«Об опасности думать было некогда…»Ноябрь 1987 г. В редакции «Победы» экипаж вертолёта КА-27. В центре – Герой Советского Союза Николай Мельник

Ровно 38 лет назад на Чернобыльской атомной электростанции произошла одна из самых страшных аварий в истории ядерной энергетики.

В ночь на 26 апреля 1986 года в 01.23.47 в течение нескольких секунд произошло, по разным свидетельствам, от одного до нескольких мощных взрывов, в результате чего четвертый реактор электростанции был полностью разрушен. И с этого момента история конца 20-го начала 21-го веков разделилась на «до» и «после» Чернобыля.

Они собой заслонили весь мир…

По расчетам экспертов, суммарный выход радиоактивных материалов составил 50 миллионов кюри, что равнозначно последствиям взрывов 500 атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму.
Самыми первыми в борьбу с огнём, еще не понимая с какой смертельной бедой им придется столкнуться, вступили пожарные. Когда командир пожарного подразделения Владимир Правик, чей боевой расчёт первым прибыл на место, увидел масштабы горения, он вызвал все пожарные части Чернобыля и подразделения из Киева. В течение следующих нескольких минут прибыла пожарная часть из Припяти, которой командовал Виктор Кибенок. После того как Кибенок и Правик, получившие зашкаливающую дозу радиации, уже не могли больше руководить операцией, командование взял на себя Леонид Телятников, который на тот момент официально еще находился в отпуске и должен был выйти на службу только 28 апреля. Все трое впоследствии были удостоены званий Героев Советского Союза.
Профессионализм и мужество бойцов первых пожарных подразделений, прибывших на станцию… Самопожертвование сотрудников ЧАЭС Бориса Баранова, Валерия Беспалова и Алексея Ананенко – трех водолазов-добровольцев, вызвавшихся спуститься с аквалангами в самое худшее на тот момент место на планете – резервуар с водой под четвертым реактором, чтобы открыть пару запорных клапанов… Черновая работа солдат-срочников, вручную чистивших после ликвидации пожара крышу третьего энергоблока, где лежали заброшенные сюда взрывом куски графитового стержня-поглотителя… Героическая работа тех, кто в рекордные сроки возвёл объект «Укрытие» – циклопический саркофаг, укрывший в своих пределах почти 95 процентов выброшенного радиоактивного топлива… Если бы не они, и сотни тысяч других военных и гражданских специалистов практически всех профессий со всего Советского Союза, – последствия катастрофы оказались бы в десятки раз тяжелее…
Среди тех, кто участвовал в укрощении вырвавшегося из-под контроля атома, вступив в схватку со стихией на близких и дальних подступах к взорвавшемуся реактору, были и феодосийцы.

«Мы с вами, чернобыльцы!»

Листая подшивку «Победы» 38-летней давности, можно встретить материалы, рассказывающие и о сборе в городе денежных средств в фонд помощи пострадавшим, и о приюте в Феодосии приехавших с Киевщины детей, и о строительстве домов для эвакуированных из зоны Чернобыльской АЭС, и о героической работе феодосийцев там – на передовой, у самого реактора.
Под таким общим заголовком опубликована подборка сообщений на первой полосе газеты («Победа» №108 от 6 июня 1986 г.), рассказывающих о том, как жители Феодосии, откликаясь на беду пострадавших, собирали денежные средства для перечисления в фонд помощи.
Так, председатель жилищного кооператива №4 В. Крижевский сообщает о том, что на общем собрании члены кооператива единогласно приняли решение перечислить из средств кооператива одну тысячу рублей в фонд помощи пострадавшим.
«Коллектив стройцеха птицефабрики имени Кирова принял решение перечислить свой дневной заработок в фонд помощи ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», – говорится в заметке, подписанной рабочим стройцеха В.Пожидаевым.
В «Победе» сообщается о том, что учащиеся десятого класса, обучающиеся в учебно-производственном комбинате по специальности вязальщица, выступили с предложением перечислить в фонд помощи пострадавшим деньги, заработанные за четверть. А учащиеся школы №15, отработав один день на полях совхоза-завода «Феодосийский», перечислили в помощь пострадавшим заработанные 245 рублей.
«Работники республиканского наркологического психотерапевтического медицинского центра под руководством Заслуженного врача республики Александра Довженко перечислили в фонд помощи свою дневную зарплату», – сообщает на страницах «Победы» председатель профкома центра Ш.Амирханов.
А вот что пишет старший пионервожатый средней школы №5 А.Евсеев: «В средней школе №5 прошла пионерская ярмарка, организованная советом дружины и комитетом комсомола. Участниками ярмарки, на которой реализованы предметы быта, чеканки и другие поделки, сделанные руками ребят, были не только школьники, но и жители микрорайона. Заработанные средства в сумме 265 рублей переданы в фонд помощи чернобыльцам».
«В сберкассу №4550 обратился молодой мужчина с просьбой перечислить 50 рублей в фонд помощи пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Как выяснилось, им оказался осмотрщик вагонов станции «Айвазовская» Евгений Григорьевич Петухов. Всем нам, кто был в сберкассе, стало теплее на душе», – пишет А.Чащина.
Здесь же, на первой газетной полосе еще одно совсем небольшое, но трогательно сообщение: «Пенсионеры Михаил Георгиевич и Анфиса Ивановна Новосёловы, проживающие на улице Коммунальников в Ближних Камышах, перечислили 100 рублей в фонд помощи чернобыльцам».

«Беда переносится легче, когда рядом чуткие люди»

В «Победе» №132 от 10 июля 1986 года читаем: «Сотрудники пансионатов Феодосийского терсовета, узнав, что к ним приедут женщины с детьми из Чернобыля, сделали всё, чтобы обеспечить им хороший отдых. Ждали детей в возрасте от 4 до 7 лет. Однако были готовы и к неожиданностям, и они не заставили себя ждать: среди прибывших находились мамы с грудными детьми. В здравницах стало детей больше чем взрослых», – говорится в статье заместителя председателя Феодосийского терсовета по управлению курортами профсоюзов Э.Перцевой. В этой публикации рассказывается о том, как пострадавших во время аварии на Чернобыльской АЭС принимали в пансионате «Голубой залив», в санатории «Восход» и в других феодосийских здравницах.
В этом же номере газеты – благодарные отзывы от гостей Феодосии. «Я вывезла пятерых детей в Крым. В селе Береговом приняла нас на квартиру А.Е.Алпатова. С полным сочувствием и состраданием отнеслась к нам Александра Евгеньевна. Предоставила всё необходимое для проживания. Пользуемся мы всеми удобствами и жильем бесплатно. От всего сердца приношу благодарность за чуткость!», – пишет А.Давидюк.
«Выражаю сердечную благодарность Петру Ефремовичу и Елене Павловне Шевляковым за тёплый прием и участие, оказанные нам в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Они предоставили нам бесплатную жилплощадь. Беда переносится легче, когда рядом чуткие люди», – благодарит феодосийцев Е.Шульга.

«Чужой беды не бывает»

«Об опасности думать было некогда…»

