Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

В их судьбах – история города

В  их  судьбах  –  история  города

Железнодорожники Феодосии. Чиперис М.С. в первом ряду справа

Проходят годы, десятилетия. Эпохи меняются, на смену одной власти приходит другая. И каждая смена, виток истории обязательно фиксируются сотнями, тысячами людьми. Одним из таких свидетелей, запечатлевших смену времён и поколений, был Матвей Степанович Чиперис, биография которого весьма точно отражает эпоху, в которой он жил.

Родился герой заметки в 1895 году, в семье чёрнорабочего и бедной крестьянки. Его дальнейшая судьба соответствовала социальному положению семьи: законченное с большими денежными затруднениями шестиклассное Феодосийское городское училище, поступление учеником в Сарыгольское паровозное депо. В те годы село и станция Сарыголь, ныне известная как Айвазовская, а в простонародье «Айвазовка», не являлись частью города Феодосии, что сказывалось на материальном положении работавших там людей.
Пару слов скажу про состояние станции в те годы. Начиная с 1890-х годов, Феодосия переживала период расцвета. Десятки поездов, пассажирских и грузовых, приезжали в город и морской порт, обогащая городскую экономику. И все они проходили через Сарыголь, что само собой положительно влияло на положение станции. Тем не менее, на благополучии работавших там людей феодосийский «ренессанс» не сказывался, поэтому положение рабочих оставалось весьма нелёгким.

В  их  судьбах  –  история  города
Чиперис Анатолий Матвеевич. 1925-1972

Казалось бы, оставшуюся жизнь Чиперису предстояло вкалывать на железнодорожной станции без каких-либо перспектив. Но наступил 1917 год. Февральская буржуазная, а затем Октябрьская социалистическая революции полностью уничтожили старые порядки на селе и в городе. И Феодосия не была исключением, хотя и в обоих случаях с некоторым опозданием. В 1918 году Матвей Степанович входит в состав Сарыгольского ревкома, который в тот момент, на минуточку, руководил жизнью села, а затем и вовсе избирается депутатом Феодосийского городского совета.
Только вдумайтесь: какой это карьерный рост! Порой в такие жизненные круговороты сложно, очень сложно поверить. Тем не менее, всё сказанное – не детская сказка. Это реалии той эпохи – эпохи революций и Гражданской войны. Старые чиновники отходили на второй план, вперёд вырывались низы. Впоследствии вышедшие во власть люди совершали серьёзные проступки, а то и вовсе чудовищные преступления, на чём некоторые публицисты пытаются заострить внимание, пытаясь выставить Октябрьскую революцию чисто отрицательным явлением. Но случай с Чиперисом является противоположным примером, примером вырвавшегося из беспросветных будней ученика токаря в созидатели будущего страны. И таких людей тоже было немало, даже больше тех, кто совершал кровавые злодеяния под пеленой нового века.
На этом карьерный рост Матвея Степановича не заканчивается. В начале 1930-х годов он избирается народным заседателем (сейчас этой должности не существует, а тогда это был помощник судьи), которым он пробудет, как минимум, около двадцати лет. Одновременно Чиперис становится корреспондентом многих газет, включая и ту, в которой опубликованы эти строки. Основными героями его заметок и статей являются феодосийские рабочие, ударники производства. Не была исключением и родная его станция Сарыголь – про её отличившихся работников он также активно писал.
Однако восхождение Чипериса оказалось временно прервано началом Великой Отечественной войны. В 1941-м году он с семьей был эвакуирован в составе группы работников депо в тыл, в Саратов, очевидно, из-за его ценности как железнодорожника. На новом месте выполнял работу для фронта, для победы, ремонтируя паровозную технику.
В апреле 1944 года Феодосия была освобождена, и Матвей Степанович вернулся в город, активно включившись в процесс восстановления родной станции после нацистской оккупации. Он вновь приступил к журналистской деятельности, живо освещая в газетах трудовые успехи родного коллектива. Подобное внимание к Сарыголи вполне оправдано – таких разрушений станция ещё никогда не испытывала. Фашисты при отступлении заминировали и взорвали многие ключевые предприятия и транспортные узлы Феодосии, и эта станция не стала исключением.
Все эти годы Чиперис рос не только как корреспондент и нарзаседатель – к освобождению Феодосии весной 1944-го года он занимает должность инженера по труду. Полное название специальности «Инженер технормирования и организации труда». Учитывая, что Матвей Степанович начинал как ученик токаря и, плюсуя остальные достижения, – рост колоссальный.
Но и это ещё не всё. Помимо своих заслуг в общественной жизни, у Чипериса имеется заслуга в области сохранения исторического наследия древней Феодосии, пусть в каком-то смысле и косвенная. Его сын, Анатолий Матвеевич, поступил на исторический факультет в Туркменском университете и, с успехом окончив его, остался там преподавать. Здесь в 1960 году он получил учёную степень кандидата исторических наук.

Родился будущий историк в 1925 году, в весьма тяжёлые времена восстановления страны после Гражданской войны. В 1943-м году был призван в ряды Красной Армии, во время Великой Отечественной войны проходил службу в 31 учебном танковом полку.
К счастью, подобные повороты судьбы нисколько не помешали ему стать замечательным специалистом… в изучении генуэзских колоний в Северном Причерноморье и в целом – в исследовании истории Феодосии, Крыма и юга России. Даже в далёкой Туркмении Анатолий Чиперис, как бы то ни было, старался отдать свой долг малой родине, активно исследуя её историю и просвещая людей.
Похоже, Матвею Степановичу удалось на всю жизнь привить своему сыну любовь к Феодосии, любовь к нашему исторически богатому полуострову. Прожил этот учёный, к сожалению, весьма мало: в 1972 году Анатолий Матвеевич Чиперис умирает, всего на год пережив своего отца. Важно то, что его исследовательские работы используются молодыми учеными и сейчас. Матвей Степанович и его сын Анатолий похоронены на историко-мемориальном кладбище Феодосии, здесь они нашли свой последний приют.
Вы, наверное, заметили, что в заметке не так уж много точных данных про Чипериса-старшего и младшего. Вся проблема в том, что о них имеется не так уж много сведений. Однако я глубоко уверен, если досконально изучать архивы тех лет, можно узнать много нового про этих замечательных людей. Судьбы Матвея Степановича и Анатолия Матвеевича являются отражением эпохи, даже двух эпох в истории Феодосии и всей страны, а потому подробное изучение их биографий – весьма важная, пусть и непростая задача, которая, скорее всего, будет выполнена уже новым поколением историков и краеведов.
Выражаю благодарность начальнику железнодорожной станции Феодосия Елене Юрьевне Яновской за предоставление ряда материалов.

Руслан ИЗЕТОВ, начинающий краевед