Феодосия – самый загадочный город античности

Археологи продолжают исследование древней винодельни

В Феодосии на Тепе-Оба завершился очередной сезон раскопок. В течение нескольких лет Феодосийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа при участии Феодосийского музея древностей проводит исследования, основной объект которых – ближайшее южное предместье города, где расположен курганный некрополь древней Феодосии, а также – пригородные усадьбы и святилища. Этот сезон, как всегда, ещё приоткрыл кое-что из истории загадочной античной Феодосии.

Феодосия – самый загадочный город античности

Древний предок феодосийского виноделия

Несколько лет назад на раскопе были обнаружены остатки двух специально устроенных давильных площадок для выдавливания сока из винограда и расположенное рядом полуподвальное хранилище, где в огромных древних керамических сосудах – пифосах – хранилось уже готовое вино. В результате исследований учёные сделали вывод, что в этой части загородной античной усадьбы в середине- второй половине IV века до нашей эры функционировала винодельня. Находки подобных производственных винодельческих комплексов на Боспоре известны, но крайне редки. А для античной Феодосии, которая в принципе почти не изучена археологически, – это и вовсе первая и уникальная находка. Эта винодельня, можно сказать, – древний «предок», родоначальник виноделия Юго-Восточного Крыма – той отрасли, которой так славится наш регион.
Минувшим летом при раскопках на древней винодельне археологами были обнаружены интересные и уникальные для нашего региона находки – фрагменты амфор с острова Фасос и ионийской керамики, свинцовые пломбы, большой фрагмент чернолакового канфара. Появилось несколько уникальных для Феодосии находок, которые, предположительно, датируются серединой-третьей четвертью V века до н.э.
На участке раскопа, который находится чуть ниже давильной площадки винодельческого комплекса, вероятно, в полуподвальном помещении располагалось хранилище. Об этом можно судить по нескольким обнаруженным углублениям различной величины. Предполагается, что это – следы от пифосов, которые использовались не только для хранения вина, но, возможно, и для процесса брожения.
За несколько сезонов археологи нашли пять бронзовых наконечников стрел. Возможно, во время нападения неприятеля пифосы выкопали, они стояли где-то на поверхности, но вывезти их не успели. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты.
Этим летом, несмотря на трудности и нестабильную политическую ситуацию, археологам всё-таки удалось собрать экспедицию, в которую вошли только «крепкие орешки». На раскопки приехали и продолжили исследования истории античной Феодосии около двух десятков самых смелых и увлечённых археологической наукой учёных и волонтёров из Белгорода, Симферополя, Санкт-Петербурга. И, конечно, активное участие приняли в исследованиях сотрудники Феодосийского музея древностей под руководством заместителя директора Юрия Кокина, а также неравнодушные феодосийцы. Коллектив сложился молодой, весёлый, интересный. Археологической экспедицией руководит научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа и руководитель Феодосийской экспедиции Мария Ахмадеева.
– Многие экспедиции в Крыму в этом году не работали. Поэтому освободились волонтёры, которые хотели участвовать в раскопках. И мы их перенаправили сюда. Кто-то из них впервые участвует в экспедиции, а кто-то уже опытный участник на раскопках, но все они – молодцы! Теперь мы точно знаем, на этих ребят можно положиться, – рассказывает Мария Миндигалимовна.

«На лопате и карандаше»

