Трудно найти человека в России, которого не тянуло бы в Крым. Одни едут сюда отдохнуть, полюбоваться красотами, пережить молодое счастье; других гонит решение докторов – для поправления здоровья энергичным грязевым лечением, виноградом и морскими купаниями; третьи переселяются сюда пользоваться мягким климатом Крыма, который дает им возможность жить, тогда как в другом месте они давно бы погибли. Крым считается «живым родником неподдельной красоты, неподдельной поэзии». Еще Екатерина II называла его «жемчужиной своей короны».
Уникальное географическое расположение Крыма на водных и сухопутных торговых путях из Европы в Азию, Индию и Китай, его прекрасные гавани, непосредственная связь с плодороднейшими причерноморскими степями и, наконец, собственные природные богатства издавна сделали из Крыма крупный торговый центр международного значения.
Эти географические особенности и экономические возможности тесно связали исторические судьбы Крыма с судьбами соседних средиземноморских государств. Крым ещё в глубокой древности стал важным центром мировой торговли, а вместе с тем и ареной политической борьбы между народами, стремившимися к преобладанию. Весьма быстро морские пираты превращались здесь в «гостей торговых», а мирные «торговые гости» – в воинственных завоевателей. И на протяжении всей многовековой истории Крыма над ним беспрерывно слышался звон оружия, скрещенного в борьбе за обладание этим лакомым куском. Кровью побежденных и потом порабощенных народов напоены плодородные крымские степи, усеянные тысячами курганов, хранящих в себе остатки разноликих культур.
Феодосия наиболее полно и типично, как бы в некоем зеркале, отражает судьбу Крыма: возникая из ничтожности в разные времена, достигая высоких ступеней развития и культуры и снова превращаясь в развалины до более счастливых времен…
Глядя на современную Феодосию с ее мирной, однообразной и негромкой жизнью провинциального приморского города, оживляющегося лишь в период курортного сезона, трудно представить себе всю ее бурную историю, перемежавшуюся эпохами пышного расцвета и полного упадка, и тесно связанную с историей всего Крыма.
Широко известно, что Феодосия относится к древнейшим городам Российской Федерации, а начало своё берет в далеком VI веке до нашей эры. Сохранившиеся редкие зарисовки нашего города древних путешественников и купцов не дают нам полной картины облика Феодосии в древности. Огромным технологическим прорывом в стремлении людей запечатлеть реальность стала фотография, которая в отличие от наскальных рисунков и живописи оказалась способна передавать «картинку» максимально правдиво и точно. Именно XIX век предоставил нам эту уникальную возможность, с середины 1850 гг. массово на фотографиях, а с 1895 года и на почтовых открытках любоваться городами и природой России. И несмотря на то, что в те далекие годы возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей из-за большой дороговизны самих фотографий и оборудования, в начале XX века в Феодосии было открыто значительное количество фотоателье. Иметь дома хотя бы одну семейную фотографию становилось обязательной традицией. А снимки городских достопримечательностей, государственных торжеств – неотъемлемой чертой жизни тех лет. Именно благодаря им мы сегодня можем заглянуть в эти «окна в прошлое» и насладиться видами навсегда потерянного давнего облика города.
Большинство путеводителей, изданных до 1917 года, предлагают начать знакомство с городом с нынешнего его центра. Примечательно, что к началу XX века центром Феодосии стала его прежняя окраина.
Башня Константина (построена в 1338 г., перестроена в 1443-м) – одна из самых сильных и красивых башен генуэзской крепости, защищала крайний северный пункт города. Развалины ее и сейчас возвышаются над окружающими постройками возле вокзала. Сохранились три стены башни – восточная, северная и часть западной. Башня была двухэтажная, перекрыта крестовым сводом, часть которого сохранилась в углах. Из второго этажа – с северной стороны – видна дверь, которая вела на машикули, иначе говоря – на галерею с которой осажденные обстреливали нападающих, лили на них кипящую смолу и т. п. Красивые каменные кронштейны, поддерживающие машикули, сохранились на западной и северной стенах башни, несмотря на простенькую реставрацию 1914 года.
Башня Константина служила арсеналом, в ней хранились запасы оружия. Насколько велико было военно-тактическое значение этой башни можно судить по тому, что начальник ее присылался, как и консул, из Генуи и сменялся ежегодно.
Современник с восторгом описывал это древнее сооружение: «Какое оригинальное украшение города! Нижняя часть башни реставрирована, и около неё приютилась эстрада для летних развлечений; тут же помещается и ресторан. Как обидно опошлил наш меркантильный век остатки твердыни, из-за стен которой генуэзцы в XIV и XV веках владычествовали на Черном и Азовском морях. Поэтому гораздо интереснее верхняя часть башни, которой не касались человеческие руки от давних времен. У неё целиком сохранилась лишь одна стена; другая значительно попорчена, третья почти вся разрушена, а четвертой вовсе нет. Нам удалось отыскать такой пункт, откуда следы корыстолюбивой реставрации из-за деревьев почти не были видны, и казалось, что руины подымаются из зелени. Соединение камня с растительностью дает живописную картину…»
К концу XIX века «турецкая крепостца была частично разобрана», и только чудо, что удалось сохранить саму башню с остатками укреплений.
Даже страшно подумать, что город мог лишиться своего символа, значительной части этой древней постройки. Невероятно – но факт! Спасло это древнее сооружение упорство и настойчивость директора Феодосийского музея древностей Л.П. Колли:
«Из достоверного источника я узнал, что в последних числах истекшего декабря Феодосийская думская комиссия, при обсуждении вопроса о постройке здания нового театра возле Лазаревского сквера и развалин Генуэзской башни св. Константина, вопреки закона об охране исторических памятников, постановила разобрать до основания часть древней стены, прилегающую к вышеупомянутой башне. Комиссия основывает свое решение на том, что стены этой башни будто бы не старые и препятствуют осуществлению плана нового театра, по которому имеется в виду соединение Лазаревского сквера с соседним садиком под генуэзской башней. Между тем эти стены являются единственным остатком генуэзского замка св. Константина и служили до взятия русскими войсками Кафы в 1783 году передовыми защитными бастионами при везде в город у ворот св. Георгия и имеют, таким образом, историческое значение. Это подтверждают найденные в этом месте и хранящиеся в Феодосийском музее древностей две плиты с надписями: 1) Мраморная, разбитая, с двумя одинаковыми гербами и надписью: «этот мост и стену под ближайшей башней возле моря (до постройки порта башня св. Константина стояла на берегу моря), к западу, Гаспаро де Джиудичи приказал собственным иждивением украсить и выстроить во время консульства высокодостойного господина Калочеро де Гвизольфи. 1467 года в 1-й день сентября». 2) Разбитая известковая плита с тремя гербами и надписью: «Насколько консул Калочеро де Гвизольфи с особенною заботливостью украсил и обезопасил город Кафу, в вечную его славу докажут нашим потомкам как украшение ближайшего фонтана, так и построение этой стены и другие его достойные и трудные сооружения, 1476 года».
Донося об этом постановлении Феодосийской думской комиссии, имею честь просить Комиссию принять надлежащая меры к сохранению вышеуказанного исторического памятника».
Председатель заявил, что тотчас же по получении этого письма он сообщил содержание его Императорской Археологической Комиссии и просил о принятии ею мер к сохранению означенного памятника древности.
Постановлено: принять к сведению».
В тот раз обошлось, сохранили ценный исторический памятник…
Перед вами – наиболее выразительные фотографии Башни Константина разных лет, дающие максимально полное представление об этом архитектурном памятнике – символе и современной Феодосии.
На рубеже XIX-XX столетий вокруг башни, придававшей своеобразный романтический колорит всей окружающей застройке, начал формироваться культурно-исторический центр. Первое, что было сделано городскими властями – это создание Лазаревского сквера, по большей части предназначенного для детей. Такое оригинальное название сквер получил в честь Петра Михайловича Лазарева – Таврического губернатора в 1889-1901 годах, который за время своего нахождения на этом ответственном посту снискал себе добрую славу как в губернии, так и в ее столице – Симферополе. Особенно он запомнился жителям крымской столицы устройством парков и зеленых аллей.
Почти одновременно – в 1894 году – несколько западнее башни Константина было построено трехэтажное здание Городской Думы и Дворянского собрания.
По устойчивой местной легенде, не подтвержденной пока документально, здание строилось по проекту И.К.Айвазовского.
До сих пор Башня Константина – одна из главных достопримечательностей Феодосии! Вокруг нее располагаются Лазаревский сквер для детских игр, что ближе к вокзалу, и Городской сад.
Давайте и мы присядем в тени деревьев Городского сада на удобную скамейку. В застывшей тишине прислушаемся к плеску столетий, непрерывной чередой бившихся о подножие старой башни… Закурим папироску знаменитой на всю Российскую Империю табачной фабрики Стамболи, набитую лучшим табаком, оглянёмся вокруг…
История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Это просто немой свидетель былого, важных исторических и не очень событий. Зачастую, на них запечатлена жизнь самых обычных людей в обстановке той эпохи, в которой они жили.
Историческая фотодокументалистика – это своего рода капсула времени, которая запечатлела для нас образ человека или какие-то значимые действа и явления. С момента изобретения фотографии прошло около двух веков, в которых было все: войны, революции, катастрофы, великие победы и великие поражения. История не останавливает свой могучий ход: она создаётся каждый год, каждый день и каждое мгновение. Порой кажется, что в наши времена «маховик времени» вращается слишком быстро, и так хочется, чтобы кто-то его замедлил…
Отличный способ замедлить время – это путешествие в прошлое. Пока машина времени не изобретена, прекрасным «транспортным средством» во времени, как и экскурсоводом тоже, давно стали исторические фотографии.
Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник» – журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные. Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе. Снова подчеркну, что огромным прорывом в стремлении человечества запечатлеть реальность стала фотография. За два столетия она стремительно эволюционировала. Сегодня невозможно подсчитать количество фотографий, сделанных за это время профессиональными камерами, любительскими фотоаппаратами и смартфонами. Но какое всё-таки счастье, что очень многие фотографии останутся в истории навсегда. И ещё напомню, что первая открытка, а вернее – почтовая карточка, была выпущена в 1869 в Австро-Венгрии. В России – в 1872-м. Первые иллюстрированные открытки – в 1870 в Германии и Франции, в России – в 1895, первые советские открытки появились в ноябре 1917 года…
Вот так, прохаживаясь вокруг знаменитой феодосийской Башни святого Константина и посидев, размышляя о перипетиях прошлого, на парковой скамье в бывшем Городском саду, вспомнились разные события и фоторакурсы этого исторического памятника Генуэзского периода истории нашего города, сохранённого временем. Смею заметить, что таких сюжетов, запечатлённых фотодокументалистикой в разных родных углах Феодосии, – очень много. Поверьте, это действительно так. Вопрос лишь в глубине постижения и интересе к своему прошлому…
Олег Ольховатский, историк, краевед