Водители МЧС России – это высококвалифицированные специалисты, управляющие различными видами техники, – от пожарных автомобилей до аварийно-спасательных машин. Их работа требует не только отличных навыков вождения, но и способности быстро принимать решения в стрессовых ситуациях. Накануне профессионального праздника сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям, тех, кто спешит на выручку людям, оказавшимся в беде в результате той или иной катастрофы или же стихийного бедствия, мы встретились не с одним из представителей сложной мужской профессии, а сразу с тремя…
У Валерия Николаевича Волкова, который уже 25 лет работает водителем в пожарной части №104 посёлка Орджоникидзе, трое детей и семеро внуков. Двое его сыновей, Игорь и Николай, тоже работают в МЧС.
Знакомство
Так случилось, что наша встреча с семейной династией огнеборцев Волковых состоялась не только в преддверии их общего профессионального праздника, но и накануне выхода на заслуженный отдых главы семейства.
На пороге их дома корреспондента весело встречает вся большая и дружная семья, – сам Валерий Николаевич с женой Ларисой Григорьевной, два сына с супругами Оксаной и Татьяной, дети, внуки и даже всеобщий любимец породы кане-корсо.
– У нас бабушка ещё есть, она у нас одна-единственная такая. В апреле ей исполнится 89 лет. Бабушка, иди к нам! – зовёт Лидию Мироновну младшая невестка Оксана.
Самая старшая в семье – бабушка Лидия Мироновна – родилась в 1936 году. В годы Великой Отечественной войны пятилетней девочке пришлось испытать все ужасы, и голод, и холод. Многое, конечно, уже вспомнить сложно, но то, как выживали во время страшной блокады Ленинграда, где жила тогда семья, осталось в её памяти на всю жизнь.
– Жили в Ленинграде с мамой и её сестрой. На диване сидеть без подушек мы не могли, так болели кости. Всё время хотелось есть, а было нечего. Ели какой-то клейстер коричневый, как сейчас помню. Хорошо, что наша тётя работала в детском саду и приносила нам всё, что было испорченное. Мы варили и ели. И только после снятия блокады наша мама смогла увезти нас в Великие Луки, – вспоминает Лидия Мироновна…
«Меня в пожарные определили»
Валерий Николаевич Волков пришёл в пожарную часть в 1999 году. До этого пятнадцать лет работал водителем в совхозе, но работа на пожарной машине имеет свою специфику. Поэтому пришлось учиться работе на спецтранспорте. У пожарной техники много отличий, одно из них – наличие насоса, который включается в кабине, а управляется из насосного отсека. Учился, сдавал зачёты, потом начал работать.
Следом за отцом в пожарные пошёл сначала младший сын Игорь. Он этого совсем не планировал – закончил лицей по специальности автослесаря, потом пошёл служить в армию, был определён в пожарную часть ВВС и выполнял задачу по охране боеприпасов.
– А батя уже работал. Звоню ему, говорю: «Меня в пожарные определили». А он смеется: «Хорошо, может, пригодится». Вот и пригодилось. После дембеля, как раз на батин день рождения, устроился работать, сначала пожарным, через несколько лет – водителем, категория позволяла, – говорит Игорь.
В должности водителя пожарной машины запомнился ему первый выезд на пожар.
– Пену на возгорании мы редко подаём. А у меня первый пожар – горит кафе. И надо пену подавать. А там надо выставлять кратность соответственно количеству работающих стволов. Вот, думаю, тебе и первый опыт, – смеётся Игорь. – Нормально потушили. Только зубов передних лишился на пожаре. Чтобы пролезть внутрь, разбил шифер, он посыпался и кусок попал в лицо.
А третьим из семьи Волковых девять лет назад пришел служить в МЧС Николай – и тоже стал шофером.
– Это сначала вникать во все нюансы сложно. Когда работаешь давно, уже всё делаешь «на автомате». Просто надо знать свою работу. Когда едешь на вызов, уже в голове прокручиваешь, что и когда делать, какой гидрант подать. Приехал, подал воду или запитался, на гидрант встал, и выполняешь свои обязанности, – спокойно рассказывает Волков-старший.
На вызове – служба «101»!
Основные обязанности водителя пожарной машины – вовремя выехать, как можно быстрее доставить огнетушащие вещества и личный состав к месту пожара. Время выезда из части и прибытия на пожар строго фиксируется, для каждого района в зависимости от расстояния существуют нормативы.
– Но во время выезда думаешь не о нормативах, главное – прибыть на пожар вовремя, а это зависит от погодных условий и проходимости на дорогах. Каждый за рулём должен понимать, что пожарным важно добраться до места возгорания как можно быстрее. Даже когда с мигалкой едешь, не всегда пропускают. Драгоценные секунды, которые машина простоит на дороге, могут стоить слишком дорого. И от этого порой зависят жизни людей. А летом, особенно в Орджоникидзе, трудно проехать из-за стоящего везде транспорта. Бывали и такие случаи, когда приходилось ставить машину и прокладывать длинную рукавную линию, – рассказывает Игорь.
График работы в пожарной части – сутки через четверо, когда нет пожара. А если крупный пожар, тогда работают сутки через сутки, пока не потушат.
– А помимо основных обязанностей, водители пожарной машины помогают тем, кто непосредственно тушит?
– Конечно. Это постоянно надо. Основную работу выполняет пожарный, но не будешь же стоять и смотреть, когда помощь нужна. Когда успеваешь рукава подключить, помогаем, – отвечают втроём Волковы.
– У них командная, слаженная работа. Без умения работать в дружном коллективе не обойтись, – со знанием дела добавляет Лариса Григорьевна.
В этом году огненная стихия не часто баловала сотрудников пожарных частей минутами отдыха или спокойными дежурствами. В нашем регионе случилось несколько мощных пожаров, в тушении всех возгораний участвовали пожарные из семьи Волковых.
В середине июля пожар возник возле посёлка Коктебель и распространился на территорию Карадагского заповедника.
– Было сложно, – вспоминает Николай. – Самые сложные – это лесные пожары. Если горит квартира, ты встал и тушишь. А там скалы, спуски, подъёмы, откос отвесный. Техника не поднимется, надо с ранцами бегать и с хлопушками (средство пожаротушения, предназначенное для тушения кромки пожара, травяного подслоя, листьев, – прим. ред).
После Кара-Дага их почти сразу отправили на Тепе-Оба, где возник масштабный пожар, который тушили все – и сотрудники МЧС, и лесники, и волонтёры, и местные жители. А 7-го октября сотрудников пожарной части подняли по тревоге, когда произошло возгорание на Феодосийской нефтебазе.
Медаль «За мужество и доблесть»
Даже имея представление о том, что пожарные не особо любят рассказывать о своих наградах, орденах и медалях, а тем более хвастаться ими, корреспонденту всё-таки удалось «выудить» пару слов у немногословного и скромного Валерия Николаевича о награде, которой он был отмечен за время службы, разумеется, без подробностей. У старшего Волкова есть награда – медаль «За мужество и доблесть», которую он получил после ликвидации пожара в Феодосийском морском порту. Напомним, в декабре минувшего года ракетным ударом был поврежден большой десантный корабль «Новочеркасск». Медаль «За мужество и доблесть» является государственной наградой Республики Крым, которой награждаются граждане, проявившие самоотверженность, мужество и отвагу при охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, при спасении людей во время стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. Награду Валерию Николаевичу Волкову вручали в Симферополе в торжественной обстановке.
«Такая наша работа – ждать и переживать»
Супруги Валерий и Лариса Волковы вместе уже более сорока лет.
– Мы жили с будущим мужем в одной деревне, учились в одной школе. Но понравился он мне уже потом. Пошли с ним вместе гулять с моей подружкой. Она и обратила на этого парня моё внимание. Но он на неё не глянул, а меня в кино пригласил, – вспоминает Лариса Григорьевна под дружный хохот всей семьи.
Мужчины семьи Волковых знают, что дома их ждут и относятся с пониманием. Хотя, конечно, тревожатся и ждут дома целыми и невредимыми.
– Бывает, что мужья после дежурства приходят – в душ и спать. Как бы не хотелось не переживать, это не получится. За одного мужа и то волнуешься сильно, а у нас их три! Вот такая наша работа – ждать и переживать, – говорит супруга Волкова-старшего Лариса Григорьевна.
– Не грустно уходить на пенсию, оставлять любимое дело, которым занимались столько лет?
– Так сколько же можно работать! Теперь пусть молодёжь работает.., – смеётся Валерий Николаевич.
Николай работает водителем пожарной машины десятый год, Игорь – более пятнадцати лет. А восьмилетний сын Игоря Илья пока только мечтает стать пожарным. С самого маленького возраста он видел, как работает папа, смотрел на новые пожарные машины и говорил: «Вот на такой хочу работать, когда вырасту!» Его дедушке довелось работать на механической технике, теперь-то всё автоматизировано – насос такой же, только управляется с помощью кнопок в кабине.
– Всё-таки людям помогаешь, и мне это нравится. Спасаешь жизни людей, но я уже говорил где-то об этом, думаю, зачем повторять, – шутит Игорь.
– А вообще больше всего нам нравится, когда пожаров нет, – говорит в конце беседы Николай. – Лучше всего, когда все хорошо, ничего нигде не горит. Ведь простых пожаров не бывает.
Коллектив «Победы» присоединяется к поздравлениям всех спасателей с их профессиональным праздником. Пусть вам по плечу будут любые задачи, в тяжёлой работе будет меньше беспокойных дней и ночей, желаем всегда возвращаться к своим семьям живыми и здоровыми после любого выезда. А в новом году желаем всем искреннего счастья, здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой!
Эвелина ПОРТНАЯ, фото из семейного архива