Осенний  поцелуй  после  жаркого  лета…

У большинства жителей нашей необъятной страны осень традиционно ассоциируется с наступлением холодов, непрерывной слякотью, серыми туманами и приближением зимы.

Но не у нас, жителей курортных городов и поселков Черноморского побережья, для которых начало осени – приятное исключение, означающее наступление того периода, что на «югах» зовётся бархатным сезоном, а в средней полосе России – бабьим летом. У него нет чёткого начала и конца, всё зависит от погоды. Обычно под ним подразумевается время с начала сентября по середину октября. Правда, температура воздуха феодосийцев сейчас не особенно радует, но Чёрное море остаётся ещё тёплым и до традиционных осенних штормов с холодными ветрами ещё далеко.

Осенний  поцелуй  после  жаркого  лета…

По Куприну осень – не причём

В 1914 году хорошо описал бархатный сезон Куприн в своем рассказе «Винная бочка». Но только в начале XX века «бархатным сезоном» называли вовсе не привычный всем сентябрь-октябрь, а несколько недель в апреле-мае, «когда двор, переезжая вместе с царской фамилией из Петербурга в Крым, сменял меховые одежды на бархатные. В Крыму в это время ещё свежо». Толстый и тяжелый бархат в этом случае был не только красив, но при этом хорошо защищал от весенней сырости.
А ещё известный писатель утверждал, что на южнобережье Крыма существует не один сезон, а целых три: ситцевый, шёлковый и бархатный.
«… Но бархатный сезон! Это золотые дни для Ялты, да, пожалуй, и для всего Крымского побережья. Он продолжается не более месяца и обыкновенно совпадает с последней неделей великого поста, с пасхой и неделей святого Фомы. Одни приезжают для того, чтобы избавиться от печальной необходимости делать визиты; другие – в качестве молодожёнов, совершающих свадебную поездку; а третьи – их большинство – потому что это модно, что в это время собирается в Ялте все знатное и богатое, что можно блеснуть туалетами и красотой, завязать выгодные знакомства. Природы, конечно, никто не замечает. А надо сказать, что именно в это раннее весеннее время Крым, весь в бело-розовой рамке цветущих яблонь, миндаля, груш, персиков и абрикосов, ещё не пыльный, освежённый волшебным морским воздухом, – поистине прекрасен». По прошествии многих лет, уже в эмиграции, Александр Куприн по-прежнему памятью сердца возвращался к воспоминаниям о прошлом. Он ностальгически сравнивал европейские пейзажи с природой полуострова и грустно заключал: «…далеко им до миловидного нарядного Крыма».

Осенний  поцелуй  после  жаркого  лета…

То, что доктор прописал

Только в последние предреволюционные годы благодатная южная осень взяла своё. Отдых на Чёрном море в начале осени очень благоприятно сказывается на здоровье. Особенно это касается людей, которые страдают сердечнососудистыми заболеваниями и болезнями, связанными с нервной системой. Полезно отдыхать в бархатный сезон на Черном море аллергикам, людям пожилого возраста и тем, у кого очень светлая кожа. Лейб-медик царской семьи Романовых Евгений Боткин говорил, что начало осени – лучшее время для лечения заболеваний дыхательной и нервной систем и рекомендовал императрице подольше находиться в это время с детьми в Крыму. Поэтому по рекомендации известного доктора царская семья приезжала сюда в сентябре. Естественно, что за ней к морю стекался и весь высший свет, видные дамы в дорогих бархатных одеждах — по вечерам-то осенью на берегу не жарко. Таким образом, название сезона пошло именно оттуда.
После того как семья Романовых приобрела земли в Ливадии, Ялта и Крым стали местом постоянного отдыха августейших особ и не только. Начиная с августа 1861 года, сюда стремились и знать, и люди попроще. Современный писатель Александр Левинтов в своей «Книге о красивой жизни» пишет, что лето в Крыму именовалось ситцевым сезоном, а сентябрь – плисовым, почти бархатным. Последнее название было связано с купеческим сословием, представители которого часто отдавали предпочтение плису – ткани с длинным ворсом, которая была похожа на бархат, но стоила гораздо дешевле. Поэтому дворяне использовали плис только для домашней одежды, шили из него халаты, панталоны или домашние туфли. А вот купцы и зажиточные крестьяне часто одевались в плисовые кафтаны, штаны, картузы, как говорится, носили плис и в пир, и в мир. Такая публика и съезжалась к сентябрю на юг, завершив все свои торговые дела на ярмарках. Тогда как аристократы наоборот возвращались в родные Петербург и Москву, чтобы подготовиться к зимнему бальному сезону.

Осенний  поцелуй  после  жаркого  лета…

Поехать на весёлый виноград

О предстоящих приездах в Крым членов царской семьи, чудодейственном южном климате, винограде и прочих красотах писали газеты по всей России и даже зарубежная пресса. К приезду Его Императорского Величества местные жители вывешивали государственные флаги, на балконах появлялись ковры, отрезы цветной материи. Среди встречающих в порту были высокопоставленные чиновники губернии, жители Ялты, владельцы южнобережных дач и имений.
Об этих осенних путешествиях в Крым говорили «поехать на виноград». Пикантность состояла в том, что на модную в то время энотерапию – лечение вином и виноградным соком – приезжали скучающие жены купцов, столичных профессоров и высших государственных чиновников. В некоторых источниках отмечается, что для светских дам прогулка с красавцем-проводником верхом в горы была самым популярным развлечением сезона «на виноград». Упоминание этого периода уже как осеннего, совпадающего со временем сбора винограда, есть в романе Ивана Шмелёва «Солнце мертвых» в 1923 году: «Поет солнце, что еще много будет праздничных дней чудесных, что вот и виноградный, «бархатный» сезон подходит, понесут веселый виноград в корзинах, зацветут виноградники цветами, осенними огнями…»

Осенний  поцелуй  после  жаркого  лета…

Шум поутих, покой пришёл на море…

С тех пор прошло больше века, и мы уже не носим бархатных одежд, томно прогуливаясь с зонтиком по набережной. Тем не менее множество туристов, состоятельных особ, семейных пар солидного возраста, а также представителей научной и творческой интеллигенции старается приезжать в Крым на отдых именно сейчас, в бархатный сезон. И это объяснимо: в это время осени климат по мягкости не уступает бархату. Уже не так изнуряюще жарко днём, как бывает летом, но еще не холодно по ночам. Весомое преимущество этого периода на юге – ещё тёплое море. В сентябре и октябре часто температура воды бывает выше температуры воздуха. Сейчас в этом можно убедиться даже на рассвете, устроив на пляже городской набережной утренний бодрящий заплыв в море. Набережные и пляжи начинают приятно радовать отдыхающих и местных размеренностью жизни и отсутствием суеты. В начале сентября они заметно пустеют, разъезжаются родители с детьми и студенты. И, конечно, начало осени в Крыму изобилует дарами природы: поспел инжир, персики, груши и дыни стали ещё ароматнее, наступила пора миндаля и лесного ореха, солнечными гроздьями манит виноград, на подходе целебный шиповник, боярышник, диковинные для кого-то зизифус и фейхоа, да и другие полезные вкусности. Прелестью крымского рынка в начале осени являются и домашние овощи и фрукты, которыми вовсю торгуют местные бабушки и дедушки. Причем в сравнении с летом – по адекватным ценам. А ещё с сентября начинается сезон «Р», те самые восемь месяцев с буквой «р», когда лучше всего употреблять в пищу морепродукты, а заядлым гурманам – пробовать черноморских устриц.

Осенний  поцелуй  после  жаркого  лета…

Доброе утро, Феодосия!

Бархатный сезон – это не только Коктебель с его раскрученными фестивалями. Бархатный сезон – это и Орджоникидзе с его бухточками и потрясающим видом на Карадаг. Летя в этот поселок на маршрутке и глядя в окно «двадцатки», так и хочется прикоснуться и погладить плюш киммерийских холмов, уже слегка подернутых сентябрьской охрой.
А где сполна ощутить всю свежесть и томную обволакивающую негу этих сентябрьских дней, как не на утренней феодосийской набережной! Но в полную меру это удается лишь тем, кто не поленился проснуться до рассвета и прийти сюда, чтобы успеть застать первую малиновую полоску на горизонте и затем – выпрыгивающий прямо из моря алый диск солнца. Как здорово! Кажется, что в этот момент здесь как то по-особенному пахнут высаженные в клумбах розы, петунии и бархатцы. И как-то по-особенному улыбаются с концертных афиш «Звездного» и ДК «Чайка» гастролирующие Игорь Маменко, Ярослав Сумишевский, Ваенга и Андрей Чернышов со своими партнерами-актерами из спектакля «Прелести измены». Доброе утро всем! Доброе утро, «оранжевые» дворники, шуршащие метлами и старательно выгребающие из зелени газонов и цветников первую опавшую листву! Ловите хлеб, крикливые чайки и воркующие голуби! Доброе утро, милые утренние собачки всех мастей и пород! Физкульт-привет, любители утренней трусцы! Спринтеры и стайеры всех возрастов, спортивные и не очень, шурша подошвами кроссовок, бегут вдоль моря, бросая взгляды на купающихся смельчаков, где-то – робких одиночек, а где-то – щебечущей женской компании – постоянных утренних купальщиц, облюбовавших одно из мест на пляже «Камешки».
Доброе утро, Феодосия! Пусть наступающий новый день будет удачным для тебя, а осень как можно дольше – бархатной!

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора