Из цикла «Земные пути Максимилиана Волошина»
Говорить о том, что Волошин путешествовал по Франции не совсем точно. Он побывал в этой стране с 1899 по 1916 годы восемь раз. Но большую часть времени жил в Париже. Жил в нем месяцами и даже годами.
Покидал этот город, в основном, в жаркие летние месяцы, когда закрывались театры и библиотеки, а знакомые разъезжались. В «Победе» уже рассказывалось о его поездках в Пиренеи (2020, №32); Биарриц (2021, №91) и путешествии на велосипеде по долине Луары в Ла-Боль (1921, №138).
Он также побывал на северо-западе Франции, в провинциях Бретань и Нормандия, путешествуя вместе со своим гимназическим другом Александром Пешковским в апреле 1901 года. Это самое загадочное из путешествий Волошина. О нем не сохранилось ни дневниковых записей, ни рисунков. Географические подробности удалось обнаружить только в трех письмах.
Достоверно известно, что они посетили Мон-Сен-Мишель (Mont Saint-Michel) – город-крепость и аббатство, расположенные на небольшом скальном острове у берегов Нормандии, недалеко от устья реки Куэнон. Этот район характеризуется самыми большими в Европе приливами и отливами с амплитудой до 14 метров. Благодаря этому, остров ежедневно на несколько часов оказывается соединенным с материком, а путешественники имеют возможность прогуляться по морскому дну.
Затем они побывали в небольшом городке Локмарьяк (Locmariaquer) в департаменте Морбиан в Бретани. Он известен памятниками эпохи неолита и промыслом устриц, которых собирают прямо на морском дне во время отлива.
В июле 1904 года Волошин провел три дня в горном курорте Шамони у подножия Монблана, высочайшей вершины Альп. Валериан Вебер (геолог и палеонтолог), повел его на ледник Mer de Glace («Море льда»), водил по трещинам, показывал разные альпинистские приемы».
В 24 июля 1905 года, вместе с Анной Рудольфовной Минцловой, Волошин побывал в Руане – исторической столице Нормандии. Над городком царит грандиозный кружевной собор Руанской Богоматери, который в 1876–1880 годах был самым высоким зданием в мире (151 м).
Они были в соборе и в полночь, и в полдень. Поднимались на башню «Висели в воздухе – совсем над бездной». О своем эмоциональном состоянии он написал восторженные письма к Маргарите Сабашниковой: «Я никогда не испытывал такой радости, такой силы, такой уверенности…» Через два года эти впечатления воплотились в цикле стихов «Руанский собор».
27 июля 1905 года, вместе с Минцловой и Чуйко, состоялась поездка в Шартр (в департаменте Эр и Луар) и посещение собора, также посвященного Богоматери, – одного из шедевров готической архитектуры. Впечатления выразились одной фразой: «Набат в душе». Вернувшись в Париж, написал М.В.Сабашниковой: «Моя душа проходит через ряд мистерий готических соборов». Осмыслению символики средневековой архитектуры Волошин посвятил книгу «Дух готики», к сожалению оставшуюся незавершенной.
В мае 1906 года, во время свадебного путешествия с Маргаритой Сабашниковой, они провел три дня в Фонтенбло, загородной резиденции французских королей, расположенной в 60 километрах к юго-востоку от Парижа и окруженной лесом¸ который был некогда охотничьими угодьями французских королей. «На природе мы до того почувствовали себя в родной сфере, что в экстазе, взявшись за руки, клялись жить на лоне природы, оставив города», – написала Маргарита Васильевна матери Волошина.
Более продолжительным было пребывание на острове Корсика вместе с журналистом и драматургом Александром Косоротовым. В конце июня 1902 года, из итальянского Ливорно они прибыли в порт Бастиа на восточном побережье острова. Волошин сравнил пейзаж Корсики с Грецией: «Ни одна страна не напоминает Греции так, как северное побережье Корсики».
Затем переехали в Аяччо – главный город острова – и провели там почти три недели. Аяччо родина Наполеона. Сохранился дом семьи Бонапартов. Удивительно, но Волошин, ни разу, ни в письмах, ни в дневнике, не вспомнил об Императоре.
Он восхищался морем, «ласковым, как девочка». В дневнике размышлял о самом себе. Начал странствовать в глубины своей сущности. Старался осознать свою «двойственность». Пишет о внутренней борьбе рассудочной части – «Я», с чувственной – «Он».
Открыв наугад томик Ницше, неожиданно останавливает свой взгляд на строчках, которые написаны как будто именно о нем, и принимает эту характеристику со всеми ее жесткими правдами: «Человек с объективным умом не более как зеркало». У него нет непосредственного чувства «добра» и «зла», относится к ним с одинаковым интересом».
Дни на Корсике Волошин делил между чтением и рисованием. Впервые начал писать масляными красками, которые незадолго до этого купил в Париже. Живопись его захватила, и он был даже доволен своими успехами. Но где эти рисунки? В фондах Дома-музея М.Волошина хранится коллекция его работ, написанных маслом. Большинство из них автором не подписаны и не датированы. Но обращает внимание серия рисунков маслом на небольших листах картона и бумаги с видами южного приморского города, написанных в импрессионистическом стиле. Приехав в Париж, Волошин увлекся именно новыми направлениями в живописи. Эти рисунки отличаются от хорошо узнаваемых видов Коктебеля, созданных в 1903 году. Можно предположить, что они написаны именно на Корсике. Предположение о том, что эти рисунки написаны на Корсике, высказывается впервые. В дальнейшем Волошин уже не обращался к масляным краскам.
Около 20 июля 1902 г. Волошин покинул Корсику и отправился на остров Сардиния.
Следует назвать еще один французский город – Дьепп на берегу пролива Ла-Манш. Волошин приехал из Парижа в середине дня 8-го апреля 1916 года, а вечером отплыл в Англию, навсегда покидая Францию.
Волошин провел во Франции около шести лет. Из них более 5,5 лет жил в Париже. Сменил 14 квартир. Посещал театры, музеи, библиотеки, выставки, лекции. Писал искусствоведческие статьи и репортажи для многих московских и петербургских газет и журналов. Наносил визиты и сам принимал гостей. С удовольствием был гидом для своих знакомых.
«Париж Максимилиана Волошина» может быть темой нового цикла статей.
Сергей Алимов, волошиновед