Под таким заголовком в двух номерах городской газеты («Победа» №151 и №152 от 7 и 8 августа 1986 г.) опубликован репортаж с места события о том, как феодосийские строители в сёлах Липовка и Берестянка Макаровского и Бородянского районов Киевской области возводили жилые дома и комплексы объектов соцкультбыта для переселенцев, эвакуированных из 30-ти километровой зоны отчуждения. Свидетелями того, как в сотнях километров от родного дома в непростых условиях, практически без сна и отдыха, от рассвета до заката трудились здесь строительные бригады ведущих феодосийских предприятий, были и двое нынешних сотрудников городской газеты «Победа», командированных на место той грандиозной стройки. Это – автор этих строк Василий Ежов и Игорь Татаринцев – ответственный секретарь редакции, а в то время – заместитель начальника Феодосийского строительного управления, работавший там, в Липовке, заместителем начальника Крымского отряда в полторы тысячи человек.
Самоотверженной работе феодосийцев был посвящен газетный материал, рассказывающий о том, как жильё для переселенцев вместе со строителями из других регионов Крыма возводили рабочие Феодосийского стройуправления, оптико-механического и механического заводов, Феодосийского морского торгового порта, НИИ АУС, Научной базы «Ай-Петри», а также строители из Приморского и Орджоникидзе. В кратчайшие сроки в чистом поле возле этих двух населенных пунктов были построены сотни домов. И не просто домов, а жильё усадебного типа с сараем, погребом, туалетом, участком, с подведенным водоснабжением и электричеством. «Хочется после себя оставить хорошую память. Ребята предлагают еще наш фирменный знак – якорь оставить на фасаде, – сказал, общаясь с журналистом, старший прораб строительной бригады морского порта Владимир Пинчук, в гостеприимной полевой палатке которого корреспондент «Победы» и приютился тогда на несколько командировочных дней. Кстати, феодосийские портовики были в числе передовиков и там, сдав досрочно свой объект, который на схеме нового посёлка значился как «дом №59».
Вот что написано в статье «Чужой беды не бывает»: «Поговорив с десятком людей, понял, что лучше организовать работу, чем это сделали строители порта, пожалуй, нельзя. С самого начала здесь было предусмотрено всё до мелочей. Еще в Феодосии перед отъездом Пинчук вместе с начальником порта Ю.П.Большаковым прикинули, что из самого необходимого надо взять с собой, чтобы как можно меньше зависеть от других. И как в воду глядели. Деревообрабатывающим станком, привезенным из Феодосии и оказавшимся единственным на всю стройку, пользовались, кажется, все. Холодильник, паяльная лампа, сварочный аппарат – всё пригодилось в быту. А как выручил многих передвижной кран, доставленный из порта своим ходом! По-хозяйски было организовано снабжение стройматериалами, значительная часть которых также была предусмотрительно захвачена с собой…»
А вот какую характеристику бригадир портовиков дал своей, как бы сейчас сказали – команде. Читаем: «Люди у нас прекрасные. Вот, например, Сергей Парно – запевала и в порту, и здесь. Неутомимый человек, талантлив в кладке. Я таких каменщиков еще не встречал. Всё может. А ведь у него на руках уже путевка в санаторий была, мог и не поехать сюда. Еще один неутомимый – докер Владимир Мигуля. Все – на отдых, с ног валятся, а он бежит в футбол играть. Двужильный он что ли? Геннадий Судьин – наш шофер. Он всё делает молча. Меня это устраивает, потому что делает на совесть. Работа же водителя здесь – не сахар. А вот Михаил Анисимов. Сейчас он на штукатурке. Говорит «уже не могу на эту штукатурку смотреть, поставь, бригадир, на другое место». Но, тем не менее, дело свое делает. Самый молодой среди нас – электрик Сергей Сорокин, депутат городского Совета народных депутатов. Не жалею, что взял его, электрик тут очень пригодился. Не люблю громких слов, но иначе, как героическим труд этих людей не назовешь…»
Перечитав ту публикацию 38-летней давности, специально выписал имена упомянутых в ней феодосийских строителей, чтобы еще раз назвать их. Чьи-то фамилии в статье упомянуты с именем-отчеством, а чьи-то – просто с инициалами. И, конечно же, это не полный список всех, кто в течение нескольких месяцев трудился в Макаровском и Бородянском районах Киевщины, а только тех, чьи имена были зафиксированы в журналистском блокноте. Итак: старший по феодосийской группе в Липовке Евгений Александрович Череватенко: работники морского порта – Иван Парно, Владимир Мигуля, Геннадий Судьин, Михаил Анисимов, Сергей Сорокин во главе со своим прорабом Владимиром Николаевичем Пинчуком; строители механического завода А.И.Березкин, П.В.Тихомиров, С.А.Петраш, В.Н.Балабин, П.М.Сергеев, В.Т.Бередюк, П.В.Осухивский, Р.В.Копытков, А.Н.Янин, С.Д.Лобов и Александр Ковалевский; члены стройбригады оптико-механического завода – Игорь Иванович Скиба, Григорий Павлович Герасимов, Валерий Михайлович Павленко, Мирон Миронович Сенюк, Олег Михайлович Маринич, Анатолий Павлович Мозгалов, Петр Алексеевич Белощицкий, Саша Васин, Анатолий Иванович Загайдайлов, Анатолий Дмитриевич Шкодин, Валерий Сергеевич Томашев.
Как сложилась дальнейшая судьба большинства из этих людей, – я не знаю. Лишь несколько раз потом пересекались с Владимиром Пинчуком и Игорем Скибой. Жаль, очень жаль, что все черно-белые фотографии, сделанные во время той журналистской командировки советским фотоаппаратом «Зоркий» (считавшимся в те годы одним из лучших), при проявлении плёнки, оказались наполовину засвеченными, что было обычным в тех местах…

Операция «Игла» – особое место в истории Чернобыля

Были феодосийцы и среди тех, кто укрощал разбушевавшейся атом, вступив в схватку с ним непосредственно лицом к лицу. Речь идет о советских вертолётчиках, которые по официальным данным «с 27 апреля по 6 мая совершили 1927 вылетов к аварийному реактору и сбросили в него 4925 тонн песка, глины, доломитовой крошки, карбида бора и свинца». К сожалению, не обошлось без жертв. Весь мир облетели документальные кадры катастрофы МИ-8. При выполнении работ возле 4-го энергоблока, зацепившись за трос подъёмного крана в 3-х метрах от машинного зала, винтокрылая машина потерпела катастрофу. Экипаж из 4 человек погиб.
В числе феодосийских лётчиков, участвовавших в работах по ликвидации аварии, был экипаж вертолёта под командованием лётчика-испытателя Феодосийского филиала ОКБ имени Н.И.Камова Николая Мельника. Именно этот экипаж был задействован в уникальной операции, занявшей особое место в истории Чернобыля, – операции «Игла».
В чем её суть? Когда потребовалось провести мониторинг состояния разрушенного реактора четвёртого энергоблока АЭС, засыпанного к тому времени специальным веществом, был разработан многоярусный измеритель, который представлял собой стальную трубу длиной 18 м и диаметром 100 мм с помещенными внутрь датчиками. Это устройство, как и операция по его установке, получило название «Игла». Вертолёт Ка-27Е должен был зависнуть над кратером реактора, а затем труба, подобно гигантской игле, должна стремительно лететь вниз, чтобы вонзиться во чрево реактора. При этом она должна была уйти вглубь на 10 метров, а оставшаяся часть торчать над поверхностью. Трос от трубы следовало сбросить у третьего блока, где его должны были подобрать и подключить к измерительной аппаратуре.
«От вертолетчиков с Ухтомского в командировку посылались три экипажа лётного состава и технический персонал. И все эти люди – на один вертолет «Ка-27 Е», бортовой номер 910… Все состоялось, как на войне. Вспомните подвиг Александра Матросова, который, не желая потерять боевых товарищей, своим телом закрыл амбразуру дзота противника. Такими Матросовыми стали и наши земляки – винтокрылые ликвидаторы из приморского города в Восточном Крыму… Итак, летать над взорвавшимся реактором по плану должны были три командира, три штурмана и три бортинженера… с бортоператорами. Но вот из штурманов не боялся только один – Владимир Михайлович Ткаченко (1957-2005), а другие двое поступили… некрасиво, отказались по надуманным причинам, ссылаясь на состояние своего здоровья. Да, было такое, чего скрывать…», – писал в своих воспоминаниях ветеран труда и военной службы Владимир Шулешов.
А вот зафиксированные воспоминания одного из руководителей операции Павла Надзенюка: «Мы вылетели в район АЭС тремя вертолётами. Машина, которую вел лётчик Мельник, несла фал с „Иглой“. В нашу задачу входила корректировка положения его вертолёта во время заключительной фазы операции. До реактора мы вели вертолёты со скоростью 50 км/ч. В 8 часов 40 минут расположились в расчётной зоне. Мельник выполнил зависание над выбранной во время тренировок первой точкой и тут же начал снижение. Однако „Игла“ не вошла, так как не смогла пробить корку, застывшую над реактором. Вторая попытка тоже была безуспешной. Счастливым оказался третий заход: на наших глазах „Игла“ вошла на две трети своей длины. Затем было отключено устройство, которым фал крепился к вертолёту, и 200-метровый кабель упал на землю».
Из-за высокого уровня радиоактивного излучения задание экипажа, в состав которого, кроме лётчика-испытателя Николая Мельника, входили штурман-испытатель Владимир Ткаченко, ведущий инженер Юрий Кувыков и бортовой оператор Олег Азаров, было очень опасным. После нескольких тренировок операцию осуществили 19 июня 1986 года.
Феодосийский экипаж установил в районе 4-го энергоблока ещё ряд датчиков, в том числе и в жерло вентиляционной трубы. Всего же Николаем Мельником было выполнено в Чернобыле 46 полётов общей продолжительностью 52 часа.

