Мир глазами одного фотографа

Фотография является отражением внутреннего мира человека, который ее сделал. Все, что воссоздается творцом, говорит о том, каков его внутренний мир, что он замечает, как видит.

Снимки бывают разные: случайные, постановочные, редкие, за которыми нужно, скажем, ехать за тридевять земель, и другие. Профессиональный фотограф всегда глазами ищет кадр. Работы фотохудожника Льва Попова – целое путешествие в прекрасный мир природы Крыма, его знаменитых жителей и совсем неизвестных – настолько, что и сам мастер не помнит их имен. Нам очень хочется рассказать вам о нем и его работах.
Лев Попов пришел в редакцию газеты «Победа», бережно прижимая к груди фотоальбом – великолепное глянцевое издание. Лев Михайлович сказал, что в Феодосийском доме культуры прошла выставка его работ и протянул мне журнал, который от первой корки до последней состоит из вех его жизни. А как иначе: за каждым снимком стоит поездка автора в гости, прогулка по улицам города, отдых у моря и так далее.
Раскланявшись с Поповым, я вернулась на рабочее место и начала листать глянец. Признаюсь: не сразу поняла, с мастером какого уровня я имела честь только что общаться. А тут…
На обложке – бухта Коктебеля. Стая журавлей в лучах заката, пробивающихся через перистые облака, море, неспокойное, пенистое… Черно-белый снимок, но какой! Акцентным является рояль на первом плане и ярко-красный стул перед ним. Надпись: «Лев ПОПОВ. Фотохудожник AFIAP. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Классика художественной фотографии».
А потом я бегала по редакции и с криком: «Вы только посмотрите!» – показывала снимки, помещенные в издании, своим коллегам. Итак, что же там было?..

Портрет Волошиной, «Старик и море»

Открываю альбом и вижу портрет Марии Волошиной. Снимок сделан в Коктебеле, в доме матери Максимилиана Александровича, в 1976 году. С Марией Степановной был хорошо знаком друг фотографа, и они с Поповым вместе поехали ее навестить. Лев Михайлович вспоминает, что с ней хотелось беседовать и беседовать:
– Я даже не хотел ее фотографировать, знаете, возраст уже преклонный был у человека… Но снимок все же получился, как-то спонтанно, в кабинете Волошиной. В тот вечер мы сидели за столом и много говорили о любви к Крыму.
Прощались рукопожатием – рука у нее сильная была, пожимала крепко….
17 декабря этого же года Марии Степановны не стало.
Еще я долго не могла оторваться от снимка «Старик и море». Трудно поверить, что это фотография – как будто искусная живопись. Лев Попов вспоминает, как гулял по старому городу и на улице Корабельной повстречал этого феодосийца. Он был одним из рыбаков «Рыбколхоза», старожил. Как зовут – уже и не вспомнить, но память о нем живет вот в этой фотографии, которая получила золотые медали на выставках в разных странах мира.

«Внучка Ай-Болита и «Юноша с дрелью»

Однажды в одном из санаториев для детей с ограниченными возможностями здоровья города Евпатории Лев Михайлович увидел удивительно гармоничную девушку в белом халатике, в косынке и круглых очках. Сестра милосердия, «Внучка Ай-Болита» – так он ее назвал.
Еще одна фоторабота под названием «Первое дежурство» получила восемь золотых международных медалей. Снимок постановочный, но если бы об этом не сказал сам автор, то даже и мысли не возникло бы о том, что так было задумано специально. Все в образе медсестрички говорит о том, что она взволнована и в этот момент читает молитву.
А как-то, проходя мимо стройки, взгляд фотографа привлек строитель – с балетной фигурой, копной кудряшек на голове. Увидел его и решил снять, так как уже родились идеи для работ именно с этим человеком. Договорились на фотосессию (все работы мастер создавал совершенно бесплатно для своих героев). Так появились снимки «Парень» и «Юноша с дрелью» – очень притягательные, свободные, без всякого налета скованности того периода жизни.

«Отец» и Мирель Шагинян

Вообще, самая первая фотография в альбоме называется «Отец»: в ярком свете двух светильников Михаил Семенович, папа Льва, делает фигуру медведя – он увлекался резьбой по дереву. Отец уже в преклонном возрасте, и видно, что его подводит зрение. Он сидит на круглом стуле с подлокотниками, и ясно, что именно на нем он любил сидеть часами и вырезать фигурки. За открытой дверью (очевидно, ведущей на балкон) стоит швабра метелкой кверху. Все уютно, по-домашнему, и кажется, что слышно сквозь время тиканье часов…
Две фотографии: «Художник-искусствовед Мирель Шагинян» и «Сказительница» – посвящены советскому живописцу и графику, члену Союза художников СССР Мирели Яковлевне Шагинян, дочери поэтессы и прозаика Марэтты Шагинян. Фотографии были сделаны на одной из дач в Коктебеле, в поселке, где бывали и бывают десятки (а то и сотни) известных людей. Мирель Яковлевна ушла из жизни здесь же, в Коктебеле, в 2012 году, по завещанию похоронена на поселковом кладбище.
…Работы «Психолог», «Прощание с Коктебелем», «Окно», «Во время поездки на Чуфут-Кале», «У генуэзских стен» и другие. Каждая – не просто фотография, а мини фильм, история с очень четко простроенным сюжетом.

О выставке в ДК и авторе

Выставка закончилась совсем недавно. Фотоработы Льва Попова размещались в Малом зале первого этажа Феодосийского дома культуры. В первой половине сентября здесь побывали сотни людей.
На стене у входа работы предваряют портреты Льва Попова, выполненные Андреем Устиновичем, с разницей в 30 лет. Внешность его колоритна, невольно начинаешь бегать взглядом вверх-вниз и сравнивать изменения человека за три десятка лет.
На выставке были представлены циклы фотографий «Феодосия и феодосийцы», «Из жизни дерева», «Натюрморты». Это улицы города, Карантин и Форштадт, проспект Айвазовского; корни деревьев – как основа жизни; яблоки, хурма, фрукты и посуда… Все его работы достойны внимания.
За жизнь Львом Михайловичем сделаны тысячи фотографий. В альбом, о котором мы рассказали выше, вошли только избранные, медальные, отмеченные за рубежом. На выставке, которая прошла в Феодосийском доме культуры, были представлены фотографии крайних лет.
Лев Попов родился шестого августа 1938 года в Ялте. С детства занимается фотографией, а с юности еще и авторским кино. Организатор и руководитель народной киностудии «Чайка» при Феодосийском городском доме культуры. Участник и призер многочисленных кинофестивалей авторского кино, в том числе международного «Уника» (г. Загреб, Хорватия).
Известен как фотохудожник-ветеран Крыма. Организатор многочисленных крымских межфотоклубных и персональных выставок, имеет многочисленные награды. Участник сотен международных всесоюзных национальных крымских и городских фотомероприятий.
Был в горах Памира, на полуострове Камчатка, путешествовал по всему миру.
Сейчас Льву Попову 84 года. Он не мыслит себя без любимого дела и продолжает нештатно сотрудничать с российским государственным федеральным информационным агентством ТАСС. Живет полгода в Крыму – полгода в Москве. То, насколько он любит полуостров, и говорить не надо, Крым – это источник жизни для творческих людей.

Лев Попов

Заслуженный деятель фотоискусства России, художник Международной федерации фотоискусства. Фотохудожник, кинорежиссер, журналист, педагог. Создатель творческих фото-, кинообъединений в Крыму и Украине. Был организатором и руководителем феодосийских народных фото– и киноклубов «Чайка».
Возглавлял союз украинских фотоклубов «Украинское кольцо», был президентом крымской федерации авторского кино, председателем многих жюри фото– и кинокнкурсов.
Почетный член зарубежных фото-, киноклубов и объединений, фотохудожник международной федерации фотоискусства AFIAP.
Один из первых в СССР кинорежиссеров приступил к созданию музыкальных клипов. Лауреат всесоюзных и международных кинофестивалей авторских и короткометражных фильмов.
Фотопроизведения Льва Михайловича находятся в частных собраниях, музеях и галереях Англии, Испании, Италии, Канады, Аргентины, Польши, Будапешта, Бухареста, Вильнюса, Таллина, Риги, Москвы, Минска, Киева, Одессы, Днепропетровска и других городов.
Он автор многих искусствоведческих статей и ряда престижных фотоизданий.
Его фотовыставки проходили в тридцати городах мира.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото Льва ПОПОВА