Нины Щербаковой-Ионовой принадлежит Вечности.
Анна Шмелёва