Герой Советского Союза в гостях у феодосийских журналистов

После командировки лётная группа вернулась в Феодосию, где продолжила работать на Ухтомском вертолётном заводе. В октябре 1986-го Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1987 года командиру вертолёта Николаю Мельнику было присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина. Остальные члены экипажа также были награждены орденами и грамотами.
«Шло торжественное заседание, посвященное 70-летию Великого Октября. И, когда докладчик сообщил о том, что в канун праздника за мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, феодосийцу Николаю Николаевичу Мельнику Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза, зал взорвался аплодисментами. А он, не привыкший к местам в президиуме, заметно смутился от такого приёма, не зная, что делать в подобных случаях. Новенькая Звезда Героя поблескивала на груди рядом с орденом Ленина. Такая маленькая по размерам, и так много вместившая в себя звезда…»
Так начиналась статья «Звезда Героя», опубликованная в феодосийской городской газете «Победа» 212 от 6 ноября 1987 года. Первую газетную полосу украсила замечательная фотография Тамары Бовва, фотокорреспондента «Победы». На фото улыбающийся Николай Николаевич запечатлен вместе с женой Натальей и сыном Колей. «Мальчик еще не осознает цену наградам, которых удостоен отец, не понимает, от какой беды он его заслонил. Это понимание придет потом. А пока у него свои заботы: только что его приняли в октябрята. И важнее этого события сейчас нет ничего. Всё в порядке, всё идет своим чередом. А значит, жизнь продолжается…», – говорится в газетной заметке, опубликованной в «Победе» после встречи Николая Мельника с феодосийскими журналистами.
В редакцию Николай Мельник пришел вместе с членами своего экипажа Владимиром Ткаченко, Олегом Азаровым и Юрием Кувыковым. Больше часа продолжалась эта встреча, завершившаяся совместной фотографией с сотрудниками «Победы».
Сегодня может показаться странным, но в газетной публикации об этой встрече, ни словом не упоминается о должностях и о месте работы редакционных гостей. Естественно, – и о сути операции «Игла». Дело в том, что в те годы Феодосийский филиал Ухтомского вертолётного завода, как и целый ряд других феодосийских предприятий, относящихся к сфере военно-промышленного комплекса, были в списке организаций, закрытых для печати. Поэтому весь рассказ героев-вертолётчиков и их ответы на вопросы журналистов свелись к таким газетных строкам: «ответы были скупы и внешне просты: «Отдыхали по два-три часа в сутки… Экстремальные ситуации? Были… Об опасности думать было некогда…Работа не имела аналогов в мире…Старались как можно точнее выполнить порученное дело…»
…Пролетели годы. После распада СССР, в 1995 году Н.Н. Мельник был приглашён на работу в качестве проводника вертолётов в Испанию, закупившую несколько машин «Ка-32», и переехал в город Аликанте. Там он и умер от рака 26 июля 2013 года на 60-м году жизни.
В Феодосии не забывают о подвиге героя. 26 апреля, в день 38-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС памятная доска в честь лётчика-испытателя Николая Николаевича Мельника была открыта на фасаде дома №19/6 по улице Земской.

Василий ЕЖОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *