
В годы флотской службы
…Североморск… Ночь… Мороз… Сквозь метель с трудом пробивается свет прожекторов с вышек, установленных по периметру продовольственного склада Северного флота.
Тоска зеленая! И картинка – еще та! Огромная свиная туша, распиленная вдоль на две равные части, выглядит устрашающе и неподъемно. Ледяная свинья, извлеченная из складского холодильника, даже сквозь перчатки сводит ладони могильным холодом и норовит предательски выскользнуть из рук. И выскальзывает, к счастью, без серьезных последствий, не считая прищемленного мизинца на правой руке. Провизию необходимо было доставить на корабль, готовящийся к выходу в море. В те годы кораблем командовал капитан 1-го ранга Георгий Иосифович Дубина. И оставить его экипаж без наваристого борща – это было все равно, что предать Родину.
Смертельно уставшие и продрогшие, мы долго тряслись в крытом кузове армейского автомобиля, прежде чем на фоне чуть начинающего светлеть неба проявился орлиный профиль и узнаваемые контуры грозного красавца – большого противолодочного корабля «Адмирал Нахимов» проекта 1134-А. Здесь задача была еще сложней и опасней: проклятые свиные туши, каждая из которых, казалось, злорадно ухмылялась и мстительно подмигивала, предстояло по узкому неустойчивому трапу перетащить на борт корабля.
Наконец-то задача была выполнена! Выездная команда невыспавшихся матросиков-первогодков разбрелась кто по кубрикам, кто, согласно штатному расписанию, по боевым постам в надежде забыться во сне хотя бы на часик-полтора…
…Большая часть моей срочной службы прошла на Балтийском флоте в должности инструктора спецдисциплин в учебном отряде в Ломоносове, под Ленинградом. Но за судьбой боевого корабля Северного флота, где проходил стажировку, по возможности старался следить. К сожалению, конец «Адмирала Нахимова» был печален. Как следует из википедии, в 1991 году он был исключен из состава флота и в 1994 году продан Индии для разделки на металл. Но до места назначения корабль так и не дошел, сел на мель и был разбит штормом. Команда спасена проходившим мимо эсминцем США, откликнувшимся на сигнал бедствия.
… А тогда в Североморске, в зимнюю ночь 1975 года, мне так и не удалось выспаться. Скрипучим голосом дежурного офицера громкая связь озвучила новый приказ Родины: «Подъем! Становись!» В этот раз личному составу была поставлена задача очистить до рассвета от снежных заносов и завалов пирс, дабы обеспечить комфортный приход на корабль высокого начальства. А что делать? В воинской присяге черным по белому написано «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, … торжественно клянусь… беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников…» В общем, с достоинством преодолевать все тяготы воинской службы и не обсуждать приказы командиров.
Этих тягот у моряков-первогодков впереди было еще немало. И пройдет почти два года, прежде чем уже главный корабельный старшина, в последний раз отдав честь Военно-морскому флагу, продефилирует по городу в черных брюках-клёш с вшитыми дембельскими «торпедами-клиньями», в ушитой фланелевой форменке с неуставными погонами и нашивками, в бушлате, с сияющими золотом медными пуговицами, и в лихо заломленной на затылок бескозырке… В общем, как поется в песне, «моряк вразвалочку сошёл на берег…» Сошёл, так и оставшись верным присяге и стране, существовать которой на тот момент оставалось всего 14 лет…
Василий Ежов, фото из семейного архива
Ещё новости
Воспитанники «Интеллекта» – победители фестиваля по спортивному туризму
Житель Подгорного пытался похитить 200 килограммов винограда
Читайте, завидуйте, я – гражданин Российской Федерации!