«Точка!» – «Сто восемьдесят шесть!». «Точка!», – переставляет рейку молодая, улыбчивая девушка. «Сто восемьдесят девять!» – кричит в ответ археолог, всматриваясь в объектив нивелира. Сейчас измеряется высота каменной кладки, чтобы археологи в дальнейшем имели представление об уровне постройки. Температура воздуха +30. Но на площадке раскопа жарко совсем не поэтому. Сезон раскопок завершается, археологам надо успеть всё максимально точно графически и фотографически зафиксировать, подробно описать на плане и внести в отчёт. Обозначить пространственное положение открытых объектов относительно друг друга – это одна из самых важных задач археологических исследований, чтобы понимать, какие из построек более раннего, а какие более позднего периода.
– На глаз, конечно, мы этого не заметим, но, сняв несколько точек с помощью нивелира, мы понимаем, что найденная кладка, например, расположена под наклоном, под углом. По этим данным можно судить, как создавался или разрушался культурный слой, – объясняет Мария Ахмадеева.
Волонтёр Андрей из Белгорода участвует в раскопках впервые. Наша Феодосия понравилась ему с первого взгляда – город чистый, красивый, а самое главное – с древней историей.
Наша землячка, волонтёр Елена Иванова тоже пришла на раскопки первый раз. Принять участие в археологической экспедиции – её давняя мечта. По окончании сезона Елена довольна всем: работа оказалась не такая тяжёлая, как она ожидала, а у неё появилось много новых и интересных друзей.
– Продвигаемся не очень быстро, но как можем. Желающих приехать на раскопки не так много, и всё равно сезон успешный. Очень важно не пропустить сезон. Надо, чтобы он состоялся, даже в небольшом объёме, – уверен старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Александр Супренков, который занимается исследованием Крымского Приазовья, а именно – античного городища Сююрташ III-II веков до нашей эры, археологи изучают его с середины 1950-х годов.

Феодосия – самый загадочный город античности

Под руководством Александра Супренкова раскопки здесь ведутся четырнадцать лет. Сейчас его археологический сезон завершился, поэтому археолог решил помочь в археологической экспедиции в Феодосии. Для Александра Супренкова, начиная со студенческих раскопок «на лопате и карандаше», это 29-й полевой сезон. Он уверен, что даже досконально прочитав все учебники по археологии, но без участия в полевых сезонах никогда не стать хорошим археологом.
– Очень ценно, что нашёлся такой исследователь, который занимается Феодосией, одним из менее изученных городов античности, по сравнению с Нимфеем, Мирмекием, Пантикапеем. Что пожелать Феодосии… Если в плане изучения и сохранения нашего культурного наследия, то есть один проблемный момент. Это недостаточная степень защиты объектов культурного наследия от застройки. Вот в Феодосии, например, в районе остановки «Мост», где на генуэзском мосту 15 века расположена бетонная конструкция. Такое можно увидеть не только в вашем городе, но и в других городах Крыма. Поэтому хочется пожелать Феодосии более внимательного отношения к застройке. Ведь любая хозяйственная деятельность в окрестностях исторических мест должна проводиться с привлечением археологов, чтобы не нарушить культурный слой.

Феодосия – самый загадочный город античности
Конечно, находка не античного периода, а 19 века. Но для археологов каждая из них – сокровище

