Военкоры Победы

В музее Александра Грина открылась выставка «За мир без нацизма», она рассказывает о нелегком труде военных корреспондентов.

Выставка «За мир без нацизма» создана благодаря труду коллектива Феодосийского музея Александра Грина под руководством директора Анжелы Сердюковой и является их авторским проектом. Наряду с историческими материалами в масштабах страны на ней представлены уникальные фотографии и вещи времен Великой Отечественной войны из личных коллекций феодосийцев. Прежде всего, сотрудников музея.
Создатели выставки – Наталья Яловая и Борис Николин. Основу ее составляют фотографии Евгения Халдея времен Великой Отечественной, газетные вырезки, публикации военкоров. Из личных коллекций здесь можно увидеть такие вещи как фотоаппарат, записная книжка, бинокль и другие. На стенде, посвященном нашим современникам, представлены снимки военкоров, а также фотографии, отражающие боль и ужас людей.

Наталья Яловая работает в музее Грина с 1984 года. По профессии филолог, пришла в музей и трудится здесь уже 39 лет. На вопрос: «Что для вас музей?» – Наталья Васильевна отвечает: «Это вся моя жизнь!». Можно только попытаться представить, сколько сотен выставок за эти годы было организовано и прошло здесь при ее участии. Про «Мир без нацизма» говорит:
– Когда ты видишь снимки той войны и борьбы с нацизмом в наши дни, то осознаешь, что это трагедия и тогда, и сейчас. Мы понимаем, что чувствовали люди в то далекое время войны 1941-1945 годов. У коллектива музея стали рождаться сюжеты для создания выставки. Понимаете, это одинаково страшно в любые времена: горе людей, слезы матерей и стариков, разрушенные города и деревни… На этой выставке представлена фотография моего отца, он был летчиком и воевал на Северном фронте. (Мы проходим к одной из выставочных витрин.) Здесь, рядом с его снимком, вы видите «Летную книжку» папы и маленький альбом с фотографиями. К счастью, все сохранилось! Отец вернулся с Великой Отечественной войны и был с нами рядом еще долгие годы.
На открытии выставки директор музея Анжела Сердюкова сделала акцент на том, что наша задача сейчас – сохранить честную правду о войне, чтобы никто не переписывал ее и не искажал факты.
«Это наше героическое прошлое. Фашисты хотели нас уничтожить по национальному признаку, но у них ничего не получилось и не получится. Подобное происходит и сейчас. Мы уверены, что наши воины искоренят нацизм навсегда. Будем помнить наших земляков, которые свою жизнь отдали на благо Родины, изучать историю края и страны», – сказал заместитель Председателя Феодосийского городского совета Алексей Пузанов.

Экскурсии в музее в день открытия выставки чередовались концертными номерами, исполнялись лучшие произведения времен Великой Отечественной войны. Мы, посетители, не смогли сдержать слезы под песню в исполнении Заслуженного работника культуры Республики Крым Валентины Бурангуловой «Если б не было войны» (музыка Марка Минкова, слова Игоря Шаферана):

Еще до встречи вышла нам разлука,
И все же о тебе я вижу сны.
Ну разве мы прожили б друг без друга,
Мой милый, если б не было войны!

Наверно, я до срока стала старой,
Да только в этом нет твоей вины.
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый, если б не было войны!

И снова ты протягиваешь руки,
Зовешь из невозвратной стороны.
Уже ходили б в школу наши внуки,
Мой милый, если б не было войны!

Никто калитку стуком не тревожит,
И глохну я от этой тишины.
Ты б старшим был, а я б была моложе,
Мой милый, если б не было войны!

Если б не было войны…

Ради нескольких строчек в газете

В наши дни мы так много говорим о правдивой истории и важности ее сохранения для следующих поколений людей. Как бы ни старались переписать прошлое недружественные нашей стране государства – не получится. В первую очередь благодаря работе военкоров. Это становится очевидным фактом, когда рассматриваешь снимки времен Великой Отечественной войны. Вот, к примеру, попытка фашистов штурмовать Крым со стороны Феодосии и героический отпор нашего десанта. На сохранившихся фотографиях с расстояния полутора-двух метров запечатлены матросы и солдаты, обороняющие берег. Мы видим перестрелку, падающих людей и уже погибших. Это значит, что военный корреспондент работал в самом эпицентре боя, лицом к лицу со смертью. Чтобы рисковать собственной жизнью «ради нескольких строчек в газете», нужна храбрость. Эти слова из «Песни журналистов», написанные композитором Вано Мурадели в 1964 году на слова поэта Александра Левикова, давно стали символом данной профессии. Добывать информацию сотрудникам телевизионных и печатных изданий приходится повсеместно, но вот идти в одном строю с солдатами по дорогам войны способны далеко не все.

Военкоры поколения «Z»

Их не так уж много на нашу такую огромную страну. Потому что писать под пулями и взрывами бомб способны единицы. Кто-то гибнет на полях сражений, так и не вернувшись домой и в родную редакцию. А те, кто вернулись, никогда уже не станут прежними, ибо на дорогах войны через боль и потери постигается мудрость. Евгений Поддубный, Александр Сладков, Семен Пегов, Александр Коц, Владлен Татарский – наши современники. Их репортажи из горячих точек рассказывают нам правду, правдивее которой не бывает. Ближний Восток, Сирия, сектор Газа, Абхазия, Ирак, Афганистан, Донбасс… Они идут в одном строю с солдатами. Иногда, вернувшись домой, гибнут от подлой руки предателей родины и диверсантов. Так, недавно в Санкт-Петербурге на встрече с читателями был убит Владлен Татарский. Бомба была заложена в статуэтку, которую ему подарили. Слава военным корреспондентам за их профессиональный подвиг!

С камерой под пулями

Из военкоров времен Великой Отечественной войны самый известный, пожалуй, писатель Константин Симонов. Его очерки публиковались в «Известиях», «Боевом знамени», в «Красной звезде». Мы, конечно, знаем его стихи, а тогда их читали в окопах и землянках, строки из его произведений кричали, идя в атаку. Любимое стихотворение «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…», будто заклинание, декламировали солдаты, жены, невесты. И спустя восемь десятков лет после написания «Жди меня» является символом Великой Отечественной войны. Оно создано автором 14 января 1942 года, Симонову было тогда 26 лет. Вы только представьте, какую любовь к Родине нужно иметь, чтобы в таком возрасте стать фронтовым корреспондентом и написать строки, душа от которых дрожит спустя почти век!

Любовь и его вдохновение

За каждым великим произведением стоит любовь, даже если оно написано во время войны. Чудовищные события и печальные вехи в истории человечества проходят, но остается вечное – любовь. В сороковые у Симонова был роман с актрисой Валентиной Серовой. Капризная, вздорная и ужасно красивая она шла по жизни, оставляя за собой шлейф тайн и легенд. Разве мог он, молодой поэт, не дрогнуть перед ней? Шансов пройти мимо нее не было. И вскоре родилось стихотворение «Жди меня», посвященное Серовой. Как хорошо, что у них случился роман и что он был безумно талантлив, ведь сейчас у нас есть это прекрасное произведение!

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора