В Республике Крым появится научно-образовательный рекреационный комплекс «Таврида». Он включит в себя антропологический и минералогический выставочный залы, помещения для научной работы. Открытие комплекса «Таврида» запланировано уже скоро.

Кладезь уникальных находок
По мнению российских учёных, крымская пещера стала кладезем палеонтологических и минералогических находок. Здесь были обнаружены уникальные минералы, крайне редко встречающиеся в мире, а также останки ископаемых животных, проживавших на территории Крымского полуострова.
На месте будущего научно-рекреационного комплекса на базе пещеры «Таврида» идут работы по выемке грунта для строительства экскурсионного выхода из пещеры. Также группа ученых, занимающаяся исследованием этого объекта, провела её полное 3D-сканирование для создания в будущем точной виртуальной копии подземной находки. Кроме того, ученые, изучающие «Тавриду», нашли в ней два уникальных минерала, которые раньше на территории России не обнаруживали.
Об этом рассказала минеролог, научный сотрудник башкирского заповедника Шульган-Таш Ольга Червяцова на онлайн-пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе. По её словам, находки позволят детализировать и расшифровать историю развития пещеры с момента её зарождения.
– Во время исследований были сделаны две находки минералов – первые для России. Это фосфаты робертсит и кингсмаунтит. Они образовались в результате жизнедеятельности древних животных. В мире кингсмаунтит, насколько я знаю, есть только в одной австралийской пещере. Можно сказать, что это вторая находка в мире, – отметила ученый.
Ольга Червяцова также пояснила, что никакого промышленного интереса эти минералы не представляют, однако они имеют большое научное значение. Пещера «Таврида» – карстовая полость, обнаруженная в июне 2018 года в Белогорском районе во время строительства федеральной трассы с аналогичным названием. Крымские спелеологи при обследовании пустот обнаружили массовые костные захоронения древних животных. Возраст некоторых находок сегодня оценивается в 1,5 – 1,8 миллиона лет.

Обустройство  туристического  маршрута  в  пещере  «Таврида»
Рабочий момент строительства трассы «Таврида».
Здесь только что открыта уникальная пещера. Дорогу пустили в обход…


Подземная Таврида
В настоящее время строительство комплекса идёт полным ходом. Более 20-ти километров ежедневно проходят работники, обустраивающие подземный туристический маршрут в пещере «Таврида». Этот маршрут приходится проделывать, чтобы вынести из-под земли десятки кубометров глины и грунта. Ежедневно строителям удается освободить от лишних пород 4-5 метров будущего туристического маршрута, вынося на поверхность около 40 кубометров глины. За первые три недели работ получилось расчистить около 50 метров хода в пещере, по которому может двигаться даже грузовой транспорт.
– Нам необходимо убрать столько лишней глины, чтобы проход получился минимум два метра в высоту и в ширину, хотя в итоге почти везде получается больше. Грунт вынимают вручную и вывозят на тачках. Чем дальше мы проходим, тем становится сложнее, потому что расстояние для вывоза тачек постоянно увеличивается, и в день рабочие пробегают более чем по 20 километров, – пояснил старший преподаватель географического факультета КФУ Геннадий Самохин, отметив, что в будущем работать будет проще, если вместо механических тележек удастся оборудовать путь для электрической. – Пока в пещеру проведено техническое освещение, но мы уже понимаем, что надо будет подумать над красивой подсветкой. На этапе проектирования мы ещё не до конца представляли, как это будет. Нам предстоит очистить стены от глины, а смывать её нельзя, потому что половина пещеры превратится в болото. Это интересные задачи, которые нам предстоит решить, – рассказал Самохин.
Параллельно со строителями в пещере продолжают работать палеонтологи, которые исследуют извлечённый грунт. «За день палеонтологи промывают до 50 мешков грунта. Крупные кости встречаются нечасто – около десятка ежедневно. Ученые считают, что хищники заходили в пещеру на расстояние до 150 м, поэтому им предстоит изучить еще около 100 метров подземных проходов, пока еще заполненных глиной», – добавили в пресс-службе.
С нынешними темпами работ разработчики проекта надеются, что проект будет окончен в срок и туристический маршрут будет завершён в начале 2021 года. Экскурсионный маршрут в пещере «Таврида» начали строить в середине минувшего года. Он обустроится таким образом, чтобы его могли посетить в том числе и маломобильные граждане.
Над пещерой будут строить научно-образовательный рекреационный комплекс. В нем разместятся выставочные залы с подземными находками и помещения для научной работы, учебная аудитория и конференц-зал, общежитие для ученых и студентов, место под кемпинг полевых практик студентами КФУ, а также кафе и визит-центр, в том числе масштабный геологический музей под открытым небом. Пещера станет первым подобным объектом в России.

Пещера «спасла» трассу
Если бы во время стройки «Тавриды» не нашли одноименную пещеру, то дорога могла провалиться, уверен Геннадий Самохин. По его словам, уникальную
карстовую полость обнаружили случайно.
«Мы видели, что на поверхности не было никаких воронок, внешних проявления карстовой опасности. Если бы траншею «Тавриды» прокопали на полметра меньше, по проекту это было около шести метров, и если бы она была пять с половиной, то не вскрыли бы пещеру. И в итоге дорога просто бы провалилась. В этом проблема. Хотя все изыскания сделаны по нормам правильно. Никто не говорит, что была ошибка. Просто те нормы, которые были разработаны для Урала или Москвы, не подходят для Крыма», – объяснил ученый.
Кроме того, данное открытие подтолкнуло к созданию нового свода правил по карстоопасности.
«Мы на нашем примере сможем обучать и крымских инженеров-геологов, и тех, кто работает на юге России. Уже есть запросы по палеонтологии, не только из России. Просятся приехать, посмотреть на пещеру вживую и написать научную работу. Такие уникальные объекты часто находятся совершенно случайно. В мире уже все, что можно, уже раскопано. Сейчас уже собираются какие-то «крохи»,
и то в труднодоступных регионах – Монголии, Тибете, например. А здесь вот – пожалуйста. Есть все для работы!» – добавил Геннадий Самохин.