Прощайте, Нина Ивановна…Этот карандашный автопортрет выполнен на обороте схемы Октябрьской железной дороги, на которой Нина Щербакова тогда работала художником. Картон изогнулся от времени, что объясняет некоторые огрехи фотографии

Художник, признанный мастер акварели Нина Ивановна Щербакова-Ионова не приедет больше в Феодосию, не пригласит на свою выставку, не проведёт авторский вечер и виртуозный мастер-класс. Нина Ивановна скончалась в Москве 23 августа.

У нашего города много друзей по всей большой стране, да и в мире тоже. Среди них была художник-акварелист Нина Щербакова-Ионова. Коренная москвичка, она проводила в Феодосии каждое лето. Привозила выставку. Феодосийцы и гости города помнят её летние выставки в музее древностей, в Русском культурном центре, в музее Грина. В Феодосию, город Ивана Айвазовского и Константина Богаевского, Нина Щербакова-Ионова приезжала работать. Приезжала за вдохновением. В её творчестве было два излюбленных сюжета: цветы и море.
Её иногда спрашивали: а как же городские пейзажи? Или, скажем, оригинальные натюрморты, не с цветами, а с разными интересными неожиданными предметами? – Меня не вдохновляет, – отвечала Нина Ивановна кратко.
Истинный художник бескомпромиссен в творчестве, а нередко и в жизни тоже. Для Нины Ивановны в акварели не было авторитетов. Врубеля она сдержанно уважала, Тёрнера оспаривала. Модного до ажиотажа Анатолия Зверева как-то раз назвала алкоголиком. Сама она в творчестве была смелой и трезвой. Размашистый штрих, твёрдая, прямо-таки мужская рука, бесстрашные сочетания красок. Такое приходит с большим опытом, и при наличии глубокого, фундаментального художественного образования.
Свой путь в жизни Нина Щербакова выбрала рано, и никуда с него не сворачивала. Сначала – Московская школа художественных ремесел, затем художественно-графический факультет Московского педагогического института им. Ленина. Роспись платков в технике батик. После этого – долгий стаж работы в Загорских художественных мастерских. В натюрмортах с букетами цветов, которые она так любила писать, навсегда остался налёт декоративности, свойственной народному творчеству: что-то неуловимое в композиции, в лепестках, в завитках листьев. В её пейзажах этого не чувствуется.
Нина Щербакова-Ионова известна как художник-акварелист, но она прекрасно владела многими техниками – да что говорить, почти всеми, кроме, наверное, гравюры. Делала на заказ портреты. Грамотно работала со шрифтом. Её плакаты по технике безопасности иногда не пропускали комиссии: слишком выразительно, даже страшно. Просили сделать более мягкий вариант. Окончательно и полностью посвятить себя акварели Нина Ивановна смогла довольно поздно, в 90-е годы. «Время было сложное, – вспоминала она, – но мои работы разлетались, как горячие пирожки».

Строгая наука искусствоведение считает живописью только одну технику – масляные краски. Абсолютно всё остальное относится к графике. Не удивляйтесь: графика – не обязательно нечто чёрно-белое. Есть цветная графика. Акварельные краски нежны, на свету они легко выгорают. Традиционное место акварели – на странице, а не на стене. Изящные цветы, тонко выписанные портреты, романтические пейзажи в «альбомах нежных дев» – вот акварель, какой её традиционно себе представляли. Нина Ивановна сотоварищи поднимали акварель на новую для неё высоту.
Что-то полемическое слышится в названии Международного художественного фонда-федерации – «Акваживопись». Не графика, а именно живопись, под стать масляным краскам. Нина Ивановна стояла у истоков этого объединения акварелистов, а с 2002 года являлась председателем выставочного комитета. На современных выставках зритель видит совсем другую акварель – масштабную, многоцветную, смелую. Несколько работ Щербаковой-Ионовой на каждой выставке были в центре внимания. Нина Ивановна всегда участвовала в традиционной московской выставке «Цветы, цветы, цветы и всё живое», приуроченной к Восьмому марта, – и в другой, осенней, с говорящим названием «Коктебель – Кара-Даг». Было много и персональных выставок – в разных городах и странах. Кроме столицы, проходили выставки в Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, в академгородке Троицка в Кашире, Новгороде, Старице, Мурманске, Калининграде, а также за рубежом: в Белоруссии, Японии, Китае, Нидерландах, Германии, Бельгии, Египте, Австрии, Франции, Италии, США, Венгрии, Сербии, Чехии и Словакии. За долгую творческую жизнь – более шестидесяти персональных выставок. Нина Ивановна говорила, что сбилась со счёта. Она была членом Творческого Союза художников России, Творческого объединения женщин-художников «Ирида», фонда-федерации «Акваживопись», Творческого союза Художников России (организация входит в Международную Художественную Федерацию Художников ЮНЕСКО), Международной организации при ООН «Природа и творчество».
Она очень любила стихи и сама их писала. Без поэзии не обходился ни один её творческий вечер. Нина Ивановна читала – и своё, и своих любимых поэтов. Читала наизусть венок сонетов Солоухина, читала Волошина, и с особым удовольствием – горячо любимого «Конька-Горбунка», которым не уставала восхищаться, и которого могла прочесть по памяти от начала до конца.
– Только послушайте, – говорила она, – Что это за чудо! Как прекрасно сказано:
Кобылица молодая,
Очью бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась, как стрела.
Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам…

В последние годы Нина Ивановна сосредоточилась на небольшом количестве излюбленных композиций. «Природа произрастает, художник компонует» – девиз, который она любила повторять. Найденную однажды композицию она брала снова и снова, доводя до лёгкости, до безошибочного совершенства. Так же поступают и народные мастера. Тем не менее результат всегда получался разным. Акварель – живая, она становилась соавтором. Нина Ивановна работала в технике так называемой «мокрой акварели», когда краски могут растекаться по бумаге свободно, как бы предлагая художнику свои варианты. Строгая, единая композиция сочеталась с бесконечностью красок. Ученики и поклонники творчества Щербаковой-Ионовой хорошо знают и помнят её сюжеты. Верба. Пионы. Осенний букет из красной и чёрной рябины. Голые деревья и подтаявший снег весной. Половодье. Сосны над озером. Сирень. Набегающая волна. Тихое море на закате, сияющее золотом и пурпуром в солнечных лучах. Камни у берега. Корабль на горизонте…
Самой первой именно акварель и обозначила беду. На одной из любимых композиций вдруг возникла странной формы волна. «Так бывает», – в ответ на вопросы поясняла Нина Ивановна. «Я так вижу», – настаивала она. Необычная, тревожная, словно ниоткуда пришедшая волна появлялась в её работах снова и снова. Первым обо всём догадался сын: «Это же опухоль! Мама, это рак». Страшный диагноз подтвердился через несколько лет.
В 2021 году Нина Ивановна провела в Феодосии последнее лето. Хочу написать про последнюю выставку, но не поднимается рука. Да и верно ли это? Ведь многие выставки последних лет Нина Щербакова-Ионова устраивала совместно со своими учениками. Шёл обмен энергией, взаимная творческая поддержка. Прошло время, и вот ученики устраивают собственные персональные выставки. Может быть, и совместные выставки, и выставки работ Нины Ивановны ещё будут?
Студия акварели в Москве, в помещении Творческого объединения женщин-художников «Ирида», не прекратила свою работу. Нина Ивановна вела студию с 1994 года. В скольких душах она разбудила искру творчества? Ученики продолжили её дело. Её студия стала студией её имени.
Рано или поздно боль утраты утихнет, останется память. Теперь имя Нины Щербаковой-Ионовой принадлежит Вечности.

Анна Шмелёва