Кто создан из камня, кто
создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина.
Я – бренная пена морская!
М. Цветаева
С далеких школьных лет именно стихи Марины Цветаевой оставили очень глубокий след в моей душе. И запомнились почему-то именно эти строчки, которые я поставила эпиграфом к рассказу о феодосийском цветаевском музее. Мне, живущей сейчас далеко от России, выпало счастье совсем недавно посетить этот удивительный музей на улице Вити Коробкова во время путешествия в Крым.
Среди всех городов именно Феодосия – этот поистине волшебный, старинный город, хранит память о Марине и Анастасии Цветаевых. Когда входишь в музей, вас сразу встречает портрет юной Марины. Она словно смотрит на вас из далекого прошлого и говорит: «А я серебрюсь и сверкаю!» Я даже подумала на миг о какой-то перекличке с моей фамилией. Или о том, что меня ждет встреча с ярчайшей представительницей Серебряного века!
Иду дальше по коридору и вижу: в одном из самых маленьких залов – образ морского берега, и словно наяву оживает далекий день 5 мая 1911 года, когда встретились на пустынном коктебельском пляже юные Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Включив воображение, можно увидеть, как зеленоглазая Марина принимает из рук высокого, с печалью в зеленовато-голубых глазах «цвета моря» юноши розовый камешек – сердолик. Она будет хранить его всю жизнь.
Так получилось, что я посетила цветаевский музей раньше, чем довелось приехать в Коктебель и прийти в дом Волошина, где познакомились Сергей и Марина. Мне запомнилась комната, где нам рассказали о детстве сестер, где портреты их родителей – отца и матери, старинное пианино, и, кажется, звучит далекая музыка – мать Цветаевой была замечательная пианистка. Отец – создатель Музея изящных искусств в Москве, профессор, искусствовед. Сын простого сельского священника стал ученым с мировым именем и много сделал во славу России. Я упомянула об этих фактах из жизни Цветаевых, потому что эти залы запомнились мне больше всего.
Запомнился и рассказ экскурсовода о том, что идея создания музея родилась еще в конце 1980 годов, а сам музей был открыт в 2009 году. В одном из залов музея я видела небольшой стенд, на котором расположены материалы об основательнице музея, первой его заведующей – Ирине Михайловне Двойниной. Более 10 лет она возглавляла цветаевское движение в Феодосии. Ирины Михайловны уже нет на свете, но память о ней хранят предметы музейной экспозиции – фотографии, вещи, которые она собирала буквально по крупицам. Музейный фонд тогда только начал создаваться. И феодосийцы стали дарить посуду, разнообразные предметы, мебель того времени. Подарки поступали не только из России и Украины, но из Германии, Чехии, Израиля и даже США, где я и живу в настоящее время. И мой приезд из столь далекой страны в этот маленький уголок России стал для меня настоящим чудом, потому что я вновь прикоснулась к поэзии Цветаевой.
В этом музее, небольшом, уютном, в создание которого, несомненно, было вложено много души, посетители чувствуют незримое присутствие двух сестер. И я так поняла, что именно в Феодосии они чувствовали себя спокойно и счастливо. Еще далеко было до революции, Гражданской войны. Именно этот короткий период их жизни, с 1913 по 1914 год, можно назвать одним из самых безмятежных в их жизни.
Два раза мне посчастливилось побывать в музее. Первый раз это случилось несколько лет назад, когда музею еще не принадлежала та часть, где жила Анастасия Цветаева со своим маленьким сыном Андрюшей. Второй раз – совсем недавно, когда были отремонтированы новые помещения и музей изменился до неузнаваемости! Благодаря новому просторному залу, в музее организуются выставки, проводятся творческие вечера поэтов и художников, конференции. На открытие одной из таких выставок попала и я. Она была посвящена 90-летию выхода в свет воспоминаний Цветаевой о Волошине «Живое о живом». Это, как я понимаю, лучшее из всего, что написано вообще об этом гениальном человеке, художнике, мыслителе, поэте.
После этой выставки меня ждал приятный сюрприз – презентация первой книги феодосийской поэтессы Нины Гряды. С ней мне посчастливилось познакомиться еще в первый приезд в Феодосию. Я побывала в ее доме на улице Шмидта, где жила Марина со своей маленькой семьей – мужем и дочкой до начала Первой мировой войны. Нина дарила всем свои книжки, подарила и мне. Мне запомнились строчки из ее стихотворений, посвященных Цветаевой:
Марина здесь не проживает,
Но, может, в гости к нам придет? …
Мне кажется: вот-вот ушла…
Калитка скрипнет – и не скрою,
Что мне, качнув рукой цветы,
Так хочется сказать: «Марина, ты?»
Такое ощущение присутствия Цветаевой было у меня и в самом музее, где, несомненно, живет душа Марины, которая приходила в гости к сестре в этот старый дом по улице Военной (ныне В. Коробкова). Сюда захаживали и Волошин, и Багаевский, здесь сидел на диванчике, который сохранился в экспозиции, Сергей Эфрон. Эти ценные предметы мебели из дома, где проживала Марина, музею подарила Нина Гряда.
Я знала, что экскурсии в цветаевском музее пользуются у феодосийцев и гостей большой популярностью: приезжают отовсюду целые группы, чтобы послушать интересный рассказ о сестрах. Прошла в составе гостей с экскурсией и я. Это было незабываемо интересно. Экскурсовод рассказывает о сестрах Цветаевых очень ярко, образно. Как о живых людях, которые словно только что общались с нами и вышли на минутку в соседнюю комнату. После этой экскурсии осталось чувство сопричастности и реального знакомства с Мариной и Анастасией Цветаевыми.
И когда я уходила из музея, то еще раз подошла к «кусочку» коктебельского берега, где виден Карадаг и «судьбой и ветрами изваянный» профиль Волошина – гения этого места. Прочла еще раз строчки Марины Цветаевой: «Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю!» И подумала о том, что судьба мне подарила блистательную возможность – встретиться как с живой, с любимой поэтессой в том месте, где она жила – в благословенной Феодосии – «Богом данной», очень любимой ею, где и создан этот уникальный музей, объединяющий два имени – Марины и Анастасии Цветаевых.
Спасибо всем, кто создал этот Музей, кто работает здесь, трудится во благо людей.
Надежда Серебренникова,
журналист, писатель,
путешественница.
Лос-Анджелес, США