«Волошинский  сентябрь»  набирает  оборотыГлавный редактор журнала «Мир музея» на открытии «Волошинского фестиваля»

В программе Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь», стартовавшего в минувшую среду в Коктебеле, запланировано немало интересных творческих встреч.

В ходе одной из них, состоявшейся 7 сентября в музее сестер Цветаевых, работники феодосийских музеев встретились с главным редактором журнала «Мир музея» Алексеем Пищулиным и литературным редактором этого журнала Валерией Ахметьевой.
И хотя заявленный формат прошедшей встречи – «семинар» – мог изначально показаться кому-то не особенно привлекательным, а может даже и скучным, после завершения встречи, тема которой была «Разговор о музейной журналистике», презентации журнала «Мир музеев», её участники провожали гостей из Москвы аплодисментами.
Иллюстрированный журнал «Мир музея» – старейшее в России профессиональное издание, посвященное музейному делу и культурному наследию. С 1931 года журнал выходил под названием «Советский музей». В 1993 году был переименован в «Мир музея». Журнал ежемесячно рассказывает о выставочной, экспозиционной, фондовой, исследовательской, образовательной деятельности российских и зарубежных музеев всех профилей и направлений.
Казалось бы, вот и вся суть презентации. Но с каким интересом участники встречи слушали увлекательный рассказ Алексея Пищулина об истории создания и становления этого издания! Главный редактор журнала, он же – директор Федерального центра гуманитарных практик Российского государственного гуманитарного университета, член Академии российского телевидения и обладатель премии Тэффи, прекрасный оратор и рассказчик, – Алексей Юрьевич так увлёк аудиторию, что полтора часа общения с ним пролетели незаметно.
А подводя итог прошедшей встречи, обратился к работникам феодосийских музее с такими словами: «Прекрасно знаю, что музейщики на личном опыте не раз убеждались, что лучше сидеть и не высовываться, потому что когда высовываешься, ничем хорошим это не заканчивается. Но мы не можем себе позволить не высовываться, потому что мы должны бороться за аудиторию. Наши посетители – люди, которые находятся в остроконкурентной среде. Их оболванивает телевидение, им морочит голову интернет и так далее. Мы не можем позволить себе отдать их им на растерзание. Поэтому мы должны пробовать новые формы, мы должны экспериментировать с новыми подходами. У вас, мои дорогие, есть «витрина» – журнал «Мир музея». Выставляйтесь в этой «витрине», обращайтесь, мы будем с удовольствием вам помогать, с удовольствием вас публиковать. Давайте совместными усилиями будем тормошить людей, которые, может быть, даже не знают, что они – друзья «Мира музея». Пусть это они узнают от вас», – сказал главный редактор журнала «Мир музея».

«Волошинский  сентябрь»  набирает  обороты

В том, что Алексей Пищулин еще и талантливый режиссер-документалист с богатейшим опытом, смогли убедиться те, кто вечером 7 сентября в рамках кинозала «Волошинский сентябрь» посмотрели его фильм «Андрей Болотов: рецепты счастья и плодородия». В программе Международного научно-творческого симпозиума документальные фильмы в «Волошинском кинозале» демонстрируются по трём направлениям: «Крымские премьеры», «Новое документальное кино Петербурга» и «Музейная серия». Представленный фильм Алексея Пищулина был из «Музейной серии».
«Несмотря на все исторические катаклизмы, несмотря на недавние потери обширных территорий, несмотря ни на что – мы все еще огромная и великая страна… Но не бывает великой страны без великих людей, составляющих ее богатство и славу. Вот только слава эта не всегда распределяется справедливо, пропорционально заслугам. Среди таких несправедливо обойденных известностью российских титанов – выдающийся ученый, изобретатель, писатель, педагог Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833). Этот удивительный человек прожил без малого 100 лет; застал восемь царствований; связал своей цепкой памятью 18-й век с веком 19-м. Он оставил огромное научное и художественное наследие, считается основателем нескольких естественных наук (например, помологии – науки о яблоках). Он был универсальным ученым, под стать своему старшему современнику Ломоносову. И все же, в отличие от Ломоносова, – почти неизвестен в своей собственной стране. Читая собственноручно составленные им «Записки», невольно поражаешься тому, до чего его биография современна и созвучна дню сегодняшнему», – так анонсирует фильм пресс-центр Ассоциации документального кино.

«Волошинский  сентябрь»  набирает  обороты
В день открытия фестиваля Дом Поэта, как и при жизни Максимилиана Волошина, был полон гостей, а программа торжественной церемонии, как всегда, – креативной и разнообразной

Из фильма зритель узнаёт, что Андрей Тимофеевич Болотов – сын военного, провел детство, мотаясь вслед за отцом по дальним гарнизонам. В ранней юности Андрей осиротел, остался, как сам он пишет, «малолетен, на чужой стороне, один и без всякого почти покровительства и защиты». Тем не менее, вопреки обстоятельствам, он сумел построить вполне успешную карьеру: сперва военную, затем – государственную. Благодаря отличному знанию немецкого, он смог перейти от несения изнурительной караульной службы к «чистой» офисной работе; был замечен начальством, получил завидную адъютантскую должность и даже последовал за своим начальником в столицу. Здесь он стал едва ли не каждый день бывать во дворце, то есть оказался среди «молодых» и «перспективных», постоянно мелькающих перед глазами высших чинов государства… Казалось бы, знай карабкайся ввысь по лестнице должностей и окладов! Тем более что умом и сообразительностью Бог не обидел.
Но у двадцатилетнего Болотова весь этот «карьерный взлет» вызывает почти аллергическую реакцию. «Должность моя… в короткое время так мне надоела и наскучила, что я проклинал ее и все на свете и не рад был почти животу своему», – жалуется он. При первой же возможности он просится в отставку, причем «в отставку без содержания» – и в свои 24 года отправляется в тульскую глушь, где проживет 70 лет, ежедневно благодаря Бога за то, что избавлен от великих почестей и беспокойств принадлежности к высшей элите государства. «Мир и спокойствие – наидрагоценнейшие из всех благ!» – напишет Болотов в своих «Записках».
«В фокусе нашего фильма – судьбы наших современников, людей XXI века, которые разными путями пришли к похожему решению: перенести центр тяжести своего существования из города в деревню, поселиться на земле, кормиться от ее плодов. Наши герои – люди разных поколений, разного возраста. И занятия их разнятся: одни делают сыр, другие разводят овощи, третьи выращивают элитные зерновые культуры. Объединяет их, таких несхожих между собою, одно: все они осознают свою новую жизнь как счастливую и осмысленную. Оказалось, что в итоге главное – все-таки быть счастливым, а не просто богатым, и радоваться каждому прожитому дню.

«Волошинский  сентябрь»  набирает  обороты
Алексей Пищулин презентует журнал «Мир Музея»

Причастность к тайне плодородия и сегодня помогает одолеть страх и уныние, она требует от человека усилий, но при этом делает жизнь праздничной, «как разноцветная одежда». Тульская земля, которая когда-то позвала Болотова из столицы, сегодня соединила этих людей, героев нашего времени, на таком актуальном, даже модном поприще, как производство экологически чистых органических продуктов, расширение их ассортимента, поиск забытых вкусов и реконструкция традиционных пищевых деликатесов. Но то, что сегодня только входит в моду, как оказалось, уже было осознано, описано и восхвалено Болотовым два с половиной века назад. Поэтому представляется столь важным и своевременным вспомнить о нем, перелистать им написанное, и вновь сделать всеобщим достоянием его простые и общедоступные рецепты счастья и плодородия», – приводит пресс-центр Ассоциации документального кино слова автора фильма…
…Нынешний Волошинский фестиваль продлится до 17 сентября. В предстоящие выходные он переместится в Старый Крым, где в его рамках пройдет фестиваль «Сияние Солхата». Напомним, что в этом году 20-й «Волошинский сентябрь» посвящен не только 145-летию со дня рождения Максимилиана Волошина, 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой и Году культурного наследия народов России, но и 130-летию со дня рождения Константина Паустовского, чье имя тесно связано со Старым Крымом.
Торжественное открытие фестиваля «Сияние Солхата» состоится 10 сентября в полдень в Старокрымском литературно-художественном музее. В программе этого дня также творческий марафон традиций разных народов, презентация выставки «Шёлковый путь от Японии до Крыма» (авторская живопись, японские кимоно), концерт «Наследники традиций».
А в предстоящее воскресенье, 11 сентября, начиная с 15 часов, гости фестиваля «Сияние Солхата» смогут оценить интерактивные площадки «Керамика» (лепка из глины), «Славянский дворик» (изготовление кукол-мотанок), «Орнаменты народов Крыма. Античная вазопись». Также в программе – интерактивная презентация культуры чаепития и кофепития и концерт, который начнется в 18 часов.

Василий ЕЖОВ, фото автора