С  юбилеем,  любимый  город! Тот яростный десант – сердец литая твердь…

(Начало читайте по ссылке)

Газета «Победа»продолжает серию публикаций, посвящённых грядущему празднованию 2550-летия Феодосии.

За измеряемую тысячелетиями долгую историю Феодосии, здесь долго ли, коротко ли жили многие выдающиеся, знаменитые, известные исторические личности.

Тот яростный десант – сердец литая твердь…

С  юбилеем,  любимый  город! Тот яростный десант – сердец литая твердь…
А.Т. Алтунин

Морской десант в конце 1941 – начале 1942 года стал, безусловно, самой героической страницей в истории Феодосии. И двое его участников по праву стали Почётными гражданами нашего города.
Сибиряк по рождению, Александр Терентьевич Алтунин (1921-1989) в июне 1941 года окончил Новосибирское пехотное училище и сразу же попал на кровавый Западный фронт, где наша отступавшая армия несла наибольшие потери. В жестоких боях под Смоленском он был тяжело ранен, а после лечения оказался в войсках, которым предстояло десантироваться в Феодосию. Командир роты лейтенант Алтунин высаживался 29 декабря с первой волной десанта и в тот же день штурмовал господствующую высоту Лысая гора. В ходе наступления на Старый Крым он вновь был серьёзно ранен, отправлен в феодосийский военный госпиталь, и 18 января его эвакуировали на одном из последних уходящих кораблей.
Потом были месяцы госпиталей, тыловая служба в учебном полку и вновь – передний край. Алтунин воевал командиром батальона на 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1944 году за переправу через Вислу бесстрашному офицеру было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны А.Т.Алтунин окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе и Высшую военную академию имени К.Е.Ворошилова, служил на руководящих должностях в Генеральном штабе, командовал армией, Северо-Кавказским военным округом, был начальником Гражданской обороны, а с 1972 года – заместителем министра обороны СССР. Александр Терентьевич находил время и для литературного творчества: его перу принадлежат книги «Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями», «Повесть о тревожной молодости», «Звёзды над Вислой» и «На службе Отечеству». Генерал армии и писатель Алтунин был членом ЦК КПСС, избирался депутатом Верховного Совета СССР трёх созывов и в этом качестве оказывал помощь Феодосии в решении важных для города проблем.
Страна высоко оценила ратные подвиги и службу генерала: он награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР». Он также является почётным гражданином города Ярцево Смоленской области, за который сражался летом 1941 года.

С  юбилеем,  любимый  город! Тот яростный десант – сердец литая твердь…
Г.И. Десюк


Георгия Ивановича Десюка (1916-2014) хорошо знали и до сих пор с теплотой вспоминают очень многие феодосийцы. Потомственный кубанский казак окончил семилетку в станице, затем – Ростовский кооперативный техникум и работал на селе экономистом-плановиком. Во время срочной службы на флоте он получил квалификацию радиста высшей категории и даже занял второе место в соревновании радистов всех флотов ВМФ. Начало войны застало главного старшину сверхсрочной службы Георгия Десюка на военно-морской базе в Новороссийске. Здесь в декабре 1941 года он получил самое важное и ответственное задание в жизни – его назначили главным радистом Феодосийского десанта. Рядовые десантники и большинство офицеров узнали о месте высадки только в море (все думали, что идут в Севастополь), а радисту назвали пункт назначения ещё в Новороссийске, и в оставшиеся до отплытия часы его повсюду сопровождали двое особистов. В Феодосию Десюк прибыл со вторым эшелоном десанта на военизированном торговом транспорте «Жан Жорес». Личное оружие — наган и нож, но главное — гранаты. При необходимости нужно было ухитриться взорвать себя так, чтобы уничтожить зашитые в бушлате секретные коды и позывные.
Грузовой двухпалубный теплоход «Жан Жорес» пришёл в Феодосию ранним утром 30 декабря. Ещё не бывавший на передовой Георгий Десюк даже не запомнил, как очутился на Широком молу. Спросил у матроса на причале, где находится комендатура и, пригибаясь, побежал по незнакомым улицам, стреляя из нагана по чёрным проёмам выбитых окон.
Город был взят, но повсюду шла непрерывная интенсивная стрельба. Попав неподалеку от порта под сильный обстрел, главстаршина залег за какой-то запорошенный снегом бугорок. И тут же испытал самое неприятное ощущение в жизни — его голова лежала на простреленном черепе закоченевшего немецкого трупа. В комендатуре на нынешней Земской Десюка радостно встретил командир команды первого броска и военный комендант города старший лейтенант Аркадий Айдинов. Главного радиста десанта ждали с огромным нетерпением. Комендант уже нашёл для вмонтированной в автомобиль ЗИС уникальной по тем временам радиостанции «Бриз МК» подходящее здание недалеко от комендатуры на Куйбышева, 12. Чтобы даже в редкие минуты сна лично охранять бесценную радиоаппаратуру и не менее драгоценного радиста, старлей Айдинов поселился там же, рядом с главстаршиной Десюком. С тех пор, почти семьдесят лет, капитан 1-го ранга в отставке Георгий Иванович Десюк гордился тем, что ему посчастливилось в течение трёх недель соприкасаться с героическим штурмовым отрядом и его неустрашимым командиром. Он вспоминал, как однажды ночью ходил с Айдиновым на «зачистку» города от спрятавшихся гитлеровцев – на все патрули у коменданта не хватало матросов. Тогда им удалось поймать немецкого офицера. Георгий Иванович рассказывал и о том, как в начале января к нему пришёл прибывший в Феодосию на один день корреспондент «Красной Звезды», уже хорошо известный тогда поэт Константин Симонов. Он попросил, даже потребовал, срочно послать в Москву радиограмму для своей жены – знаменитой киноактрисы Валентины Серовой. «Не положено, решайте вопрос через командование», – вежливо, но твёрдо отказал московской знаменитости дисциплинированный главстаршина (Уже после войны Десюк ещё раз познакомился с Симоновым в Доме творчества писателей в Планерском).
Под почти непрерывными бомбёжками, преодолевая постоянные целенаправленные радиопомехи в эфире, главный старшина Десюк с честью выполнил поставленную задачу, обеспечив надёжную и бесперебойную связь десанта с Новороссийской базой.
Семнадцатого января Айдинов собирал свой поредевший отряд, снимая все посты и патрули. Авангард Феодосийского десанта становился арьергардом — надо было прикрывать отход наших войск. «Ты лучше подожди пару часов, а когда начнет темнеть, уходи на Южную точку», — навсегда попрощался с Десюком комендант. Через два часа нынешнюю улицу Победы уже перекрывали немецкие автоматчики. Водитель ЗИС-5 отчаянно прорывался на полной скорости через огромные воронки от бомб, а главстаршина отстреливался из нагана. На Южной точке хмурый и усталый полковник отдал раненому в левую руку Десюку лаконичный приказ: «Следуйте на Керчь!»
После войны Георгий Иванович стал морским офицером-политработником, служил на Балтийском и Северном флотах. В 1952 году капитан-лейтенанту Десюку предложили новое место службы. Георгий Иванович говорил, что долго не мог прийти в себя от радости, узнав, где ему придётся служить. Вскоре он ходил по ещё не восстановленным после войны улицам Феодосии и не верил, что оказался в городе, ставшим за три недели десанта главным в его жизни. В 1960 году капитан 2-го ранга Г.И.Десюк был уволен в запас по состоянию здоровья и ещё долго работал в торговле (пригодилось первое образование), в том числе в течение 11 лет – директором нашего Курортпромторга. Именно в эти годы в городе появились магазины «Дружба», «Солнечный» и «Мелодия». Ветеран войны и труда вышел на пенсию в 1986 году с должности директора городского стадиона «Авангард» (ныне «Кристалл») и ещё долгие годы занимался активной общественной работой, став узнаваемым лицом Феодосии. В 2009 году капитану 1-го в отставке кавалеру орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени и Богдана Хмельницкого III степени было присвоено звание «Почётный гражданин города Феодосии».

(Продолжение)