Бинуэлла  Оксман:  «Я  –  педагог  от  труда!»

Бинуэлла Григорьевна Оксман, Заслуженный работник культуры Республики Крым, один из старейших и опытнейших педагогов Феодосийской музыкальной школы №1, в которой она работает с 1967 года. Более 35 лет Бинуэлла Григорьевна возглавляла хоровой отдел, была руководителем хорового коллектива учащихся старших классов школы – лауреата Республиканского смотра-конкурса в Симферополе. Сегодня она руководит отделом хорового пения. Многие из её выпускников поступили в музыкальные профессиональные вузы, кто-то приводит на занятия к ней своих детей, есть и те, кто уже вернулся в школу в качестве преподавателя.

Бинуэлла Григорьевна не только очень музыкальный человек, но и эрудированный и интересный собеседник. Пожалуй, именно в разговоре с таким человеком можно понять суть призвания наставника и смысл профессии преподавателя музыки.

Подарок цыганёнка
Любовь к музыке передалась Бинуэлле Григорьевне «по наследству»: мама её занималась вокалом, отец окончил известную в Одессе музыкальную школу Столярского по классу скрипки. А скрипку ему подарил одесский цыганёнок. Было это в середине 20-х годов. В непростое и голодное время, уже работающий для того, чтобы прокормить большую семью, 12-летний мальчик увидел на улице голодного цыганенка и пригласил его к себе домой. Семья, которая и сама была небогата, накормила чем смогла и обогрела беспризорника, а тот в благодарность подарил мальчику скрипку.
– Папа великолепно играл на скрипке и фортепиано. И эта скрипочка всегда была с ним, даже во время службы на корабле. В кругу семьи он играл на скрипке, а я аккомпанировала на пианино. Мама пела, гости слушали, а я злилась, ведь можно было в это время заняться игрой с детьми, – улыбается Бинуэлла Григорьевна.
Свои первые шаги в музыке она начала делать в возрасте 6 лет в послевоенном, полностью разрушенном Севастополе. Отец её тогда нес морскую службу на крейсере «Красный Крым», а после эвакуации семья переехала из Батуми в Севастополь. Жили в полуразрушенной «клетушке», наполовину восстановленной своими силами. Несмотря на тяжелые времена, голод и холод, девочка стала заниматься на пианино, привезенном отцом из Германии в качестве трофея. А преподавала ей пожилая женщина-музыкант, жившая по соседству. Шестилетней девчушке не всегда хотелось сидеть и разучивать гаммы, поэтому она частенько придумывала предлоги, чтобы улизнуть с уроков.

Год – за два!
А вот после отцовского назначения в Петропавловск-Камчатский для Бинуэллы Григорьевны занятия начались в настоящей, полноценной музыкальной школе. Причем девочка показывала хорошие успехи в обучении по классу фортепиано: после второго класса её сразу зачислили в четвертый и даже несколько раз о юной пианистке писала газета Хабаровского края. После приезда в Феодосию Бинуэлла Григорьевна окончила нашу музыкальную школу №1. Обучалась на вечернем отделении, но занималась музыкой с утра до поздней ночи, поэтому и учебные программы двух-трёх лет она осваивала за год. По окончании общеобразовательной школы выпускница ещё не была уверена, что собирается заниматься музыкой профессионально. Но, не добрав совсем немного баллов для поступления в Одесский химико-технологический институт, у неё созрело твердое решение поступать в музыкальное училище в Магнитогорске.
Чувство, что с музыкой она связана навсегда, появилось у Бинуэллы Григорьевны позже, уже во время учебы. При музучилище была создана капелла взрослых исполнителей. В числе юных музыкантов-студентов, выступавших на гастролях в крупных городах страны, была и наша героиня интервью.
– Если бы вам представилась возможность начать жизнь сначала, выбрали бы вы профессию музыканта вновь?
– Конечно! Больше и не представляю себе что-то другое. Знаете, как говорится, есть профессионалы от Бога, а я – от труда. Если бы не трудилась, и результатов не было бы! У нас многие вышли в жизнь и стали известными музыкантами, вокалистами, скрипачами. Не только в России, но и за рубежом.
На дирижерско-хоровом отделении в училище были великолепные и сильнейшие педагоги, рассказывает Бинуэлла Григорьевна. Все они потом преподавали и до сих пор работают в ведущих российских консерваториях.
– Все, что они мне говорили, я помню до сегодняшнего дня! И все это сейчас отдаю детям, – с благодарностью
вспоминает она.
Обычно критерием успеха преподавателя является количество учеников, ставших профессиональными музыкантами, победивших в конкурсах. Многие из учеников Бинуэллы Григорьевны, повзрослев и отучившись в вузах, навсегда вернулись в стены родной школы теперь уже в роли наставников.

– В этом нелегком процессе, наверное, есть какой-то секрет? Как настроить ребенка заниматься музыкой, усидеть за уроками?
– Вот мне все говорят, что мой настрой помогает. А я не знаю, какой… Да секрета вообще-то никакого нет. Уверена, что человечность отношения к детям – иногда даже не как учитель-ученик, а именно как друг и старший наставник. Самое главное – искренность и любовь к детям, наше желание научить их всему и сделать это правильно, – уверена педагог.

– На вашем юбилее прозвучало, что родители – это одна из причин вашего бодрого настроя. Как вы строите ваши отношения с родителями воспитанников?
– Я разрешаю и даже рекомендую родителям присутствовать по возможности на занятиях. Родители говорят: «Я ничего не понимаю…» Отвечаю: «Поймете, сидите и слушайте». Потом с огромным удивлением воспринимают, что и как делает ребенок, чему он научился, как воспринимает музыку.

–Самое главное, наверное, для человека музыки и творчества – это вдохновение. Что для вас вдохновение, где вы его берете?
–Вот я вошла в нашу музыкальную школу, увидела детей, и вдохновение пришло. Люблю своих учеников и свою работу! А выгляжу бодрой, потому что я всегда с детьми.

– Мы желаем, чтобы вы всегда выглядели такой же привлекательной и полной сил. И, конечно, чтобы всегда рядом были вдохновение и благодарные ученики. А что вы можете пожелать своим коллегам, ученикам и их родителям?
– Здоровья и душевных сил! Своим ученикам хочу пожелать успехов и терпения, потому что учеба – это огромный труд и максимум терпения. Не важно прививать детям любовь к спорту или музыке, самое главное – всегда оставаться честным, порядочным человеком! Как раз этому мы и учим наших детей.