Таинственная мощная ограда от чего-то

Археологическая экспедиция нынешнего года принесла немало находок и открытий. Уже по сложившейся замечательной традиции, накануне дня рождения Феодосии исследователи снова сделали городу свой археологический подарок.
В этом сезоне археологам удалось прирезать небольшой участок, тем самым они получили совершенно другую по сравнению с предположениями прошлых лет удивительную картину. Исследователи открыли продолжение самой основной, монументальной каменной кладки. Ещё на раскопках прошлым летом археологи предполагали, что это стена большого помещения. Сейчас удалось обнаружить, что мощная кладка, которая сложена полуметровыми камнями, продолжается ещё дальше, и намного дальше. Такие монументальные кладки на раскопках встречаются довольно редко.
– Эта находка заставляет по-другому взглянуть на нашу прежнюю гипотезу. В поисках ответов на один вопрос, археологи обычно вместо этого получают сверху ещё несколько вопросов. Так обычно и бывает. Наша находка, как всегда, добавила нам загадок. Теперь у нас возникает следующий вопрос: на какое расстояние уходит эта огромная монументальная кладка. Сейчас можно предположить, что это не стена постройки, а какая-то мощная ограда от чего-то. Возможно, это оборонительное сооружение. О точной функции открытия мы сможем говорить только в результате доисследования в будущем. Кроме того, сегодня мы нашли пристроенное внутрь кладки сооружение более позднего времени, о чём свидетельствует найденный фрагмент черепицы-марсельки с клеймом 1856 года, периода Крымской войны. Кроме того, была обнаружена южная граница давильных площадок винодельческого комплекса. Это открытие поможет нам получить точный контур и понимать размеры площадок, а также предположить, какие объёмы производства были на винодельне. И мы уже готовимся к тому, чтобы в будущем открытой большой площадью доисследовать эту постройку.
Как рассказала Мария Ахмадеева, с помощью верстовых карт 1912 года исследователи увидели, что на одной из частей склона, где сейчас растут сосны, в конце 19-начале 20 века был виноградник. И у археологов появилось предположение, что найденная постройка, возможно, была как-то связана с винодельческим производством.
Также этим летом археологи нашли наконечник скифской стрелы, а еще два клейма на амфорах, одно из которых совершенно редкое, возможно, даже уникальное. По крайней мере, пока археологи таких находок не встречали. Фотографию отправили специалистам, которые занимаются исследованием древних амфор.
Теперь на основе открытий на раскопках исследователи смогут выдвинуть новые гипотезы о размерах, границах, объёмах производства древнего винодельческого комплекса. Но дело даже не в объёмах, а в самих уникальных находках, что ведут в мир тайн и загадок, которые до сих пор хранит земля древней Тавриды.

Феодосия – самый загадочный город античности

Радуга над Феодосией

С каждым сезоном наш феодосийский археологический памятник становится всё более интересным, и интерес учёных к исследованию античной Феодосии, которая в принципе почти не изучена археологически, только возрастает.
– Независимо от объёмов раскопок, наш археологический памятник становится с каждым сезоном всё более интересным. За прошедший год я участвовала в нескольких научных конференциях. Для учёных очень важно общаться, желательно при личной встрече, делиться собственными мнениями, гипотезами, – уверена руководитель экспедиции. – И я могу точно сказать, что Феодосия вызывает огромный интерес у учёных-античников. Не устаю повторять, что это самый загадочный и малоизученный античный город в Крыму, на Боспорском царстве. И интерес этот только возрастает, потому что каждый сезон мы открываем что-то новое. Сам факт систематического исследования Феодосии уже вызывает интерес. Вот и теперь открылись наши новые задачи – исследовать функцию найденной постройки.
Руководитель экспедиции Мария Ахмадеева надеется, что следующий сезон будет не менее плодотворным. Конечно, зависит это от многих факторов, от политической ситуации, финансирования, человеческих ресурсов. Будем надеяться, что всё запланированное удастся исполнить.
Когда экспедиция завершается, наступает время написания отчета о проведенных исследованиях и обработки находок. В научном отчёте собирается воедино вся полученная в ходе раскопок информация, вплоть до самых мелких подробностей. Всё, что нашли во время раскопок, становится подробным описанием, с дополнением чертежей, фотографий и рисунков, по которым можно получить полное и точное представление и о результате, и о самом процессе раскопок памятника. После реставрации и научных исследований все найденные на Тепе-Оба артефакты поступают в фонды Феодосийского музея древностей.

Уходить от археологов не хотелось. На прощанье ребята пожелали:
– Поздравляем Феодосию, культурную столицу Крыма, с Днём города! От города-героя Керчи городу воинской славы Феодосии – большой археологический привет! Это лучшие древние города восточного побережья нашего замечательного полуострова! Желаем столько же открытий, и сверх того. А мы постараемся в этом помочь, – попрощались участники археологической экспедиции.
И как раз в этот момент в небе над Феодосией появилась яркая радуга. Красивая и величественная, она улыбалась городу и дарила ему надежду и радость.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора

Феодосия – самый загадочный город античности
Желаем столько же открытий, и даже сверх того!