Возле  их  работ  хочется  погреться...

«Блистающий мир» блистающих художников

16 июля произошло долгожданное событие в культурной жизни Феодосии. В выставочных залах «Грин и современность» Литературно-мемориального музея Александра Грина открылась выставка живописных работ Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник.

Выставка называется «Блистающий мир». И в атмосферу блистающего мира удивительной семейной творческой пары посетители выставки попадают, едва переступив музейный порог. Прекрасные пейзажи, роскошные натюрморты, портреты красивых людей. Вот она – школа русской классической живописи! Вот она – школа Ильи Глазунова, одними из любимых учеников которого были Константин и Наталия.
Сегодня работы этих известных художников украшают лучшие российские и зарубежные коллекции, часто выставляются в ведущих музеях страны и за рубежом. В свое время их совместная работа «Князь Владимир Мономах», которую случайно в витрине магазина увидел бывший российский министр труда и соцзащиты Александр Починок, была подарена Президенту России Владимиру Путину на его пятидесятилетие.

Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник работают в разных жанрах живописи. Они создают как персональные работы, так и совместные, начиная с поиска темы холста и выбора материала, от первого мазка и до последнего штриха. И если талант каждого художника имеет свои особенности и оттенки, то объединение двух возможностей, двух талантов – это некий новый творческий метод. Он был отмечен еще их учителем, Народным художником СССР: «…Творческий союз художников Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник уникален, они привнесли в искусство новую, неповторимую грань в видении окружающего мира. Их картины настолько реалистичны и эмоциональны, что никого не оставляют равнодушным…», – писал Илья Глазунов.
«Соавторство – это постоянный диалог, иногда спор, поиск новых решений поставленных живописных задач, это по определению не может быть скучным», – считают сами художники. Константин и Наталия – художники ищущие, беспрестанно совершенствующиеся, несмотря на молодость, уже успевшие стать классиками в своем формате. И главное, что отличает их произведения, – добрый взгляд на мир и удивительная атмосфера тепла – то, чего нам всем порой так не хватает в сегодняшнем мире, где нередко можно столкнуться с фальшью и лицемерием, бездушием и агрессией. А возле их работ хочется погреться. И не только у костра под звёздным небом (работа «У костра» 2016 г.), но и у «Форосской церкви» (2020 г.), и у натюрморта с кубком (1996 г.), и у любой другой картины, представленной на выставке. Всего я их насчитал пятьдесят семь. Разных форматов, разных сюжетов и разных лет.

Слова благодарности за предоставленную возможность прикоснуться к настоящему искусству в ходе презентации выставки звучали в адрес её авторов и от сотрудников музея Грина, и от коллег-художников, и от первых посетителей вернисажа, которых собралось немало в этот день в выставочных залах музея. В залах, где, кажется, запахло лесной ягодой у полотна, на котором из переполненной корзинки на росистую траву просыпается спелая клубника. И физически ощущается свежесть персиков, выписанных с таких мастерством, что, если приглядеться, – на фруктах видна каждая персиковая ворсинка. Все работы сделаны в высшей степени мастерски! Но путь к вершинам мастерства был тернист.
«…Москва. Академия. Вступительный экзамен. Сто человек на одно место. Фамилия «Мирошник» стала последней, дописанной чернилами от руки в списке принятых на учебу. Хотя неугомонный крымский юноша многим запомнился еще до экзаменов. Прежде всего тем, что привез с собой в Москву на двух тачках 250 своих работ, в то время как другие на экзамене показывали – по пять-шесть. Жить в Москве было негде. Вместе с мамой приютились в одном из подмосковных монастырей. Денег тоже не хватало. На месяц уехал в Ялту, где на «панели» за копейки рисовал портреты…
…Учеба в Академии познакомила и сблизила Константина с его будущей женой, Наталией Кургузовой. «Вы, наверное, не знаете, но наш учитель был противником того, чтобы в академии учились девушки. Но для Наташи он сделал исключение – так его поразили ее ученические работы. Она закончила к тому времени художественную школу и поступила в Суриковский институт. Однако бросила его, чтобы осуществить свою давнюю мечту – учиться у Ильи Глазунова, – рассказывает Константин и признается, что сначала он был потрясен её работами, а уже потом увлекся ею самой. Особенно их сблизила практика в Санкт-Петербурге». Это фрагмент интервью с Константином Мирошником, которое было опубликовано в «Победе» № 96 от 9 сентября 2017 года. Именно тогда автор этих строк впервые познакомился с художником, поэтом, музыкантом и педагогом.

Возле  их  работ  хочется  погреться...
Авторы выставки и сотрудники музея Грина на вернисаже художников

В беседе с корреспондентом «Победы» Константин вспомнил забавный случае на той самой практике в Санкт-Петербурге, которая сблизила его и Наталию. Ученики Глазунова работали в Эрмитаже, делали копии с работ известных мастеров. Приходили туда рано, часов в шесть утра. И пока старушки-смотрительницы еще были сонными, сообразительный Константин брал кусок припасенной клеенки, прикладывал прямо на полотно какого-нибудь шедевра и, нанося на клеенку краску, подбирал тон близкий к оригиналу.
– В тот день я копировал Рембрандта, и потом меня с этой копией тормознул на выходе охранник, подумав, что из музея выносится оригинал, – рассказал художник.
Константин родился и вырос в Крыму, но так как отец был военным – капитаном железнодорожных войск, пришлось помотаться по стране. Урал… Сибирь… Забайкалье… Дальний Восток… Волга и Горький, и Север лютый. Географию Советского Союза Костя познавал, путешествуя в огромном старинном чемодане, который был для мальчишки и детской кроваткой. Уже позже побывал и за океаном, в Соединенных Штатах Америки. По приглашению Уилмингтонского университета в Северной Каролине преподавал студентам живопись и рисунок, а вечером проводил мастер-классы для всех жаждущих постичь мастерство живописца.
Как рассказал Константин, его увлечение рисованием началось с момента, как в руки парня попала книга с черно-белыми фотографиями работ Айвазовского. И он стал делать копии Айвазовского, тоже – черно-белые.

Если Константин родился в Симферополе, то Наталия – уроженка Калуги. Первые уроки рисования получила в изостудии, которую начала посещать с четырех лет. А в семь лет стала ученицей детской художественной школы. Следующий этап в её творческом развитии – учеба в Московской средней художественной школе при институте им. В.И.Сурикова. Именно во время своего обучения в школе Наталия знакомится со своим будущим учителем – художником Ильёй Глазуновым. Закончив с отличием художественную школу, Наталия поступает в Суриковский институт, но к всеобщему удивлению забирает документы, поскольку теперь она точно знает, что хочет учиться только у Ильи Глазунова.
Как и Константин, Наталия с необычайной теплотой и ностальгией вспоминает первый и второй курсы Академии, когда все студенты вместе с ректором выезжали на творческую практику в Петербург. Было тяжело: быстро заканчивались деньги, изнашивалась обувь от постоянных передвижений по городу в поисках наиболее живописных уголков для написания этюдов. Но ребята были счастливы оттого, что имели возможность каждое утро ходить в Эрмитаж, в Русский музей.

Серьезной оценкой труда и дарования художницы стало участие в 1994 году на выставке работ И.С.Глазунова и его учеников в Манеже. В том же 1994 году Наталия становится членом Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО. А в 1998 году художник получает медаль к 850-летию Москвы, за вклад в искусство. В 1997 году Наталия с успехом заканчивает обучение в Академии и поступает в аспирантуру. После успешного завершения аспирантуры молодые художники Наталия и Константин начинают активно участвовать в выставках.
Талантливый человек талантлив во всём. Встреча на презентации выставки «Блистающий мир» в музее Александра Грина получилась по-настоящему авторской. Её организаторы в этот раз не стали приглашать для «музыкального оформления» вернисажа музыкантов со стороны, потому что паузы в выставочном времени были заполнены песнями в исполнении самого Константина Мирошника. Его песнями, в том числе совсем новыми, как, например, «Подарок для Джульетты», из одноименной концертной программы, с которой он выступал совсем недавно – на День России – в столице Крыма.
В музее Грина есть такая традиция – авторы персональных выставок одну из своих работ преподносят в дар музею. Подарком Константина и Наталии стал написанный ими портрет Александра Грина, переданный музейщикам под дружные аплодисменты многочисленных участников презентации этой удивительной выставки.
Выставка «Блистающий мир» будет работать в феодосийском музее Грина музее до 10 августа.

Василий ЕЖОВ, фото автора