На днях феодосийцы отмечали самый тёплый праздник – День матери. И данная публикация была запланирована к этой дате. К сожалению, по объективным причинам немного не успели. Но ведь мама – это почётно всегда, каждый день, независимо от праздничной даты…
На Руси издавна большинство семей были многодетными. Наши прабабушки воспитывали, как правило, не менее троих, а то и больше детей. Сейчас многодетная семья скорее является исключением, чем обыденностью. «У нас семь сыновей и три дочки», – так с гордостью говорит Тамара Макаренко, жена священника и мать десятерых детей. О том, как Тамара Владимировна стала матушкой, трудно ли быть многодетной мамой и на каких принципах воспитываются дети в воцерквлённой семье – в нашем сегодняшнем интервью.
Знак материнства
Весной этого года в храме Иверской иконы Божией Матери состоялась торжественная церемония вручения Патриаршей награды. В благословение за чадородие и жертвенное материнское служение Знака Материнства первой степени была удостоена многодетная матушка Тамара Макаренко.
Знак Материнства вручается женщинам «явившим образец духовно-нравственного воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе». Знак Материнства имеет две степени – первую и вторую. Знаком первой степени награждаются матери, воспитывающие более девяти детей, знаком второй степени – женщины, у которых пять и более детей.
Митрополит Феодосийский и Керченский Платон поздравил мать-героиню, вручил ей высокую заслуженную награду, а также пожелал крепкого здоровья, семейного счастья и благополучия, мира, радости, телесных и душевных сил, Божией помощи в трудах на благо церкви, Родины и семьи. Прихожане поздравили матушку Тамару и настоятеля Иверского храма отца Геннадия, исполнив все вместе «Многая лета!».
Знакомство в агитбригаде
Бабушка Тамары Макаренко была церковным человеком, постоянно ходила в храм и брала с собой внучек, маленькую Тамару и её сестру.
– В восьмом классе у меня случилась тяжёлая болезнь, а потом – меня парализовало. Моя бабушка ездила на святой источник Святителя Николая, то есть вымолила меня. После выписки из больницы я стала постоянно ходить на службы и в храме ещё больше обрела чувство внутренней защищённости, – вспоминает матушка.
Отец Геннадий тоже вырос в церкви. Верующими людьми были его дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки ходили в храм, а сам будущий батюшка ещё до армии читал на клиросе во время богослужений.
– На службах мы с бабушкой стояли и молились у иконы Святителя Николая, а за ней, как уже позже узнала, стоял и пел на клиросе будущий батюшка. Но мы тогда не встретились, не видели друг друга. Как жених и невеста встретились намного позже, когда повзрослели. Тогда-то и вспыхнули настоящие правильные чувства, которые и называются любовью.
Первый раз увиделись в агитбригаде народного любительского театра Дома культуры строителей города Актюбинска. Тамара училась в педагогическом училище, а Геннадий – в Актюбинском строительном техникуме. Семнадцатилетние студенты ездили с концертами по колхозам, в тюрьмы и воинские части. Как-то на 23 февраля агитбригада выступала в одной из воинских частей, там и познакомились.
– Вот такое наше знакомство было. Мы и не дружили, вот только на концерте друг друга видели. Потом – он в армии, а меня после окончания училища взяли на работу пионервожатой в школу. В том же году из-за болезни учительницы начальных классов мне предложили должность учителя третьего класса. В восемнадцать лет – и сразу 42 ученика! В школе я была и вожатой, и учителем, и комсоргом учительской организации. Один раз готовлюсь к концерту ко дню рождения комсомола как пионервожатая, и заходит будущий батюшка, приехал из армии в отпуск и пришёл в родную школу, которую раньше оканчивал. Дождался меня после мероприятия, пригласил в кино. Сидели на последнем ряду и смотрели фильм. После этого мы не расстались.
– Увидел пионервожатую, узнал ее, увёл в кино, ну и по сегодняшний день кино смотрим, – смеётся отец Геннадий, – В октябре пришел из армии и в феврале поженились.
Открытое венчание
– У нас было первое открытое венчание, в то время это считалось настоящим преступлением. После ЗАГСа поехали к церкви, где уже стояли и очень нас ждали. Когда повенчались, ещё не были готовы фотографии, а в комсомольской организации школы и у директора школы фотографии на столе уже лежали. Прихожу в школу, а меня задним числом увольняют. Хотя директор меня очень ценил, коллеги уважали за молодость, энергичность, трудолюбие. И девочек-учителей тоже уволили, которые были у нас на свадьбе и венчании. Руководитель городского отдела народного образования издал указ, чтобы не брать меня на работу ни в одно учебное учреждение. Конечно, переживала и плакала. Случайно узнала, что открылся новый детский сад, куда меня всё-таки взяли воспитателем в ясельную группу.
После рождения второго ребенка матушка Тамара работала учителем, пока не родился третий сын. Многие из её бывших первоклассников, сейчас они уже бабушки и дедушки, до сих пор переписываются с Тамарой Владимировной и поздравляют с праздниками.
– Сначала у нас первые мальчишки родились. Я так переживала, всё думала: как же с ними справляться, как их воспитывать? В моей-то семье только девочки были, я и моя сестра, – вспоминает матушка Тамара. – А они сами друг друга воспитывали. Старшему два года исполнилось, когда он начал уже няньчить второго. И сейчас до сих пор вспоминает, как часто слышал слова: «ты – старший, ты должен и обязан…»
К этому времени Геннадий Борисович уже окончил семинарию, и семья переехала в город Чимкент.
– У нас было уже трое детей, потом родился четвертый, потом пятый, шестой… Матушка Тамара очень хорошо проработала всю жизнь мамой, – говорит отец Геннадий, – Я считаю, что работать мамой для женщины – это самая главная работа. Глупости все это про карьеру, про какой-то рост. Любая женщина хочет быть матерью, любимой своим мужем женщиной и хозяйкой. Это уже как некий стереотип сложился, что в жизни чего-то нужно добиваться. Жизнь очень быстро проходит, и если женщина стала настоящей матерью и вырастила хороших детей, она сделала для страны, для общества, для собственной живой, бессмертной души самое главное. И я считаю, что моя супруга, став настоящей матерью, сделала самое главное в своей жизни, не только родив десятерых детей, но и воспитав их.
– Конечно, каждого ребёнка и каждую беременность я принимала как дар Божий, – вспоминает матушка. – Многодетная семья — это огромная радость и большая ежедневная работа. С каждым была как наседка, никуда не отпускала, за ручку водила с большой заботой, одевала, раздевала, купала, воспитывала и вместе училась с каждым в первом классе. Единственное, мне 22 года хотелось спать, выспаться хотелось. А сейчас пришло время, спи, сколько хочешь! А не могу, потому что за каждого из них переживаю, думаю.
Два служения – Богу и Отечеству
После окончания семинарии в 1982 году отец Геннадий Борисович был рукоположен в городе Алма-Ате, тогда столице Республики Казахстан. На момент рукоположения в семье уже было трое сыновей. И все они родились в январе, – в 1979, 1981-м и 1982-м годах. Первая дочка родилась 22 марта 1984 года, когда Геннадий Макаренко служил священником в Чимкенте. И потом дети рождались с разницей год – два. А последний сынок, десятый, родился в 1996 году. В 1995 году семья переехала из Казахстана в Белгород, потом батюшку пригласили в Майкопскую епархию служить настоятелем кафедрального собора, благочинным по Республике Адыгея и затем по городу Майкопу. Пятнадцать лет он прослужил в Майкопе, затем долгое время – в Ростовской епархии.
Дети Геннадия и Тамары Макаренко, – Иван, Константин, Геннадий, Лидия, Семён, Александр, Мария, Ангелина, Иосиф и Николай. Трое мальчиков пошли по стопам отца и стали священнослужителями. Трое сыновей – военные, имеют награды. Один служил в Севастополе, прошёл войну в Чечне, имеет боевые награды, одна из которых – Черный крест «За службу на Кавказе». А последний, самый младший сынок всегда с ними – родился «солнечным», с синдромом Дауна. Он в семье самый любимый, самый ласковый ребенок.
Как всегда говорил своим ребятам отец Геннадий, есть два служения в этой жизни – Богу и Отечеству.
– Мужчина, кем бы он ни был, прежде всего, понимает, что нужно работать для того, чтобы семья была одета, обута, сыта, – говорит он. – А у меня это же не просто работа, это служение людям и Богу. А отношение между мужем и женой – это любовь и уважение друг к другу, прежде всего. Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему Отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным. И я в этом глубоко убежден.
Пример – это папа и мама
Матушка Тамара рассказывает, что с малых лет их дети чётко знали – можно играть, можно ходить на ушах, но если отец сказал, что надо выключать телевизор и ложиться спать, никто никогда не спорил.
– В воскресенье папа всегда занят. Поэтому время находили среди недели, когда у папы выходной. И мы ездили в «аквапарк». Конечно, это не такой аквапарк, как сейчас называют, а просто на речку. После этого обязательно ели мороженое. Эти моменты в кругу семьи всегда приносили радость и счастье. Старались с детьми сходить в кино, цирк, в парк, на детские аттракционы, покататься на качелях. Если были театральные постановки, мы обязательно бывали там. С маленькими бабушки оставались, а со взрослыми на культурные мероприятия ходили, – говорит Тамара Макаренко. – Основные принципы в нашей семье – во-первых, это духовное воспитание. Мы ходили всё время в храм с папой. И поведение в храме всегда у наших детей было приличным. Сейчас можно увидеть, что детки бегают по храму, а у нас такого никогда не было. Стояли рядышком и держались за меня. Второе – это патриотическое воспитание, всегда в детях старалась воспитать любовь к Родине. И, конечно, пример в семье мы с супругом показывали сами, своим поведением воспитывали, всегда себя контролировали, чтобы не сказать что-то нехорошее. Роль мамы и папы в семье – служить примером. Как мы себя ведём, такие и дети будут.
Папа воспитывал детей в строгости, но чётко понимал, что это было нужно. И теперь уже взрослые дети благодарят: «Спасибо тебе, папа, за ту строгость, которую ты сопрягал с любовью к нам. За то, что сумел научить нас, ведь мы впитали, благодаря тебе, любовь к Богу, к церкви, к молитве, к Священному писанию. Эта дисциплина, привитая с детства, помогла нам быть такими же дисциплинированными и в жизни по сегодняшний день. И вот что мы впитали тогда, видя, как живут отец и мать, мы пытаемся проецировать и на свои семьи, и в отношении друг к другу, и в отношении к дому, и в отношении к своим детям, и в отношении, прежде всего, к вере, к Богу, к жизни церковной. Это и понимание постов и постных и праздничных дней».
А огород-то убран!
Для ребят был поделен огород – у каждого своя делянка. И был в этом некий дух соревнования. У кого грядка запущенная – тот не ходил на речку или не ел мороженое, как все. Например, у главы семейства сегодня выходной – понедельник, значит, все идут купаться, есть мороженое, а вот Семён не идёт, он огород не прополол. Утром все собираются идти на речку, смотрят – а у Семёна огород-то убран! Весь вечер полол, утром поливал и убирал, чтобы его с собой взяли, дома не оставили. В хозяйстве держали птицу, барашков, ребята во всём помогали по хозяйству и были ко всему приучены. Знали, что помидоры не на деревьях растут, а молоко не в пакетах производится.
Сложности бытовые были, конечно, куда ж без них! Каждый день приходилось думать, чем накормить, напоить, во что обуть, во что одеть, как выучить. Безусловно, родители всем этим занимались. И каждого поставили на ноги, дали образование. Материально-квартирные проблемы, конечно, были у всех многодетных семей. Но они дружно пытались решать их все вместе, большой, дружной семьей.
– Строгой мамой я не была, но дети очень переживали, если заплачу. Наказать не могла никого, иногда уйду на кухню, расплачусь. Но если они увидят мои слёзы, сразу всё будет сделано. Зато сейчас бабушка такая строгая с внуками, а дедушка наоборот добрый, – смеётся матушка Тамара. – Сейчас в семье семнадцать внуков! Теперь, наоборот, девчонки пошли «на передовую». Девочек больше – их десять, и семь внуков. Второй сын, который служит в Ростове, – тоже многодетный папа, у них в семье родились три девочки.
«Счастье в том, что мы всегда вместе»
Одинокая старость – это когда ты никому не нужен. Когда в дверь никто не стучит или молчит телефон… А счастливая старость – когда дети всегда рядом, даже если они живут в разных городах.
– Все ребятишки были сплочённые, помогали и делились всем друг с другом. Жадность и корысть были неприемлемы в нашей семье. Мы с батюшкой учили наших ребят держаться вместе, поддерживать друг друга, вкладываем всю свою мудрость и любовь в их воспитание, чтобы из нашей семьи дети ушли со стержнем и желанием создать свои, такие же счастливые семьи. Потому что семья, родители, дети – это самое главное в жизни. Наверное, счастье в том, что мы всегда вместе. Наши дети хоть и выросли, но всегда спешат домой и на любой праздник приезжают к нам. Для меня счастье в том, что они стремятся и хотят возвращаться домой, – говорит матушка Тамара. – Мы все в разных городах, но, что бы ни случилось, а в жизни разное случается, во всех трудных ситуациях всегда все вместе, всей семьёй становимся на общую молитву. Какие бы не случились проблемы в семье, мы уповаем только на Господа Бога. А самое главное, что должно быть у хорошей мамы, – это любовь к Богу, вера, молитва, любовь в сердце и в душе к мужу и детям. Тогда будет и внимание, и забота, и желание жить дальше. Забота и любовь – в этом и существует наша семья.
Эвелина ПОРТНАЯ